Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку пять! | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Самоопределение к деятельности. 1. Постановка учебной задачи | – О ком из писателей пойдет речь сегодня на уроке, вы догадаетесь из эпиграфа. Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский – Прочитайте, что написано на доске, справа налево. КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ. – Кто автор этого произведения? – Сегодня на уроке мы познакомимся с его произведе-ниями | Делают предположения о содержании урока. – Лебедь, Щука и Рак. – Иван Андреевич Крылов | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
2. Актуализация опорных знаний | – Что писал И. А. Крылов? – Кто такие баснописцы? – Что такое басня? – Басня – небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. – На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет, осуждающие глупость или плохие поступки. – Наша задача сегодня – найти в басне «Лебедь, Щука и Рак» мораль и понять, чему она учит | – Басни. – Баснописцы – авторы басен. – Басня – это краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл. – На сказку |
3. Знакомство с твор- чеством И. Крылова | Демонстрирует портрет И. Крылова. Рассказывает о баснописце. – Тема урока – «Знакомство с баснями И. Крылова». Мы познакомимся с известными произведениями И. Крылова, узнаем библиографические сведения об авторе, научимся определять мораль басен | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности |
Физкультминутка | Утром встал петух на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух, Поскорей за парту плюх! | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
III. Изучение нового материала. 1. Первичное чтение учителя | – Сейчас я прочитаю басню И. Крылова «Лебедь, щука и рак», а вы послушайте и постарайтесь ответить, что обозначает слово на доске | Внимательно слушают | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Формулируют ответы на вопросы |
2. Беседа по содержанию прочитанного. | – О ком и о чем эта басня? Получилось ли у героев басни то, что они хотели? – Что общего у героев басни? – Понравилась вам басня? – Что заставило вас улыбнуться? – Что вы узнали из басни? Какое событие описывает И. Крылов? – Что произошло с героями басни? – Получилось ли у героев то, что они хотели? Почему? – Как сказано об этом в басне? Найдите и зачитайте эти строки. – В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце. Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря сам Крылов говорил «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…». – Слова, в которых выражается главная мысль басни, называются моралью. – Как вы думаете, эта басня действительно о Лебеде, Щуке и Раке? – А вы встречали подобное в жизни? Расскажите | – Басня о трех товарищах – Лебеде, Щуке, Раке; о том, как они собрались везти поклажу, но у них ничего не получилось, так как каждый тянул воз в свою сторону. – Место проживания. Высказывают свои предположения. – Нет, это иносказание. Рассказывают |
3. Словарная работа | – Встретились ли незнакомые слова? На лад – успешно. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – колесная повозка или сани с кладью. Впряглись – принялись за длительную, трудную работу. Ныне – теперь, в настоящее время. – Случайно ли выбрал И. Крылов именно этих героев? | Отвечают на вопросы |
IV. Закрепление темы. 1. Чтение басни про себя | – Найдите слова, которые помогают охарактеризовать каждого героя | – «Лебедь рвется в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый. – «Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный. – «Щука тянет в воду» – упрямая, только свое дело знает | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
2. Работа над содержанием басни | – Обратите внимание на глаголы (действия), которые очень точно передают характер каждого героя. – Какие слова подчеркивают усердие персонажей? – Есть ли в тексте слова, которые подсказывают, что воз можно было сдвинуть? – Почему же «воз и ныне там»? Предлагаю вам три варианта ответа. Выберите тот, который считаете верным: • не спели вместе; • не договорились, как будут действовать; • не позвали на помощь кого-то более сильного. – Найдите главную часть басни – мораль. В жизни людей может произойти такая же ситуация? – Чему же нас учит басня И. Крылова? – Как надо читать эту басню? С каким настроением? | – «Из кожи лезут вон». – «Поклажа бы для них казалась и легка». Отвечают на вопросы |
3. Выразительное чтение басни | – Какое чувство вызывают у вас герои? | |
4. Работа в тетради | – Найдите в тексте мораль (нравоучение). Объясните смысл | Выполняют письменное задание в рабочей тетради самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку, устное объяснение смысла слов |
5. Игра «Верно – неверно» | – Верно ли, что эта басня о дружбе? – Верно ли, что Лебедь, Щука и Рак в воз впряглись? – Верно ли, что воз стал причиной разлада? – Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели? – Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными? – Верно ли, что И. А. Крылов наделил своих героев чертами характера людей? – Верно ли, что без согласья любое дело по плечу? | |
V. Итог урока. Рефлексия | – Какой литературный жанр мы сегодня рассмотрели? – С каким писателем мы познакомились? – С каким произведением? – Что такое басня? – Какова мораль басни? Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни «Букварь» постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. Вот уже третий век, как басни Крылова полюбились людям, и, думается, что в своем мастерстве баснописца он пока никем не превзойден. Так что читайте Крылова и перечитывайте постоянно! | – Басня. – И. А. Крыловым. – Прочитали басню «Лебедь, Щука и Рак». Отвечают на вопросы | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение басни | Фиксируют задание, задают уточняющие вопросы, определяют способы выполнения задания | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала |
Иван Андреевич Крылов родился в городе Москве 13 февраля 1769 года в семье бедного дворянина. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Жизнь Ивана Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. И. Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Стремление к образованию у него было настолько велико, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Приехав в Петербург, он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал 30 лет.
Иван Крылов очень рано познакомился с такими явлениями, как ябедничество, взяточничество, судейский произвол, с человеческим бесправием, всё это, безусловно, произвело на него громадное впечатление, которое в дальнейшем послужило основой для всего его сатирического творчества. Своим оружием против этих негативных явлений того времени Крылов избирает басни.
Басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни человека…
Басни И. Крылова понятны всем читателям. Под звериными масками скрываются сложные человеческие характеры. Под маской осла – глупость, лисы – хитрость, зайца – трусость.
И животные и люди в баснях Крылова сказочные, но как в настоящей сказке, они в то же время достоверны. В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством – в этом секрет их долголетия.