II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Беседа, демонстрация | – Рассмотрите иллюстрации в учебнике (с. 62). Какие предметы имеют круглую форму, а какие – шарообразную? Как мы размечали круглые детали? (По шаблону.) С помощью каких предметов можно разметить круги? Выполните задание в учебнике (с. 62). А есть ли другие способы разметки? Сформулируйте цель урока | Рассматривают ил-люстрации. Отвечают на вопросы учителя. В ходе беседы определяют тему урока | Различают круглые и шарообразные предметы. Принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя | Беседа по вопросам |
III. Усвоение новых знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа. Демонстрация. Пробные упраж-нения | Показывает циркуль. – Знаете ли вы, как называется этот чертежный инструмент? Что можно делать с помощью него? Возьмите в руки циркуль и внимательно его рассмотрите. Какой это красивый и необычный инструмент! Он очень похож на маленького длинноногого человечка. Этот волшебник умеет изображать окружность. «Сговорились две ноги делать дуги и круги» – это загадка про циркуль, который нужен сегодня ученым, инженерам, учителям, студентам и школьникам. Оказывается, циркуль – древний инструмент. Название свое он получил от латинского слова циркулюс, что значит круг, окружность. В древности на Руси циркуль назывался «кружало». Рассмотрите его устройство (учебник, с. 63). Как вы думаете, циркуль – это опасный инструмент? Какие правила нужно соблюдать, работая с ним. Знаете ли вы, как построить окружность заданного размера? Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 63) – последовательность действий. Демонстрирует приемы построения окружности заданного размера, давая понятие радиуса, и просит показать на чертеже линию окружности, дугу, центр круга, круг. Предлагает выполнить пробные упражнения (учебник, с. 64). – Как можно проверить, правильно ли мы разметили круги? Какой способ точнее? Выполните проверку точности разметки построенных вами кругов. А знаете ли вы, что с помощью циркуля с древности строили очень красивые узоры, которые можно встретить как, например, в Древней Греции, так и в России? Показывает образцы узоров или предлагает рассмотреть их в учебнике (с.65), демонстрирует приемы работы | Отвечают на вопросы, наблюдают, рассматривают инструменты, слушают учителя и одноклассников, работают с учебником. Формулируют правила безопасной работы с циркулем. Проговаривают порядок работы | Различают инструменты, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Ориентируются в учебнике. Осваивают приемы безопасной работы с циркулем, вычерчивания окружностей разного размера | Беседа по вопросам |
Физкульт- минутка | Коллективная. Практический | Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины | Выполняют вращение корпусом вправо и влево | Осуществляют профилактику утомления | Наблюдение за выполнением движений |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Практическая работа | 1. Организует анализ готовых образцов. 2. Помогает определить собственный за- мысел. 3. Организует планирование предстоящей работы. 4. Практическая работа. Задание: с помощью циркуля нарисовать узоры в круге и раскрасить, используя контрастную цветовую гамму или сочетания близких (соседних) цветов. Наблюдает за работой обучающихся и при необходимости оказывает помощь в выполнении задания. Организует уборку рабочих мест | Готовят свои рабочие места, слушают, понимают и выполняют предлагаемое задание | Создают мысленный образ и воплощают его в узоре. Ориентируются в учебнике, извлекают из него необходимую информацию для решения учебной задачи. Действуют с опорой на памятку-алгоритм (инструкционную карту). Осуществляют самоконтроль | Практическая работа. Наблюдение |
Выставка работ (оценка) | Коллективная. Словесный, наглядный. Выставка, беседа | Организует рассматривание работ. Предлагает оценить готовые изделия по следующим критериям: качество, оригинальность, самостоятельность | Рассматривают готовые изделия, обсуждают и оценивают ра- боты | Бережно относятся к результатам своего труда и труда одноклассников | Беседа по вопросам |
V. Рефлексия учебной деятельности (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали сегодня на уроке? – Что мы сегодня сделали? – Понравилось ли вам то, что вы сделали? – Дайте оценку уроку | Обсуждают качество выполненных работ. Отвечают на вопросы | Подводят итоги, оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам |