СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 16. МОЖНО ЛИ БЕЗ ШАБЛОНА РАЗМЕТИТЬ КРУГ? ЦИРКУЛЬ – ЧЕРТЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 16. МОЖНО ЛИ БЕЗ ШАБЛОНА РАЗМЕТИТЬ КРУГ? ЦИРКУЛЬ – ЧЕРТЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

Урок 16. Можно ли без шаблона разметить круг?
циркуль – чертежный инструмент

Педагогические

цели

Создать условия для приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных технологических знаний и умений, дать представление о чертежном инструменте – циркуле, учить применять приемы построения дуг, окружностей, измерять радиусы, развивать умение наблюдать, сравнивать объекты, самостоятельность, прививать интерес к творческой деятельности

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые 
результаты 
(предметные)

Познакомятся с новым чертежным инструментом – циркулем, его назначением. Научатся применять приемы работы с циркулем, построения окружностей заданного радиуса, составлять план работы, выполнять работу по технологической карте, работать с линейкой, отбирать необходимые материалы для изделий, читать чертежи, выполнять разметку по чертежу

Личностные
результаты

Проявляют устойчивый интерес к творческой деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коммуникативные: слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока

Основное 
содержание темы, понятия и термины

Циркуль – чертежный инструмент, круг, окружность, дуга, радиус. Функциональное назначение циркуля, его конструкция. Построение окружности циркулем заданного радиуса. Откладывание радиуса окружности циркулем по линейке. Контроль размера радиуса с помощью циркуля и линейки. Упражнение в построении окружностей. Использование способов разметки и соединения деталей. Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 62–65, рабочая тетрадь, с. 15; циркуль, лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры, образцы изделий, имеющих детали круглой формы

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, 
методы, 
методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

контроля

осуществляемые 
действия

формируемые 
умения

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Беседа, демонстрация

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике
(с. 62). Какие предметы имеют круглую форму, а какие – шарообразную? Как мы размечали круглые детали? (По шаблону.) С помощью каких предметов можно разметить круги? Выполните задание в учебнике (с. 62).
А есть ли другие способы разметки? Сформулируйте цель урока

Рассматривают ил-люстрации. Отвечают на вопросы учителя. В ходе беседы определяют тему урока

Различают круглые
и шарообразные предметы. Принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности
на уроке с помощью учителя

Беседа по вопросам

III. Усвоение новых знаний и способов действий

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа. Демонстрация. Пробные упраж-нения

Показывает циркуль.

– Знаете ли вы, как называется этот чертежный инструмент? Что можно делать с помощью него? Возьмите в руки циркуль и внимательно его рассмотрите. Какой это красивый и необычный инструмент! Он очень похож на маленького длинноногого человечка.
Этот волшебник умеет изображать окружность. «Сговорились две ноги делать дуги и круги» – это загадка про циркуль, который нужен сегодня ученым, инженерам, учителям, студентам и школьникам. Оказывается, циркуль – древний инструмент. Название свое он получил от латинского слова циркулюс, что значит круг, окружность. В древности на Руси циркуль назывался «кружало». Рассмотрите его устройство (учебник, с. 63). Как вы думаете, циркуль – это опасный инструмент? Какие правила нужно соблюдать, работая с ним.

Знаете ли вы, как построить окружность заданного размера? Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 63) – последовательность действий.

Демонстрирует приемы построения окружности заданного размера, давая понятие радиуса, и просит показать на чертеже линию окружности, дугу, центр круга, круг. Предлагает выполнить пробные упражнения (учебник, с. 64).

– Как можно проверить, правильно ли мы разметили круги? Какой способ точнее? Выполните проверку точности разметки построенных вами кругов. А знаете ли вы, что с помощью циркуля с древности строили очень красивые узоры, которые можно встретить как, например, в Древней Греции, так и в России?

Показывает образцы узоров или предлагает рассмотреть их в учебнике (с.65), демонстрирует приемы работы

Отвечают на вопросы, наблюдают, рассматривают инструменты, слушают учителя и одноклассников, работают с учебником.

Формулируют правила безопасной работы с циркулем.

Проговаривают порядок работы

Различают инструменты, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Ориентируются в учебнике. Осваивают приемы безопасной работы с циркулем, вычерчивания окружностей разного размера

Беседа по вопросам

Физкульт-
минутка

Коллективная. Практический

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины

Выполняют вращение корпусом вправо
и влево

Осуществляют профилактику утомления

Наблюдение за выполнением движений

IV. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Практическая работа

1. Организует анализ готовых образцов.

2. Помогает определить собственный за-
мысел.

3. Организует планирование предстоящей
работы.

4. Практическая работа.

Задание: с помощью циркуля нарисовать узоры в круге и раскрасить, используя контрастную цветовую гамму или сочетания близких (соседних) цветов.

Наблюдает за работой обучающихся и при необходимости оказывает помощь в выполнении задания. Организует уборку рабочих мест

Готовят свои рабочие места, слушают, понимают и выполняют предлагаемое задание

Создают мысленный образ и воплощают его в узоре. Ориентируются в учебнике, извлекают из него необходимую информацию для решения учебной задачи. Действуют с опорой на памятку-алгоритм (инструкционную карту). Осуществляют самоконтроль

Практическая работа. Наблюдение

Выставка работ (оценка)

Коллективная. Словесный, наглядный. Выставка, беседа

Организует рассматривание работ.

Предлагает оценить готовые изделия по следующим критериям: качество, оригинальность, самостоятельность

Рассматривают готовые изделия, обсуждают и оценивают ра-
боты

Бережно относятся
к результатам своего труда и труда одноклассников

Беседа по вопросам

V. Рефлексия учебной деятельности (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Что мы сегодня сделали?

– Понравилось ли вам то, что вы сделали?

– Дайте оценку уроку

Обсуждают качество выполненных работ. Отвечают на вопросы

Подводят итоги, оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя