СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 18. И. КРЫЛОВ «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК». Л. ТОЛСТОЙ «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с басней И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», обучения определению жанровых особенностей басен (аллегоричность, мораль, поучительность), нахождению морали в произведении; способствовать расширению читательского кругозора, развитию навыков выборочного и выразительного чтения; содействовать воспитанию интереса к личности баснописца и жанру басни.

Просмотр содержимого документа
«Урок 18. И. КРЫЛОВ «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК». Л. ТОЛСТОЙ «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ».»

Урок 18. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л. Толстой «Страшный зверь»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с басней И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», обучения определению жанровых особенностей басен (аллегоричность, мораль, поучительность), нахождению морали в произведении; способствовать расширению читательского кругозора, развитию навыков выборочного и выразительного чтения; содействовать воспитанию интереса к личности баснописца и жанру басни

Планируемые результаты

Предметные: работают с басней, ее структурой и формой; сравнивают басни разных авторов; различают формы басен (стихотворная и прозаическая); понимают значения понятий басня, баснописец, мораль

Метапредметные:

познавательные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение; делают выводы;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку;

коммуникативные: сравнивают тексты басен; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать коллективно

Личностные: высказывают свое мнение; соотносят поступки и события с принятыми этическими принципами; знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения

Образовательные ресурсы: рисунки с изображением животных, иллюстрации к басне; портрет И. А. Крылова


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку пять!

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Самоопределение к деятельности.

1. Постановка учебной
задачи


– О ком из писателей пойдет речь сегодня на уроке, вы догадаетесь из эпиграфа.

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

– Прочитайте, что написано на доске, справа налево. КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ.

– Кто автор этого произведения?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с его произведе-ниями

Делают предположения о содержании урока.










– Лебедь, Щука и Рак.


– Иван Андреевич Крылов

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

2. Актуализация опорных знаний

– Что писал И. А. Крылов?

– Кто такие баснописцы?

– Что такое басня?


– Басня – небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.

– На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет, осуждающие глупость или плохие поступки.

– Наша задача сегодня – найти в басне «Лебедь, Щука
и Рак» мораль и понять, чему она учит

– Басни.

– Баснописцы – авторы басен.

– Басня – это краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл.



– На сказку

3. Знакомство с твор-
чеством
И. Крылова

Демонстрирует портрет И. Крылова. Рассказывает
о баснописце.

– Тема урока – «Знакомство с баснями И. Крылова». Мы познакомимся с известными произведениями
И. Крылова, узнаем библиографические сведения
об авторе, научимся определять мораль басен



Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Физкультминутка

Утром встал петух на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей за парту плюх!

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

III. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение
учителя

– Сейчас я прочитаю басню И. Крылова «Лебедь, щука и рак», а вы послушайте и постарайтесь ответить, что обозначает слово на доске

Внимательно слушают

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей

системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Формулируют ответы

на вопросы

2. Беседа
по содержанию прочитанного.

– О ком и о чем эта басня? Получилось ли у героев басни то, что они хотели?




– Что общего у героев басни?

– Понравилась вам басня?

– Что заставило вас улыбнуться?

– Что вы узнали из басни? Какое событие описывает
И. Крылов?

– Что произошло с героями басни?

– Получилось ли у героев то, что они хотели? Почему?

– Как сказано об этом в басне? Найдите и зачитайте эти строки.

– В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце. Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря сам Крылов говорил «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…».

– Слова, в которых выражается главная мысль басни, называются моралью.

– Как вы думаете, эта басня действительно о Лебеде, Щуке и Раке?

– А вы встречали подобное в жизни? Расскажите

– Басня о трех товарищах – Лебеде, Щуке, Раке; о том, как они собрались везти поклажу, но у них ничего не получилось, так как каждый тянул воз в свою сторону.

– Место проживания.






Высказывают свои предположения.










– Нет, это иносказание.


Рассказывают

3. Словарная работа

– Встретились ли незнакомые слова?

На лад – успешно.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – колесная повозка или сани с кладью.

Впряглись – принялись за длительную, трудную работу.

Ныне – теперь, в настоящее время.

– Случайно ли выбрал И. Крылов именно этих героев?

Отвечают на вопросы






IV. Закрепление темы.

1. Чтение басни про себя

– Найдите слова, которые помогают охарактеризовать каждого героя

– «Лебедь рвется в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый.

– «Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный.

– «Щука тянет в воду» – упрямая, только свое дело знает

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы

2. Работа над содержанием басни

– Обратите внимание на глаголы (действия), которые очень точно передают характер каждого героя.

– Какие слова подчеркивают усердие персонажей?

– Есть ли в тексте слова, которые подсказывают, что воз можно было сдвинуть?

– Почему же «воз и ныне там»? Предлагаю вам три варианта ответа. Выберите тот, который считаете верным:

• не спели вместе;

• не договорились, как будут действовать;

• не позвали на помощь кого-то более сильного.

– Найдите главную часть басни – мораль. В жизни людей может произойти такая же ситуация?

– Чему же нас учит басня И. Крылова?

– Как надо читать эту басню? С каким настроением?



– «Из кожи лезут вон».

– «Поклажа бы для них казалась
и легка».






Отвечают на вопросы

3. Выразительное чтение басни

– Какое чувство вызывают у вас герои?


4. Работа
в тетради

– Найдите в тексте мораль (нравоучение). Объясните смысл

Выполняют письменное задание
в рабочей тетради самостоятельно.

Осуществляют взаимопроверку, устное объяснение смысла слов

5. Игра «Верно – неверно»

– Верно ли, что эта басня о дружбе?

– Верно ли, что Лебедь, Щука и Рак в воз впряглись?

– Верно ли, что воз стал причиной разлада?

– Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?

– Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными?

– Верно ли, что И. А. Крылов наделил своих героев чертами характера людей?

– Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?


V. Итог
урока. Рефлексия

– Какой литературный жанр мы сегодня рассмотрели?

– С каким писателем мы познакомились?

– С каким произведением?

– Что такое басня?

– Какова мораль басни?

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Вот уже третий век, как басни Крылова полюбились людям, и, думается, что в своем мастерстве баснописца он пока никем не превзойден. Так что читайте Крылова и перечитывайте постоянно!

– Басня.

– И. А. Крыловым.

– Прочитали басню «Лебедь, Щука и Рак».

Отвечают на вопросы

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

Подготовить выразительное чтение басни

Фиксируют задание, задают уточняющие вопросы, определяют способы выполнения задания

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала


Ресурсный материал

Рассказ учителя об И. А. Крылове

Иван Андреевич Крылов родился в городе Москве 13 февраля 1769 года в семье бедного дворянина. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Жизнь Ивана Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. И. Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Стремление к образованию у него было настолько велико, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Приехав в Петербург, он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал 30 лет.

Иван Крылов очень рано познакомился с такими явлениями, как ябедничество, взяточничество, судейский произвол, с человеческим бесправием, всё это, безусловно, произвело на него громадное впечатление, которое в дальнейшем послужило основой для всего его сатирического творчества. Своим оружием против этих негативных явлений того времени Крылов избирает басни.

Басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни человека…

Басни И. Крылова понятны всем читателям. Под звериными масками скрываются сложные человеческие характеры. Под маской осла – глупость, лисы – хитрость, зайца – трусость.

И животные и люди в баснях Крылова сказочные, но как в настоящей сказке, они в то же время достоверны. В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством – в этом секрет их долголетия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!