Климат и человек
Урок 16
7 класс
Попробуй отгадай.
В поясе располагаются в основном южные острова; - весь год преобладают постоянные воздушные массы, высокие температуры, большое количество осадков; - не происходит смена сезонов года.
Экваториальный пояс
Является переходным климатическим поясом, занимает территорию п-ов Индостан и Индокитай,- летом преобладают экваториальные воздушные массы, зимой тропические;
Субэкваториальный пояс
Располагается на крайнем севере Евразии; - в течение всего года преобладает одна воздушная масса. Зима суровая, лето холодное;
Арктический пояс
Осадки выпадают в летний период, вызываются приходом умеренных воздушных масс. - летом господствуют умеренные воздушные массы, а зимой арктические;
Субарктический пояс
пояс не протягивается через весь материк; - пояс занимает Аравийский п-ов; пояс является постоянным. Осадков мало в течение всего года температуры высокие, особенно в летний период.
Тропический пояс
- имеет три климатических сектора; - на западе сектор средиземноморский, на востоке - муссон - в западной части осадки выпадают в зимний период, на востоке – летом , - зимой выпадают осадки, лето сухое; - летом преобладают тропические, зимой умеренные воздушные массы,
Субтропический пояс
Преобладают западные ветры; - Уральские горы являются климаторазделом двух климатических секторов; - делится на четыре сектора; - пояс имеет наибольшую протяженность с севера на юг; - пояс является постоянным , с холодной снежной зимой и теплым летом, суровая, лето холодное;
Умеренный пояс
Задание 1. Рабочая тетрадь, урок 15, стр.37, 1,2,3,4
- Назовите причины изменения климата на Земле?
- Приведите факты, по которым можно судить, об изменении климата на Земле.
- Где применяется статистический материал при изучении климата?
- Какими приборами изучают климат и погоду? Установите соответствия.
Естественное изменение климата во времени
Взгляды ученых на изменения климата :
Новый всемирный потоп откладывается, даже если скорость таяния ледников станет слишком высокой? Самый пессимистический сценарий потепления – повышение на 6С за 100 лет. Это ни как не повлияет на большую часть Антарктиды с ее температурами от -40 и ниже. (Н.И.Осокин)
Когда наступит очередной ледниковый период? Когда-нибудь он наступит, с точностью плюс-минус тысяча лет. Но это слишком большой период, тут прогнозировать невозможно. (Н.И.Осокин)
Смещаются ли времена года? В Кирове соловей прилетает на 5 – 7 дней раньше, чем 100 лет назад – потепление? Зато Азовское море замерзает два года подряд – похолодание? Точнее говорить о смещении годовых циклов. (А.А.Тишков)
Что случилось с нашими зимами? Больше стало циклонов. А циклон – это более мягкая зимняя погода. Но годы резких провалов возможны. То, что мы видим, конечно, накладывается на антропогенные влияния. (А.Б. Шмакин)
Чем объяснить рост приземной температуры? Одни климатологи объясняют это увеличением СО2 в результате человеческой деятельности. Другие считают, что антропогенный фактор не так велик по сравнению с природными. (А.Н. Золотокрылин)
Говорят, климат не может преподнести нам ничего нового. Все уже когда-то было? Если брать геологический масштаб времени, да. (А.Н. Золотокрылин)
По крайней мере, в последние 800 тысяч лет все повторяется. (Н.И.Осокин)
Но последствия могут быть новыми, поскольку люди трансформировали природу. (А.А.Тишков)
Влияние климата на человека
Приспособление человеческого организма к условиям окружающей среды называют АДАПТАЦИЕЙ.
Климат определяет для человека:
* характер жилья и одежды;
* характер питания;
* расселение человека
* уровень развития производительных сил;
* внешний облик (строение глаз, цвет кожи, форма носа, рост и телосложение и т.д.)
* самочувствие
Физкультминутка
- Раз – подняться, потянуться.
- Два – согнуться, разогнуться.
- Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
- Четыре – руки шире.
- Пять – руками помахать.
- Шесть – за парты тихо сесть.
Влияние деятельности людей на климат
Причины глобального потепления
- загрязнение атмосферы газами, вызывающими парниковый эффект (прежде всего углекислым газом, метаном).
- массовая вырубка лесов и уменьшения количества планктонов.
- Осушение болот, строительство водохранилищ.
Географический диктант
- Понижения температуры воздуха ниже 0 С весной и осенью.
- Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова.
- Осадки в виде частиц льда.
- Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.
- Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.
- Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней.
- Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.
- Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха.
- Жители, каких городов испытывают на себе влияние продолжительной и суровой зимы.
- Представители каких профессий составляют прогноз погоды.
Заморозок, Сильные морозы, Град, Гололед, Туман, Суховей, Ураган, Засуха, Норильск или Мурманск, Метеорологи, синоптики
Рефлексия
- 1. Сегодня на уроке мне понравилось…
- 2. Меня особенно удивило то, что…
- 3. До сегодняшнего урока я думал (думала), что..., а сейчас знаю…
Домашнее задание
Базовый уровень - Параграф 14, задание стр.73
Повышенный уровень – Найдите мнения и предположения различных учёных об изменении климата Земли. Выскажите свою точку зрения. Подготовьте сообщение.