Урок 15
СКАЗКИ К. И. Чуковского.
К. ЧУКОВСКИЙ «МУХА-ЦОКОТУХА»
Цель деятельности педагога: создать условия для выявления уровня начитанности (читательского опыта), знания сказок К. Чуковского, для ознакомления со сказкой К. Чуковского «Муха-цокотуха», формирования представлений об авторской сказке, сказке в стихотворной форме.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения;
метапредметные: регулятивные – принимают позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; познавательные – знакомятся с авторской сказкой в стихотворной форме; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимают участие в обсуждении прочитанного;
предметные: научатся рассматривать книги со сказками К. Чуковского, слушать литературное произведение; получат возможность научиться узнавать изученные произведения по отрывкам из них.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Повторение изученного.
Речевая разминка.
Путаница
Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, хрюкать!»
А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать!»
Свинки замяукали: «Мяу, мяу!».
Кошечки захрюкали: «Хрю, хрю, хрю!»
Уточки заквакали: «Ква, ква, ква!»
Курочки закрякали: «кря, кря, кря!..»
К. Чуковский
Работа с выставкой книг, рисунками детей к сказке В. Сутеева «Ёлка».
− Вы взяли в руки детскую книгу. Что в первую очередь захотелось вам сделать? (Полистать книгу, посмотреть картинки.) Можно ли по рисункам определить, о ком или о чём говорится в книге? (Да, так как рисунки связаны с содержанием текста.) Почти у каждой книги два автора: писатель и художник. В. Сутеев сам иллюстрировал свои произведения. Какие книги В. Сутеева представлены на нашей выставке? Соотнесите книги с предложенной моделью обложки.
− Какие эпизоды сказки В. Сутеева вы проиллюстрировали?
II. Объявление темы и постановка целей урока.
− Сегодня вас ждёт встреча с новой сказкой и новым автором. У неё интересная история создания. Автор рассказывал:
«У меня часто бывают приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.
Один такой день особенно запомнился. 29 августа 1923 г. почувствовал себя человеком, который может творить чудеса. Я не вбежал, а влетел, как на крыльях, в квартиру и, схватив какой-то запылённый бумажный листок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом.
В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
− Кто догадался, что это за сказка? Кто её написал? Слушайте, я начинаю читать.
III. Работа по теме урока.
1. Слушание сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха». Беседа по выявлению первичного восприятия (2–3 вопроса).
− Понравилась сказка?
− Что купила муха-цокотуха на денежку, которую нашла? Кто поймал муху-именинницу? Кто выручил её из беды?
Моделирование обложки (под руководством учителя).
− Что я вам читала? Нарисуйте на листочке «заместитель».
− О ком это сказка? (О животных.) Это сказка о мухе-цокотухе, о животном. Закрасьте коричневым цветом.
− Автор этой сказки − русский поэт Корней Чуковский. Вместо фамилии автора нарисуйте в верхней части листка рамочку.
− Подумайте, как Чуковский озаглавил свою сказку? (Заголовок «Муха-цокотуха».) Нарисуем на листочке в нижней части рамочку.
Работа с готовой моделью.
− Покажите фамилию автора. Прочитайте. Что прочитали? (Фамилию автора.) Прочитайте заголовок.
2. Знакомство с биографией.
К. И. Чуковский родился в 1904 году в Петербурге. Чуковский был веселым и добрым человеком, очень любившим детей. На своей даче в писательском городке Переделкино, что в получасе езды от Москвы, он устраивал детские праздники, новогодние ёлки. Здесь поэт учил талантливых детей писать стихи. Общение с детьми К. И. Чуковский считал лучшим отдыхом.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил…
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром он попросил, чтобы отец рассказал ему продолжение вчерашней сказки. К. И. Чуковский известен не только как детский поэт-сказочник, но и как великолепный переводчик произведений английской литературы. Он перевел «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо и многие другие шедевры мировой классики. К. И. Чуковский – большой знаток детской речи, детского словесного творчества. Его книга «От двух до пяти» – тому доказательство.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Жил на свете человек, скрюченные ножки,
И гулял он целый век по скрюченной дорожке.
(Дети маршируют на внешних сторонах ступней.)
А за скрюченной рекой в скрюченном домишке
Жили летом и зимой скрюченные мышки.
(Дети приставляют руки к голове наподобие ушек,
одновременно делают движения «хвостики».)
И стояли у ворот скрюченные ёлки,
(Дети вытягивают руки вверх, раскачиваясь.)
Там гуляли без забот скрюченные волки.
(Дети делают руками движения,
имитирующие походку волка.)
И была у них одна скрюченная кошка,
И мяукала она, сидя у окошка.
(Дети показывают, как кошка умывается:
сначала одной лапой, потом другой.)
3. Повторное слушание сказки: различение героев сказки и составление схемы.
Работу следует выполнять на обратной стороне листочка, на котором моделировали обложку. Учитель читает первое четверостишие (строфу).
− О ком рассказывает автор? Как он говорит о мухе, других героях?
Учитель на доске, а дети на листочках постепенно рисуют схему, вводя «заместители» героев.
4. Упражнение в чтении.
Слайд: муха-цокотуха, именинница, бабушка-пчела, паучок-старичок, паук-злодей, кузнечик, комарик, сороконожки, тара-тара-тара-тара-таракашечки.
− Прочитайте в учебнике начало и конец сказки.
5. Выполнение заданий в тетради.
− Рассмотрите книги К. Чуковского, представленные на выставке. Назовите автора и заголовок каждой книги. (Чуковский «Тараканище».)
Игра «Послушай и назови».
На слайдах отрывки из сказок К. Чуковского. Учитель или хорошо читающие ученики зачитывают, остальные отгадывают.
Слайд 1.
…Великий Умывальник,
Умывальников начальник
И мочалок командир!..
− Кто это? (Мойдодыр.)
Слайд 2.
…В Африке разбойник,
В Африке злодей…
Он бегает по Африке
И кушает детей… (Бармалей.)
Слайд 3.
…Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами… («Путаница».)
Слайд 4.
…А в большой реке крокодил лежит,
И в зубах его не огонь горит –
Солнце красное… («Краденое солнце».)
6. Работа по группам.
Инсценировка отрывка из сказки.
IV. Итог урока.
− Какая сказка К. Чуковского начинается именинами, а заканчивается свадьбой?
Тест.
− Подчеркните правильный ответ.
1) Блошки подарили мухе-цокотухе… тапочки, сапожки, чемодан.
2) Именинницу поймал… клещ, грач, паук.
3) Бабушка-пчела принесла мухе… лук, сок, мёд.
4) Под диваны спрятались… гусеницы, тараканы, обезьяны.
5) С жуками отплясывали… бабочки, сверчки, червячки.