СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 16. СТИХИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. А. БЛОК «СНЕГ ДА СНЕГ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления со стихотворением А. Блока «Снег да снег», для развития осознанности восприятия литературного произведения, наглядно-образного мышления, воображения.

Просмотр содержимого документа
«Урок 16. СТИХИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. А. БЛОК «СНЕГ ДА СНЕГ».»

Урок 16
СТИХИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ.
А. БЛОК «СНЕГ ДА СНЕГ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления со стихотворением А. Блока «Снег да снег», для развития осознанности восприятия литературного произведения, наглядно-образного мышления, воображения.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют осознанность восприятия литературного произведения;

метапредметные: регулятивные – оценивают уровень владения учебным действием (отвечают на вопрос «чего я не знаю и не умею?»), принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – знакомятся со стихотворением А. Блока, сравнивают, выявляют сходство и различия стихотворных текстов; коммуникативные – участвуют в учебном диалоге: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся осознанно воспринимать литературные произведения, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться сравнивать тексты стихотворений.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок,

Начинаем наш урок.

− Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

− Начнём наш урок с загадки:

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

− Конечно, вы знаете это время года. Закройте глаза и шёпотом произнесите, когда это бывает. (Зимой.)

Учитель читает стихотворение.

У дедушки Года, у старого деда,

Есть внучки четыре – прекрасные девы.

Послушайте о старшей.

Как старшая внучка красива собою!

Зовётся Зимою, Зимой ледяною!

Лицо белоснежно и волосы белые,

Всю сахарной, снежной Зима землю делает.

Как только пора для Зимы заступает,

Свои сундучки она вновь открывает.

Есть пять ледяных у неё сундуков:

В одном спит метель – это мать ветерков,

В другом сундуке затаилась пороша

И множество градин – стеклянных горошин,

А в третьем спит вьюга, в четвёртом – снежинки,

Иней в последнем – в хрустальной корзинке.

И эти богатства Зима всем раздарит...

Е. Ртищева

Звучит отрывок из пьесы П. И. Чайковского «Времена года».

− Вы любите сказки, верите в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке создадим свою сказку и посвятим её волшебнице зиме. Произнесите шёпотом слово «зима». Что почувствовали? (Холодно, новый год.)

II. Объявление темы урока.

− О чём будет сегодня произведение?

ЗИМА

Величава Зима – называть ее хочется

Не по имени просто, а по имени-отчеству.

Ой, зима ты – Морозовна!

Ой, Зима ты – Метельевна!

Утром кажется розовым

Снег под синими елями.

Ветер в ветках березовых

Сыплет хлопья на головы...

Ой, Зима ты – Морозовна!

Ой, Зима ты – Метельевна!

К. Ибряев

− Почему такое обращение к зиме у поэта?

Русский народ любит зиму. Можно на санках покататься, в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье вьюги можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть.

В воздухе летит – не тает,

Белизною взгляд ласкает.

Составляет из сестёр

Купол – сказочный шатёр.

Драгоценным ожерельем

Спать ложится на деревья.

Без труда отыщет кров

Среди веток и стволов.

Убаюкивает землю,

Тот, что раньше выпал, дремлет.

В искрах звонких серебрится…

Одного тепла боится.

(Снег.)

− Вы готовы послушать еще одно стихотворение о снеге?

III. Работа по теме урока.

1. Слушание стихотворения А. Блока «Снег да снег».

− Понравилось вам стихотворение? Какие чувства испытывали вы, когда слушали стихотворение? Какое настроение передает поэт? Что нравится поэту? Как относятся к приходу зимы люди? Как об этом сказано? Каким тоном и в каком темпе следует читать это произведение? Почему?

2. Моделирование обложки.

− Что я вам читала? Покажите на модели. О чем это стихотворение? Каким бывает снег? (Мягким, пушистым, первым, свежим, искристым, мокрым, грязным, серебристым, рыхлым, белым.)

− Вы хотите узнать, кто написал это стихотворение? Это стихотворение написал А. Блок. Покажем на модели. Дети, как вы думаете, какой заголовок выбрал автор? (Дети подбирают свои заголовки.) А. Блок озаглавил стихотворение «Снег да снег». Покажите на модели заголовок. Прочитайте название произведения. (А. Блок «Снег да снег».)

Что написал А. Блок? Покажите и скажите. (Стихотворение о зиме, о природе.)

3. Беседа о снеге.

– Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Думали, что идёт он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок.

Водяные пары поднимаются высоко над землёй, где царит сильный холод. И здесь сразу же образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это ещё не те снежинки, какие падают на землю, они ещё очень малы. Но кристаллики всё растут, развиваются и наконец становятся удивительно красивыми звёздочками. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

Выполняется под музыку.

− Представьте, что в нашем классе пошёл снег. Встаньте, улыбнитесь друг другу и воображаемому снегу.

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили,

Потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

Вышла кукла лучше всех.

4. Повторное слушание стихотворения.

− Прочитайте слова: простор, оглашается, охапка, перечит, нрав. Значения каких слов вам не понятны? Найдите эти слова в тексте, подчеркните их.

− Какие строчки вам особенно понравились?

Чтение вместе с учителем:

Старый дедушка сел у стола,

Наклонился и дует на блюдце;

Вон и бабушка с печки сползла,

И кругом ребятишки смеются…

− Как автор относится к природе, к людям? Кто помнит фамилию автора? Что вы знаете о Блоке?

Александр Александрович Блок (1880−1921) родился в Петербурге, в семье, где все увлекались литературой. Его стихи отличаются напевностью и музыкальностью.

Любое хорошее стихотворение открывает перед читателем что-то новое, необычное, порой сказочное в самых привычных вещах и явлениях, легко запоминается и звучит как музыка.

− Какое стихотворение А. Блока вам уже знакомо? («Зайчик».)

5. Повторение: рассматривание книги А. Блока «Зайчик» и книжки-самоделки, чтение наизусть стихотворения (учитель вместе с детьми или кто-то из учащихся).

Игра «Рассмотри и назови».

− Перед вами две неполные модели, которые нужно дополнить.

− Зима – мастерица-выдумщица! Чего только не лепят из снега!

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодный, большой, кто я такой?

(Снеговик.)

6. Работа по учебнику.

Чтение слов и предложений из стихотворения А. Блока «Снег да снег». Выполнение заданий в тетради.

7. Конкурс чтецов.

Хорошо читающие дети выразительно читают стихи:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Ф. Тютчев

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

С. Есенин

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И. Суриков

Белая дорожка
(русская народная песня)

Мороз трещит и колется,

По улице дымок,

А в поле за околицей

Простор широк!

Припев: За речку, за рощу

Веди, веди сама,

Ах, белая дорожка,

Русская зима!

Летит, пылит метелица,

А на пути лесок.

В лесу за каждым деревцем

Снежок прилег.

Припев.

Сюда не раз ходили мы

В осенние деньки,

Средь поля посадили мы

Свои дубки.

Припев.

Ложись, снежок, укутывай

Всю землю, укрывай,

Храни от ветра лютого

Наш урожай!

IV. Итог урока.

− Вот и закончилась наша зимняя сказка. Кто подарил нам сегодня эту сказку? Какое стихотворение А. Блока слушали? Попробуйте озвучить иллюстрации учебника.

− Хотите снова встретиться с зимней сказкой? Вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем. Тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.

Для самостоятельной работы (по желанию): найти книгу с произведениями поэтов о зиме, со стихами А. Блока; выучить наизусть стихотворение А. Блока «Снег да снег» или отрывок из него.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!