Урок 14
СКАЗКИ В. Г. Сутеева.
В. СУТЕЕВ «ЁЛКА»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления со сказкой В. Сутеева «Ёлка», для развития осознанности восприятия литературного произведения, расширения представлений об авторской сказке.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением;
метапредметные: регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя, осознают важность планирования своей деятельности; познавательные – понимают фактическое содержание текста, формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, сравнивают сказки детских писателей, определяют тему прослушанной сказки; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с учителем, сверстниками;
предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров (сказка) и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных), составлять схематический план с введением «заместителей» героев сказки: ребята – Р, заяц – З и т. д.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Введение в тему.
Тихо звучит мелодия песни «Снежинка», муз. А. Гречанинова, сл. К. Бальмонта.
Учитель читает стихотворение.
Ночь. Мороз. Сверкают звёзды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна.
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Звёзды гаснут. С неба льются
Бледные лучи.
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
− Поделитесь впечатлениями от услышанного.
− В какое время года происходит действие? Назовите любимый зимний праздник, его атрибуты.
II. Работа по теме урока.
1. Работа со сказкой В. Сутеева «Ёлка»: слушание, беседа.
Учитель читает сказку В. Сутеева «Ёлка».
− Почему сказка так называется? Кому написали письмо дети? Как работали ребята? С кем отправился в путь Снеговик? Что случилось в пути? Кто взял письмо? Кто помог Бобику? Кто вернул письмо? Как Дед Мороз выполнил просьбу ребят?
Слайд: последнее предложение из сказки («А утром Снеговик стоял на прежнем месте, только у него в руках вместо письма была ёлка».) Дети читают «птичьим базаром».
Широко раскинув ветви,
В шубе снеговой,
Посреди поляны ёлка
Ввысь ушла стрелой.
Н. Хвостов
2. Моделирование обложки и сравнение ее с готовой моделью к сказке В. Сутеева «Дядя Миша».
Вывод: В. Сутеев пишет сказки о животных и детях.
Словесное рисование.
− Как бы вы проиллюстрировали произведение В. Сутеева «Ёлка»? (Высказывания детей.)
− Поэт Р. Кудашева вот как проиллюстрировала это стихотворение (учитель читает).
Гнутся ветки мохнатые Нити светлые катятся,
Вниз к головкам детей: Словно дождь золотой…
Блещут бусы богатые Поиграть, позабавиться
Переливом огней; Собрались дети тут
Шар за шариком прячется, И тебе, ель-красавица,
А звезда за звездой, Свою песню поют.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3. Схематический план (развитие сюжета).
− Новогодний праздник связан с ёлкой – лесной красавицей. Как ёлка оказалась во дворе у ребят?
Рассказывание по плану.
4. Работа по учебнику: рассматривание иллюстраций, упражнение в чтении.
− Рассмотрите иллюстрации учебника. Назовите всех персонажей сказки. Что вы о них можете сказать? Кто помогал, а кто вредил Снеговику? Как встретил Снеговика Дед Мороз? Прочитайте.
− Что было потом? Прочитайте.
5. Выполнение заданий в тетради.
− Какие подарки вы находили под новогодней ёлкой?
− Угадайте, какой подарок приготовила для вас ёлка из произведения В. Сутеева.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями.
В строчках на листочках,
Где станции на точках.
(Книга.)
III. Итог урока.
Слайд. Пословицы.
− Прочитайте пословицы о книге:
• Кто много читает, тот много знает.
• Прочёл новую книгу – встретился с другом.
• С книгой жить – век не тужить.
− Какая пословица характеризует сказку В. Сутеева «Ёлка»?
− Кому нравятся сказки В. Сутеева? Найдите и рассмотрите книгу со сказкой В. Сутеева «Ёлка»; придумайте сказочную историю о Деде Морозе и сделайте к ней рисунок (по желанию).