СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 15 Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Учителю ОБЖ, для студентов СПО и учеников 10-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок 15 Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения»

ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ№15

Тема: 3.5. Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения .

Название учебной дисциплины: Общественная безопасность жизнедеятельности

Курс: 1

Специальность: Сестринское дело: М -911, М-912, М-913,М-914

Форма обучения: очная



Количество часов:2

Разработчик: Заболотнев А.В., преподаватель Безопасности Жизнедеятельности.





Методическая разработка

рассмотрена и одобрена на заседании УМО №2

(протокол№3, 19.12.2016)

Председатель УМО _______________

Южанина Т.Н.

«19» _декабря _2016г.







Волжский 2016







Мотивация изучения темы: Студенты должны быть информированы о новейших достижениях науки в области защиты от современных средств поражения и их поражающего фактора.

Цели занятия:

Учебные (умения, знания): Познакомить учащихся с организацией и порядком проведения разведки в зоне ЧС, организацией спасательных работ, организацией и ведением санитарной обработки. Привить культуру безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Воспитательные: воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.

Развивающие: формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты)

Компетенции формирующие /ОК и ПК/

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями

ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда
на ФАПЕ, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.


Интеграционные связи (внутри - и междисциплинарные):Тема 3.4 Современные средства поражения и их поражающие факторы .

Междисциплинарные:

Анатомия, физиология человека, география. Оказание неотложной медицинской помощи в хирургии и оказание неотложной медицинской помощи при внутренних болезнях.

Оснащение: (средства обучения) индивидуальные средства защиты: Фильтрующий противогаз ГП -5, индивидуальная аптечка, лекционный материал.

Основные этапы занятия:

  1. Организационный момент (5 мин)

  2. Объяснение нового материала (80-85 мин)

  3. Задание на дом (1-3 мин).

Список литературы:

Автор: А.Т Смугнов Основы безопасности жизнедеятельности Медицина катастроф. Курс лекций
Автор: Левчук И.П., Третьяков Н.В.
Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций
Автор: Колб Л.И., Леонович С.И., Леонович И.И.
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
Автор: Ястребов Г.С.

Интернет- ресурсы : http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

Ход занятия:

№ п/п

Название этапа

Описание этапа

Педагогическая цель этапа

Время этапа

1.









2.




























































3.







Орг. момент.









Объяснение нового материала.


























































Закрепление материала






Приветствие студентов, отмечаются присутствующие, отмечается состояние аудитории, внешний вид студентов, сообщаются тема и цели занятия, мотивация занятия, сообщается и записывается план лекции.

Вступительная часть –подготовка слушателей к восприятию материала, настрой на рабочую деятельность.

Основная часть – выдается основной объем материала. Конспектируются основные термины и понятия лекции:

«Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».

Далее следует пояснить обучаемым, что мероприятия, проводимые гражданской обороной для защиты жизни и здоровья населения, являются составной частью мероприятий РСЧС, а следовательно, проводятся в целях зашиты жизни и здоровья населения от последствий ЧС мирного и военного времени и представляют единый комплекс мероприятий, который включает :

  1. Укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

  2. Эвакуация населения из зон ЧС;

  3. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

  4. Проведение мероприятий медицинской защиты;

5.проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.



Вопросы: Строят речевые высказывания в устной и письменной форме


Заключительная часть – логическое заключение лекции, подведение итогов занятия, работа с учебниками

Создание рабочей атмосферы, формирование познавательного интереса, развитие профессионального общения, дисциплинирование, мотивация студентов.


Информационная цель, подготовка к ознакомлению с учебным материалом, закрепление основных понятий и терминов.

Преподаватель руководит научным мышлением студента через формирование понятийного аппарата, активизирует мыслительную деятельность.

Преподаватель настраивает студентов на проявление активности в выполнении самостоятельной работы по данному материалу, определяет основные методические источники данного материала.


4.

Задание на дом.



Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на основных вопросах лекции.


Обеспечение качественного усвоения материала.




Преподаватель Заболотнев А.











Текст лекции

«Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».

Далее следует пояснить обучаемым, что мероприятия, проводимые гражданской обороной для защиты жизни и здоровья населения, являются составной частью мероприятий РСЧС, а следовательно, проводятся в целях зашиты жизни и здоровья населения от последствий ЧС мирного и военного времени и представляют единый комплекс мероприятий, который включает :

  1. Укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

  2. Эвакуация населения из зон ЧС;

  3. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

  4. Проведение мероприятий медицинской защиты;

5.проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.

Далее преподаватель, раскрывая содержание первого вопроса, обращает содержание первого вопроса, обращает внимание обучаемых , что во время Великой Отечественной войны для оповещения населения об опасности воздушного нападения использовалась главным образом городская радиотрансляционная сеть и сирены, подавалась команда : «Воздушная тревога», после окончания налета - «Отбой воздушной тревоги».

До 1988 года в нашей стране было принято решение установить единый сигнал, оповещающий население об угрозе возникновения ЧС как военного, так и мирного времени (землетрясение, пожар и т.д.)

Это сигнал «Внимание всем!» ,который подаётся сиренам, прерывистыми гудками предприятий и транспорта. Этот сигнал означает опасность, услышав его , необходимо немедленно включить радиоприёмник , телевизор, репродуктор и прослушать сообщение местных органов власти о возникшей опасности и правилах поведения ( речевую информацию).

Так ,например, при возникновении воздушной , химической опасности в военное время ,после подачи сигнала «Внимание всем», по средствам вещания сожжет быть передана следующая речевая информация:

  1. При воздушной опасности:

«Внимание! Внимание! Говорит управление ГОЧС. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога! Отключите газ , воду погасите огонь в печах. Возьмите средства индивидуальной защиты, документы ,запас воды и продуктов ,выключите свет. Как можно быстрее займите защитное сооружение или укройтесь в складках местности. Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к нашим сообщениям.»

2. При угрозе химического заражения :

«Внимание! Внимание! Говорит управление ГОЧС. Граждане!

Возникла угроза химического заражения . Наденьте противогазы. Для защиты поверхности тела используйте комбинезоны , сапоги. При себе имейте пленочные (полимерные) накидки ,куртки или плащи. Проверьте герметизацию помещения ,состояние окон и дверей. Загерметизируйте продукты питания и создайте в ёмкостях запас воды.»

Разбирая второй вопрос ,преподаватель обращает внимание обучаемых, что укрытие населения в приспособленных помещениях и в специальных сооружениях следует проводить по месту постоянного проживания или временного нахождения людей непосредственно во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения.

Далее преподавателю целесообразно коротко дать характеристику защитных сооружений.


1.Убежища

К убежищам относятся сооружения ,обеспечивающие наиболее надёжную защиту людей от всех поражающих факторов современных средств поражения.

  • Убежища защищают от ударной волны, светового излучения, проникающей радиации и от радиоактивного заражения ;

  • защищают также от ОВ и бактериальных средств. От высоких температур и вредных газов в зонах поражения, от обвалов и обломков разрушений при взрывах.

Люди могут находиться в убежищах длительное время.

Наибольшее распространение получили встроенные убежища, которые возводятся в ходе строительства производственных , общественных и жилых зданий в их подвальной части.

Возможно также строительство убежищ в виде отдельных стоящих сооружений. Такие убежища полностью или частично заглублены и обсыпаны сверху и с боков грунтом. Под них могут быть приспособлены различные подземные переходы и галереи , горные выработки и т.п.

  1. Противорадиационные укрытия.

Противорадиационные укрытия (ПРУ) обеспечивают защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении ( загрязнении) местности. Кроме того, они защищают от светового излучения, проникающей радиации и частично от ударной волны, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду людей радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

ПРУ устраиваются прежде всего в подвальных этажах зданий и сооружений. Так, например, подвалы в деревянных домах ослабляют радиацию в 7-12 раз. В каменных зданиях - в 200-300 раз.

  1. Простейшие укрытия.

Наиболее доступными простейшими укрытиями являются щели - открытые и особенно перекрытые. Вероятность поражения людей , укрытых в открытых щелях, ударной волной, световыми излучениями, проникающей радиацией уменьшается в 1.5-2 раза . Более надежно будут предохранять перекрытые щели , они будут также предохранять от непосредственного попадания на одежду и кожу людей радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств, а также от поражения обломками разрушающихся зданий.

Щели можно возводить на территории предприятий, учреждений ,учебных заведений и других объектов экономики ,а также в жилых районах.

Разбирая третий вопрос, преподаватель подчеркивает , что средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи (СИЗ) в системе защитных мероприятий в зонах ЧС должны предотвращать (ослаблять) воздействие на людей опасных и вредных аэрозолей газов и паров, попавших в окружающую среду ,а также снижать нежелательный эффект на действия человека светового, теплового и ионизирующего излучений.

В качестве средств индивидуальной защиты органов дыхания можно использовать общевойсковые , гражданские и промышленные противогазы ,выпускаемые промышленностью респираторы и простейшие подручные средства (противопыльные тканевые маски и повязки).

В качестве средств индивидуальной защиты кожи могут быть использованы общевойсковые защитные комплекты, различные защитные костюмы промышленного изготовления и простейшие средства защиты кожи (производственная и повседневная одежда ,при необходимости пропитанная специальными растворами).

В заключении третьего вопроса преподавателю целесообразно дать кратко характеристику гражданского противогаза ГП-7 и его модификации ГП-7В

Противогазы ГП-7 и ГП-7В предназначены для защиты органов дыхания , зрения и кожи лица. Они обеспечивают надёжную защиту отравляющих, многих сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ. Не менее 6 часов противогаз ГП-7 защищает от паров ОВ нервно-паралитического действия (типа зарин, зоман) и общеядовитого действия (синильная кислота, хлорциан), радиоактивных веществ (радионуклидов йода и его органических соединений типа- йодистый метил), а также не менее 2 часов - от капель ОВ кожно- нарывного действия (типа иприт).

Гарантийный срок хранения ГП-7В) - 10 лет.

Разбирая четвертый вопрос , преподаватель подчеркивает, что эвакуация населения из зон ЧС военного и мирного времени является наиболее надёжным способом защиты населения от ЧС.

Эвакуация может проводиться в случае угрозы возникновения реальной опасности для безопасного нахождения людей под влиянием разрушительных сил природы ,техногенных факторов и применения современного оружия. Эвакуация осуществляется путем организованного вывода или вывоза населения в близлежащие безопасные места, заранее подготовленные по планам экономического и социального развития соответствующих регионов , городов и населенных пунктов и оборудованные в соответствие временного размещения, обеспечения жизни и быта людей.

Эвакуация в безопасные районы предприятий, учреждений и организаций и обеспечение их дальнейшей деятельности осуществляется по планам эвакуации. Решение на её проведение при угрозе жизни и здоровью людей в ходе военных действий принимает Президент Российской Федерации.

Руководят эвакуацией органы управления по делам ГО и ЧС (ГОЧС). Практическое выполнение задач эвакуации населения возлагается на эвакуационные комиссии, которые создаются в органах государственной власти субъектов РФ, в органах местного самоуправления и на крупных объектах экономики.

Председателем соответствующей эвакуационной комиссии обычно назначается один из заместителей главы органа исполнительной власти , руководителя предприятия , учреждения, организации.

Исполнительным органом , проводящим эвакуацию населения , является сборный эвакуационный пункт (СЭП), который создаётся на основании решения соответствующих начальников ГО.


Все современное оружие делится на две категории: 1. ОМП и 2. Обычные средства поражения.

ОМП делятся на Я,Б и ХО

Вопросы урока


  1. Ядерное оружие и его поражающие факторы.


  2. Бактериологическое (биологическое) оружие.


  3. Химическое оружие.


  4. Обычное оружие и его поражающие факторы.




1 вопрос: Ядерное оружие это оружие основанное на делении тяжелых ядер. При его применении возникают поражающие факторы:

1. Ударная волна представляет собой уплотнение в атмосфере в котором резко поднимается температура и давление и это уплотнение движется со скоростью 350 м\с. УВ главная причина огромных разрушений.

2. Световое излучение это поток ультрафиолетовых и инфракрасных лучей возникающих вследствие нагретых до высокой температуры паров и воздуха. Длится примерно 20-40 сек. Распространяется мгновенно. Вследствие СИ сгорает все, что может гореть, а что не может – плавится.

3. Проникающая радиация это поток гамма излучения который приносит вред организму человека вызывая белокровие.

4. Радиоактивное заражение это загрязнение местности радиоактивными веществами, что так же воздействует как на человека так и на животных. Время заражения зависит от радиоактивных компонентов и может колебаться от 8 суток до 500 лет.

5. Электромагнитный импульс это возмущение электромагнитного поля в первую очередь влияет на работу электрического и электронного оборудования.

2 вопрос: Биологическое оружие это патогенные микроорганизмы или их споры, вирусы и бактериальные токсины, предназначенные для уничтожения всего живого. а в некоторых случаях даже военных материалов и снаряжения. Запрещено согласно Женевскому протоколу от 1925 года. Основные болезни применяемые в биологическом оружии: чума, холера, сибирская язва, оспа.

3 вопрос: Химическое оружие основано на токсичных свойствах отравляющих веществ.

ХО различают по характеру воздействия: 1. Нервно-паралитические (нервная система)

2.Кожно-нарывные (через кожные покровы)

3. Общеядовитые (нарушают передачу кислорода из крови к тканям) наиболее быстродействующие

4. Удушающие

5. Психохимические (центральная нервная система) временная слепота, глухота, страх, координация движений

6. Раздражающие (слезоточивые и т.д.)

К обычным средствам поражения относятся огневые и ударные средства(боеприпасы) и высокоточное оружие

Кроме того к ним можно отнести и гипотетическое оружие: тектоническое, радиотехническое и лазерное

4 вопрос: Обычное оружие основано на использовании энергии взрывчатых веществ и зажигательных смесей.

Это: 

- артиллерийские, ракетные и авиационные боеприпасы,


  • стрелковые вооружения,

  • фугасы, 

  • мины и другие средства,

  • РУК, ОУК (высокоточное оружие).


Наиболее распространены для поражения городов и населённых пунктов:


  • авиабомбы (фугасные, осколочные, шариковые),

  • боеприпасы объёмного взрыва,

  • зажигательное оружие.


Осколочные боеприпасы служат для поражения людей, животных. При взрыве образуется большое количество осколков с разлётом до 300 метров.

Фугасные боеприпасы служат для разрушения различных сооружений. Большую опасность представляют не взорвавшиеся бомбы, т.к. они очень часто имеют взрыватель замедленного действия, который срабатывает автоматически через некоторое время.

Шариковые авиабомбы служат для уничтожения людей. Они снаряжаются большим количеством осколков (от нескольких сотен до нескоьких тысяч) весом до нескольких граммов каждый.

ШБ размером от теннисного до футбольного мяча могут содержать до 300 металлических или пластмассовых шариков диаметром 5 – 6 мм. Радиус поражения такой бомбы до 15 метров.

Боеприпасы объёмного взрыва сбрасываются с самолёта в виде кассет. В кассете имеется 3 боеприпаса, содержащие около 35 кг жидкой окиси этилена каждый и взрыватель. В воздухе эти боеприпасы разделяются, при ударе об землю срабатывает взрыватель, который обеспечивает разброс жидкости и образование газового облака диаметром 15 метров и высотой 2,5 метра. Это облако подрывается специальным устройством замедленного действия.

Основной поражающий фактор – ударная волна, мощность которой в 4 – 6 раз больше энергии взрыва обычного боеприпаса.

Зажигательное оружие – совокупность зажигательных веществ и средств их боевого применения. Оно применяется в целях поражения живой силы противника, уничтожения его техники, запасов материальных средств и для создания пожаров.

Основные поражающие факторы – тепловая энергия и токсичные для человека продукты горения.



в) заключение. Заканчивая рассмотрение вопроса о современных средствах поражения, необходимо отметить, что задача обеспечения безопасности страны и населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, остается актуальной.

3. Закрепление материала Ответьте на вопросы:

– Что понимают под термином «ОМП»?

– Когда появилось ядерное оружие и когда было применено?

– Какие страны в настоящее время официально обладают ядерным оружием?

– На каком принципе основано действие ядерного оружия?

– Какими поражающими факторами оно обладает?

– Кратко охарактеризуйте: ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.

– Какие средства доставки используются при применении ядерного оружия?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!