Урок 135. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Тип урока: изучение нового материала, урок-слушание |
Педагогические задачи: способствовать формированию интереса к чтению детской литературы, умения «вглядываться» в текст; раскрыть своеобразие волшебных мотивов в литературной сказке Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» |
Планируемые результаты |
Предметные: понимают роль чтения; знают признаки волшебной сказки; ориентируются в структуре и содержании сказки; различают главных и второстепенных героев, выражают свое отношение к ним; различают народные и авторские сказки | Метапредметные: познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; осуществляют анализ, сравнение; делают выводы; регулятивные: проговаривают вслух последовательность действий; коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли | Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам |
Образовательные ресурсы: модели обложек |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
II. Работа по теме урока. 1. Рассказ учителя о Л. Кэрролле | Рассказывает о творчестве писателя (см. ресурсный материал) | Внимательно слушают | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя |
2. Чтение учителя | – Сегодня мы прочитаем отрывки из сказки про Алису, узнаем новых героев | |
Физкультминутка | Утром бабочка проснулась. Потянулась, Улыбнулась. Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела. На четыре – улетела | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
3. Вопросы по тексту | – Охарактеризуйте Алису. – Какими необыкновенными качествами наделены Алиса и ее друзья? – Ответьте на вопросы по тексту. 1. Как положено передвигаться в Зазеркалье по лестнице? 2. Что случилось с Алисой, как только она очутилась в Зазеркалье? 3. Как выглядят змеи особой породы? 4. Куда именно придет Герцогиня, если Кролик опоздает? 5. Почему Алиса решилась выпить жидкость из пузырька? 6. Где в море можно взять мед? 7. По каким дням выдается повидло? 8. Назовите насекомых, населяющих Зазеркалье. 9. Что забыла Алиса в лесу, где встретила олененка? 10. Как Алиса поняла, что перед ней Шалтай-Болтай? 11. Самая нахальная часть речи, по мнению Шалтая-Болтая? | – Алиса чудесным образом попадает в другой мир, она разговаривает с животными: Чеширским котом, мышью, Дрондом. Становясь крошечной, Алиса способна понимать язык животных. – Плыть по воздуху, держась за перила. – Она стала невидимкой. – Девочки, которые едят яйца. – В ярость. – На ней не было написано: «Яд». – У Медузы. – Завтра и вчера. – Слон, пчелампа, торшершень, саранчашка, саранчайник, баобабочка, гигантский комар. – Свое имя. – Написано на лбу. – Глагол | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
III. Итог урока. Рефлексия | – Персонажей, обитающих в Стране Чудес, можно встретить на каждом шагу и в реальном мире. Таких, кому не угодишь, под кого невозможно подстроиться, кто никого, кроме себя, не слушает, кто вечно раздражается, кто бездарно убивает время в бессмысленных беседах, играх, кто дурно воспитан и не хочет знать ни о каких правилах и нормах. Чеширский Кот – это персонаж сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», который всегда улыбается и может исчезать. – Как вы думаете, почему улыбался Чеширский кот? – А какое настроение у вас? – Что вам понравилось на уроке? – Что показалось трудным? – Оцените свою работу на уроке | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
Домашнее задание | Сочинить сказку в стиле фэнтези; написать сочинение на тему «Чему я научился, путешествуя с Алисой» (по выбору) | Записывают задание на дом, задают вопросы | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом |
Ресурсный материал
Рассказ учителя о Л. Кэрролле
27 января 1832 года в семье скромного приходского священника в небольшой деревушке Дэрсбери графства Чешир родился мальчик. При крещении, как это нередко бывало, он получил двойное имя: Чарльз – в честь отца, и Лютвидж – в честь матери. Он был старшим сыном в семье.Творческая неординарность маленького Чарльза проявилась с ранних лет хотя бы в том, что ему нравилось придумывать для своих братьев и сестер забавные игры и развлечения. То он переодевался факиром и изумлял публику фокусами, то мастерил театр марионеток и разыгрывал пьесы собственного сочинения или писал «романы», «хроники» и заметки для рукописного журнала, который сам и иллюстрировал.
Дети семьи Доджонс получили домашнее воспитание: их обучали закону Божьему, языкам и основам естественных наук. В 12 лет Чарльза отдали в школу, сначала в ричмондскую, а потом в знаменитый Регби – привилегированную закрытую мужскую школу. Учеба давалась ему легко, особый интерес он проявлял к математике и классическим языкам, но школьные годы, увы, не оставили приятных воспоминаний.
Вы спросите: «А при чем здесь Чарльз Лютвидж Доджонс?»
Чарльз Лютвидж Доджсон (Догсон)
– Charles Lutwidg Dodgson – таково было подлинное имя Кэрролла.
Знаете ли вы, как из Чарльза Лютвиджа Доджонса появился Льюис Кэрролл? (Показывает портрет писателя.)
Ч. Л. Доджсон стал Льюисом Кэрроллом в 1856 году. Сначала он разобрал оба своих имени Charles Lutwidge по буквам, как дети разбирают игрушечную машинку, чтобы посмотреть, что там внутри, и из обломков составил не один, а сразу два псевдонима… Эдгар Катвеллис, Эдгар Вестхилл.
Он перевел на латынь свое первое имя «Чарльз» – получилось – «Каролус», перевел на латынь второе имя «Лютвидж» – получилось «Людовикус», переставил латинские имена – получилось «Людовикус Каролус» и перевел их снова на родной. Так появился Льюис Кэрролл, неблагодарный Льюис Кэрролл, вскоре затмивший своего создателя и носителя, скромного давно забытого преподавателя математики Оксфордского колледжа Крайст Черч Ч. Л. Доджсона.
– Всегда ли Льюис Кэрролл был сказочником?
Сказочник Льюис Кэрролл родился 4 июля 1862 года во время лодочной прогулки по речушке Айсис. И было ему тогда 30 лет – именно так! По просьбе своих юных спутниц – дочерей ректора колледжа, в котором Кэрролл преподавал математику, – он начал рассказывать сказку об Алисе, придумывая на ходу (логичнее было бы сказать – на плаву) невероятные приключения девочки, отправившейся в путешествие вниз по кроличьей норе.
Сестры Лидделл пришли в восторг от услышанной импровизации и во время следующих встреч и прогулок стали требовать продолжения. А десятилетняя Алиса, любимица Кэрролла, в честь которой и получила своё имя героиня сказки, попросила его записать для неё необыкновенную историю. «И пусть там будет побольше всяких глупостей!» – настаивала она.
И все же главным его делом была математика, преподавание в колледже, ведь он был профессором математики.
А еще хорошим фокусником, мог сделать из бумаги такой пистолет, который стрелял. И... создателем книг про Алису.