Урок 15
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ У, у
Цели деятельности педагога: ознакомить с буквой У, у; учить моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета), выполнять звуковой анализ слов «труба», «стул», сравнивать слова «утка», «утята»; обеспечить условия для развития фонематического слуха, умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок, воспитания культуры учебного труда.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву У, у; умеют моделировать звуковой состав слова, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, выполнять звуковой анализ слов «труба», «стул», сравнивать слова.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: логические – сравнение слов и соотнесение схем со словами.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
– Ребята, что такое чудо, как вы думаете? (Это что-то необыкновенное, сверхъестественное.)
– Девиз нашего урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости».
II. Актуализация знаний.
1. Фонетическая зарядка.
– Как воет волк? (Уууу.)
– Как корова мычит? (Муууу.)
– Как кукушка кукует? (Ку-ку, ку-ку.)
– Как филин кричит? (Ух, ух, ух.)
– Какой звук повторялся всякий раз, когда вы отвечали на вопросы? (у.)
2. Игра «Поставь буквы правильно».
На наборном полотне выставлены карточки-буквы:
Учащиеся должны не только правильно поставить буквы, но и расположить их таким образом, чтобы на верхней строке наборного полотна были заглавные буквы, на нижней – строчные.
Затем необходимо разделить данные буквы на две группы в соответствии с выбранной фишкой (на наборном полотне две фишки – зелёная и синяя).
– Какие гласные буквы пишутся после твёрдого согласного? (Буквы а, о.)
– Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного? (Буквы я, ё.)
– Сегодня мы познакомимся с новой буквой, проведём звуковой анализ и определим особенность новой буквы.
III. Открытие нового знания.
1. Звуковой анализ слов «труба», «стул».
Звуковой анализ слов проводят у доски два ученика.
– Назовите третий звук в словах «труба», «стул».
– Какие согласные звуки стоят в словах «труба», «стул» перед у? (Твёрдые.)
– Звук у после твёрдого согласного обозначается буквой У, у.
2. Игра «На что похожа буква?».
– Рассмотрите большую и маленькую буквы У, у. Сравните их.
Удобная буква! У – сучок. В любом лесу
Удобно в ней то, Ты увидишь букву У.
Что можно на букву Е. Тарлапан
Повесить пальто.
В. Степанов
– Замените фишку в схемах слов труба, стул на букву у. Сделайте вывод. (Буквой у обозначается гласный звук после твёрдого согласного.)
3. Занимательные задания с буквами.
ВЕСЁЛЫЕ ЗВУКИ
На букву А напал недуг. Подумал дятел: «Так-так-так».
И встало У взамен подружки. А вышло: … («Тук-тук-тук».)
Прошу я лак, дают мне... (лук), Пишу в тетрадке: «Десять стран».
И чашки хрюкают, как... (чушки). Читаю: «Десять... (струн)».
Там, где стоял с водою бак, Себя ругаю: «Вот баран!»
Внезапно вырос... (бук). Выходит: «Вот... (бурун)!»
4. Занимательные модели слов.
□у□ (бук, зуб, суп)
□□у□ (стук, стул, паук, круг)
□□□у□ (парус, арбуз, вдруг)
5. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Задание «Закрась». Закрепление зрительного образа.
Задание «Проведи звуковой анализ, гласные звуки обозначь буквами; впиши гласные буквы». Отработка правил обозначения гласных звуков буквами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6. Работа в парах.
– Отгадайте загадку:
Вдоль по речке, по водице Вёсел нет у малых лодок,
Плывёт лодок вереница. А кораблик больно ходок.
Впереди корабль идёт, Вправо, влево, взад, вперёд
За собою всех ведёт. Всю ватагу поведёт.
(Утка с утятами.)
– Выложите слова-отгадки с помощью фишек и букв.
– «Прочитайте» слова по схемам. Определите, какая схема к какому слову относится. (Утята, утёнок.)
– Соотнесите схемы слов с рисунками.
– Какие ещё слова на букву у вам известны?
7. Игра «Кто больше запомнит слов» (для нечитающих учеников).
Учитель читает текст.
Утёнок увидел улитку.
– Ух! – удивился утёнок. – Угощенье! Ужин!
Уползла улитка.
– У-у! – унывал утёнок. – Ужин убежал! Ускользнул!
– Уймись! – убеждала упрямого утёнка утка. – Улитка – ужиный ужин.
– Угу! – утешился утёнок.
Л. Яхнин
8. Кроссворд «В гостях у буквы У» (для читающих учеников).
1. Неядовитая змея. (Уж.)
2. Прибор, которым гладят бельё. (Утюг.)
3. Душистое огородное растение. (Укроп.)
4. Сильный ветер. (Ураган.)
В выделенных клетках по вертикали: птица, умеющая отлично плавать. (Утка.)
9. Игра «Кто лишний?» (для нечитающих учеников).
– Определите, кто лишний: медведь, утка, улитка, уж. (Лишний – медведь, так как в слове нет буквы у.)
10. Игра «Загадка» (для читающих учеников).
– Прочитайте загадку. Назовите отгадку.
Кто в лесу глухом живёт –
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (Медведь.)
11. Рассказ по серии сюжетных картинок.
– Из каких сказок эти медведи?
– Я хочу вас познакомить ещё с одним медведем. Посмотрите и расскажите, что с ним однажды произошло.
Учащиеся составляют рассказы.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Бежал медведь, бежал и прибежал к нам на урок. (Показ иллюстрации.)
– Расскажите медвежонку, что делали, что нового узнали, что было самым трудным, интересным.