СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 15. Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. 10 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать учащимся понятие о молитве как речевом жанре; показать своеобразие молитвенного жанра в творчестве М. Ю. Лермонтова; через молитвенную лирику поэта показать необходимость внутренней гармонии человека; формировать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие поэтического произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок 15. Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. 10 класс.»

УРОК 15
Тема: Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Цель:
дать учащимся понятие о молитве как речевом жанре; показать своеобразие молитвенного жанра в творчестве М. Ю. Лермонтова; через молитвенную лирику поэта показать необходимость внутренней гармонии человека; формировать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие поэтического произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений М. Ю. Лермонтова «Ангел», «Молитва», репродукция иконы А.Рублёва «Троица», репродукция росписи барабана Владимирского собора В. М. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». 

Тип урока:
усвоение новых знаний, формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся имеют представление о молитве как речевом жанре, о своеобразии молитвенного жанра в творчестве М. Ю. Лермонтова; принимают участие в беседе, анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения из истории и теории литературы; выполняют сопоставительную работу в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!»

У ч и т е л ь. Известный поэт XX в. Д. Мережковский выдвинул предположение, что «вся поэзия Лермонтова — воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», перед которой ничтожен весь жизненный опыт. Это радостные и светлые впечатления о детстве, чувства душевной тяги мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному». Займите позицию за, против этого мнения или «не определился». Аргументируйте свой выбор.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Молитва есть словесное выражение общения с Богом. Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всевышнего, убеждённость в действенности молитвенного слова, познание себя, стремление к покаянию, очищению, спасению. Многие молитвы сложены в разные эпохи людьми, достигшими высот духовной жизни и обретшими дар религиозно-мистического творчества.

Потребность «говорить с Богом», открываться ему в том или ином душевном состоянии, присуща едва ли не всем русским поэтам. Именно поэтому существует давняя и устойчивая традиция молитвенной лирики. В ней также есть переложения известных молитв, прежде всего «Отче наш…», что можно найти у Сумарокова, позже — у Кюхельбекера.

Великопостная молитва Ефрема Сирина превосходно переложена А. С. Пушкиным в стихотворении «Отцы пустынники и жёны непорочны».

Молитвенная лирика движется от подражаний и стилизаций к сложному сочетанию религиозно-мистических, нравственных, эмоциональных элементов, не отрываясь от традиционной формы изложения содержания. Не оставила равнодушным поэзия и поэтика традиционной молитвы и М. Ю. Лермонтова.

Или, если выразиться точнее, именно Лермонтов и не мог не обратиться к этой теме. Что молитва значит для поэта на разных этапах его жизни? Как духовные искания поэта отразились в его молитвенной лирике? Ответы на эти вопросы мы найдём сегодня во время урока.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание сообщений учащихся
о молитве как речевом жанре

1 - й у ч е н и к. Молитва — это обращение к Богу. В современной лингвистике до сих пор нет ответа на вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) относится данный жанр. С одной стороны, молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое единство с репликой-стимулом. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва — это разговор с Богом. Говорящий произносит молитву в надежде на ответ, который выражен не вербально. Кроме того, читая молитву, человек анализирует и свои поступки, помыслы, чувства.

Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств» («Литературная энциклопедия»).

2 - й у ч е н и к. Поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного.

В молитве индивидуализируется внутренняя боль или радость лирического персонажа. Поэтическая молитва наряду со многими чертами, роднящими молитву с лирикой, отличается от молитвы церковной. Речь идёт не о переложении псалмов или молитв, как, например, переложение Сумароковым и Кюхельбекером молитвы «Отче наш», а о стилизации духовной молитвы в лирике. Начиная с XVIII в., большое распространение получают так называемые «подражания» молитвам.

Церковная молитва имеет определённую структурную композицию:
«личное обращение,
изложение предмета
и оснований (просьбы, благодарности или прославления» («Культура русской речи»).

Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.

2. Сопоставительная работа
«Сходство и различие между молитвой
поэтической и молитвой канонической» в парах (запись на доске и в тетрадях)

«Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической»

Сходство Различие

Содержание Средства художественной
Адресат выразительности
Состояние мольбы
Некоторые поэтические приёмы
Деление на жанры



3. Лекция учителя

— Чем больше соприкасаешься с лирикой М. Ю. Лермонтова и глубже погружаешься в неё, тем больше разных мыслей, чувств она вызывает у нас, живущих в XXI в. Несмотря на чувство «безочарования», на то, что временами Лермонтов не находил в себе веры в достижимость положительных ценностей жизни и даже самые эти положительные ценности, всё-таки в глубине души всегда теплилась и жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. Эта вера находила выражение в религиозно-философских идеалах.

Религиозные мотивы проявляются в с самых ранних лирических произведениях Лермонтова. Уже в 1829 г. он пишет стихотворение «Покаяние», которое заканчивается следующим четверостишием:

Если таешь ты в страданье,
Если дух твой изнемог,
Но не молишь в покаянье —
Не простит великий Бог!..

Тему молитвы, заявленную в юности, Лермонтов будет реализовывать не только в других стихотворениях, но даже сделает одним из его любимых жанров. Некоторые из стихотворений так и будут названы — «Молитва».

Душа поэта, раздвоенная и истерзанная, страстно искала, но никогда не достигала гармонии, единства, цельности. Часть его души стремится к Богу. Другая же, под влиянием мучивших поэта страстей и, прежде всего, гнездившейся в ней гордости, тянет его вниз, удаляет от Бога. Лермонтов осознаёт, что душа его одержима греховными страстями, что эти страсти мешают ему быть с Богом, преграждают ему путь на небо:

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю…
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

Стихотворения — молитвы Лермонтова тоже отражают противоречивость религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции. «Молитва» (1829) — это мольба — спор лирического героя с Господом; «Молитва» (1837) — чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит Бога о счастье любимой женщины, хотя сам он «странник с пустынной душой»; «Молитва» (1839) — это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда; «Когда волнуется желтеющая нива…» — это единение с Богом, растворение в мире природы, а стихотворение «Выхожу один я на дорогу» — итог, философское размышление о жизни.

4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел»


1) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

2) Сообщение об истории создания стихотворения

3) Беседа

• Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
• Что значит слово «ангел»? В каком значении это слово употребляется в стихотворении?
• О чём это стихотворение? Когда оно было создано автором?
• Какой мир является «чудесным» для юного Лермонтова?
• Почему автор после вторых строк решил не ставить точки?
(Чтобы показать смысловую связь предложений внутри сложного предложения. Синтаксические конструкции здесь подчинены общему движению и передают его.)
• Какая картина возникает перед нами при чтении слов: «и месяц, и звёзды, и тучи толпой внимали той песне святой»?
• В чём секрет необыкновенного воздействия песни ангела на «душу младую»? Говорится ли об этом в стихотворении?
• Какой же мир — небесный или земной — ближе душе поэта?
• Какая музыкальная мелодия может соответствовать авторскому замыслу?
• Согласны ли вы с И. Н. Розановым, что название «песня ангела» гораздо точнее передаёт смысл этого произведения?

4) Работа с репродукциями картин А. Рублёва «Троица»  и В. М. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие рая») 

У ч и т е л ь. Читая стихотворение «Ангел», мы воспринимали его не только разумом, но и душой. Как тут не вспомнить афористические строки Ф. И. Тютчева: «Нам не дано предугадать, // как слово наше отзовётся. И нам сочувствие даётся, // как нам даётся благодать»…

Образ ангела с давних времён привлекал внимание художников. Живописное полотно дополнит, обогатит тот словесный образ, который у нас возник при прочтении стихотворения.

Перед вами знаменитая «Троица», созданная А. Рублёвым в 20-х гг. XV в. для иконостаса Троицкого собора. Тема выражает основной догмат христианской религии — единство трёх лиц божества. Всё произведение наполнено тишиной и задумчивостью. Прекрасны одухотворённые лица ангелов. Художник раскрывает их взаимопонимание, любовь друг к другу, единство. Композиция, линейный ритм, цвет — всё подчинено основному замыслу. Повторение плавных линий делает образы особо музыкальными. Средний ангел возвышается над боковыми, как Бог-отец над Сыном и Святым Духом.

Образы ангелов писал и В. М. Васнецов. В барабане Владимирского собора в Софии он создал композицию «Радость праведных о Господе. Преддверие рая».

Этот сюжет подсказан Елизаветой Григорьевной Мамонтовой — женой Саввы Ивановича Мамонтова. Образы ангелов художник писал с собственных детей.

Вчитываясь в текст стихотворения «Ангел», мы начинаем понимать, как художник с помощью обычных слов совершает волшебство: он превращает стихотворение в чудо, доставляющее читателю эстетическое наслаждение. Поэт хочет, чтобы мы пережили вместе с ним движение души, которая «желанием чудным полна». Вместе с поэтом мы проникаемся чувством покоя, чудодейственной силы песни.

5. Аналитическая работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Сообщение об истории создания стихотворения

3) Беседа

• Каков смысл обращения лирического героя с просьбой уже не к Богу, а к Богородице?
• Почему лирический герой молится не о себе, а о душе «девы невинной»?
• На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?
• Как в стихотворении отражаются изменения души лирического «я»?
• Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?
• Какой смысл заключён в употреблении всех эпитетов стихотворения в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

4) Обобщение учителя

— Перед нами — монолог, исполненный истинного христианского чувства.

М. Дунаев видит в этом стихотворении «самоотречение любви». По преданию, Лермонтов сочинил это произведение в камере, когда в феврале 1837 г. сидел под арестом за распространение стихов на смерть Пушкина. Михаил Юрьевич велел камердинеру, приносившему еду, заворачивать хлеб в серую бумагу,— и на ней, с помощью вина, печной сажи и спички, записывал стихи. Главной темой стихотворения становится противостояние небесного «тепла» и земного «холода».

Это стихотворение помогает нам увидеть переломный момент в мировоззрении Лермонтова. Уходит эгоцентризм, присущий романтикам. Эта молитва не о себе (лирический герой отвергает традиционные формы обращения к Богу с молитвой о себе, о чём свидетельствует ряд отрицаний в начале стихотворения). Мольба за «деву невинную» освещает с новой стороны образ лирического героя: трагедия духовного одиночества (лирический герой ощущает себя «странником», душа его «пустынна») не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.

6. Сопоставительная работа (в парах)

• Сопоставьте «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)
  с другими «Молитвами». Можно ли утверждать, что от «молитвы» к «молитве» у лирического «Я» всё меньше просьб к Богу? Подтвердите или опровергните это мнение.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя
— Итак, влияние Библии сказалось не только на содержании произведений Лермонтова (использование библейских имён, образов, сюжетов и т. п.), но и на форме его литературных творений. Молитвенный жанр получил у Лермонтова новое, особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.

VI. Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

2. Опережающее задание
а) Подготовить выразительное чтение стихотворений «Валерик», «Сон».
б) Подготовить сообщения об истории создания указанных стихотворений.



Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!