СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 15. СКАЗКИ К. И. ЧУКОВСКОГО. К. ЧУКОВСКИЙ «МУХА-ЦОКОТУХА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для выявления уровня начитанности (читательского опыта), знания сказок К. Чуковского, для ознакомления со сказкой К. Чуковского «Муха-цокотуха», формирования представлений об авторской сказке, сказке в стихотворной форме.

Просмотр содержимого документа
«Урок 15. СКАЗКИ К. И. ЧУКОВСКОГО. К. ЧУКОВСКИЙ «МУХА-ЦОКОТУХА».»

Урок 15
СКАЗКИ К. И. Чуковского.
К. ЧУКОВСКИЙ «МУХА-ЦОКОТУХА»

Цель деятельности педагога: создать условия для выявления уровня начитанности (читательского опыта), знания сказок К. Чуковского, для ознакомления со сказкой К. Чуковского «Муха-цокотуха», формирования представлений об авторской сказке, сказке в стихотворной форме.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения;

метапредметные: регулятивные – принимают позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; познавательные – знакомятся с авторской сказкой в стихотворной форме; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимают участие в обсуждении прочитанного;

предметные: научатся рассматривать книги со сказками К. Чуковского, слушать литературное произведение; получат возможность научиться узнавать изученные произведения по отрывкам из них.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Повторение изученного.

Речевая разминка.

Путаница

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, хрюкать!»

А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, квакать!»

Свинки замяукали: «Мяу, мяу!».

Кошечки захрюкали: «Хрю, хрю, хрю!»

Уточки заквакали: «Ква, ква, ква!»

Курочки закрякали: «кря, кря, кря!..»

К. Чуковский

Работа с выставкой книг, рисунками детей к сказке В. Сутеева «Ёлка».

− Вы взяли в руки детскую книгу. Что в первую очередь захотелось вам сделать? (Полистать книгу, посмотреть картинки.) Можно ли по рисункам определить, о ком или о чём говорится в книге? (Да, так как рисунки связаны с содержанием текста.) Почти у каждой книги два автора: писатель и художник. В. Сутеев сам иллюстрировал свои произведения. Какие книги В. Сутеева представлены на нашей выставке? Соотнесите книги с предложенной моделью обложки.

− Какие эпизоды сказки В. Сутеева вы проиллюстрировали?

II. Объявление темы и постановка целей урока.

− Сегодня вас ждёт встреча с новой сказкой и новым автором. У неё интересная история создания. Автор рассказывал:

«У меня часто бывают приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.

Один такой день особенно запомнился. 29 августа 1923 г. почувствовал себя человеком, который может творить чудеса. Я не вбежал, а влетел, как на крыльях, в квартиру и, схватив какой-то запылённый бумажный листок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом.

В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».

− Кто догадался, что это за сказка? Кто её написал? Слушайте, я начинаю читать.

III. Работа по теме урока.

1. Слушание сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха». Беседа по выявлению первичного восприятия (2–3 вопроса).

− Понравилась сказка?

− Что купила муха-цокотуха на денежку, которую нашла? Кто поймал муху-именинницу? Кто выручил её из беды?

Моделирование обложки (под руководством учителя).

− Что я вам читала? Нарисуйте на листочке «заместитель».

− О ком это сказка? (О животных.) Это сказка о мухе-цокотухе, о животном. Закрасьте коричневым цветом.

− Автор этой сказки − русский поэт Корней Чуковский. Вместо фамилии автора нарисуйте в верхней части листка рамочку.

− Подумайте, как Чуковский озаглавил свою сказку? (Заголовок «Муха-цокотуха».) Нарисуем на листочке в нижней части рамочку.

Работа с готовой моделью.

− Покажите фамилию автора. Прочитайте. Что прочитали? (Фамилию автора.) Прочитайте заголовок.

2. Знакомство с биографией.

К. И. Чуковский родился в 1904 году в Петербурге. Чуковский был веселым и добрым человеком, очень любившим детей. На своей даче в писательском городке Переделкино, что в получасе езды от Москвы, он устраивал детские праздники, новогодние ёлки. Здесь поэт учил талантливых детей писать стихи. Общение с детьми К. И. Чуковский считал лучшим отдыхом.

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил…

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром он попросил, чтобы отец рассказал ему продолжение вчерашней сказки. К. И. Чуковский известен не только как детский поэт-сказочник, но и как великолепный переводчик произведений английской литературы. Он перевел «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо и многие другие шедевры мировой классики. К. И. Чуковский – большой знаток детской речи, детского словесного творчества. Его книга «От двух до пяти» – тому доказательство.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Жил на свете человек, скрюченные ножки,

И гулял он целый век по скрюченной дорожке.

(Дети маршируют на внешних сторонах ступней.)

А за скрюченной рекой в скрюченном домишке

Жили летом и зимой скрюченные мышки.

(Дети приставляют руки к голове наподобие ушек,

одновременно делают движения «хвостики».)

И стояли у ворот скрюченные ёлки,

(Дети вытягивают руки вверх, раскачиваясь.)

Там гуляли без забот скрюченные волки.

(Дети делают руками движения,

имитирующие походку волка.)

И была у них одна скрюченная кошка,

И мяукала она, сидя у окошка.

(Дети показывают, как кошка умывается:

сначала одной лапой, потом другой.)

3. Повторное слушание сказки: различение героев сказки и составление схемы.

Работу следует выполнять на обратной стороне листочка, на котором моделировали обложку. Учитель читает первое четверостишие (строфу).

− О ком рассказывает автор? Как он говорит о мухе, других героях?

Учитель на доске, а дети на листочках постепенно рисуют схему, вводя «заместители» героев.

4. Упражнение в чтении.

Слайд: муха-цокотуха, именинница, бабушка-пчела, паучок-старичок, паук-злодей, кузнечик, комарик, сороконожки, тара-тара-тара-тара-таракашечки.

− Прочитайте в учебнике начало и конец сказки.

5. Выполнение заданий в тетради.

− Рассмотрите книги К. Чуковского, представленные на выставке. Назовите автора и заголовок каждой книги. (Чуковский «Тараканище».)

Игра «Послушай и назови».

На слайдах отрывки из сказок К. Чуковского. Учитель или хорошо читающие ученики зачитывают, остальные отгадывают.

Слайд 1.

…Великий Умывальник,

Умывальников начальник

И мочалок командир!..

− Кто это? (Мойдодыр.)

Слайд 2.

…В Африке разбойник,

В Африке злодей…

Он бегает по Африке

И кушает детей… (Бармалей.)

Слайд 3.

…Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами… («Путаница».)

Слайд 4.

…А в большой реке крокодил лежит,

И в зубах его не огонь горит –

Солнце красное… («Краденое солнце».)

6. Работа по группам.

Инсценировка отрывка из сказки.

IV. Итог урока.

− Какая сказка К. Чуковского начинается именинами, а заканчивается свадьбой?

Тест.

− Подчеркните правильный ответ.

1) Блошки подарили мухе-цокотухе… тапочки, сапожки, чемодан.

2) Именинницу поймал… клещ, грач, паук.

3) Бабушка-пчела принесла мухе… лук, сок, мёд.

4) Под диваны спрятались… гусеницы, тараканы, обезьяны.

5) С жуками отплясывали… бабочки, сверчки, червячки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!