СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 18. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», для развития умения слушать произведение, классифицировать сказки (русские народные и авторские; о животных и волшебные); формировать навыки чтения: правильность, беглость, скорость.

Просмотр содержимого документа
«Урок 18. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК».»

Урок 18
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», для развития умения слушать произведение, классифицировать сказки (русские народные и авторские; о животных и волшебные); формировать навыки чтения: правильность, беглость, скорость.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, соотносят поступок с моральной нормой; оценивают персонажей по их поступкам и особенностям речи;

метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата; познавательные – сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия объектов, формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения (сказки), пересказывать эпизоды; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения, высказывать суждения о произведении и поступках героев, находить в тексте и читать диалоги героев.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Введение в тему урока.

− Отгадайте загадку, найдите соответствующую книгу. Расскажите о книге по обложке.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился... (Колобок из сказки «Колобок».)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

(Медведи из сказки«Три медведя».)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота –

Выглянул в окошко.

(Сказка «Кот, петух и лиса».)

Она красива и мила,

Имя ее от слова «зола».

(Золушка.)

− На какие группы можно разделить сказки, которые видите на выставке? (Сказки авторские и народные. Сказки о животных и волшебные сказки.) Назовите сказки авторские; народные.

II. Работа по теме урока.

− Подумайте, о какой народной сказке пойдет речь на уроке. В этой сказке нет волшебных превращений, но она очень забавная. В ней лиса хитрая, старик недогадливый, старуха сварливая, а волк глупый. (Это сказка о животных.)

1. Слушание русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». Беседа.

− Послушайте сказку и докажите (или опровергните) предположение.

Все минуточку вниманья,

Сказку я хочу начать.

Этой сказочки названье

Поспешите отгадать.

Читает сказку.

− Понравилась ли вам сказка? Чем? Как она называется? Какая это сказка – веселая или грустная? Какую поговорку из сказки запомнили? (Битый небитого везет.)

− Вы согласны, что сказка «Лисичка-сестричка и Волк» – это сказка о животных? Докажите.

− Кто главные герои сказки? Какова Лиса? Кого она перехитрила? А каков Волк?

На доске таблички со словами: хитрый, простак, ловкий, глупый, доверчивый, простофиля, плутоватый, проворный, бесхитростный, изворотливый, бестолковый, лукавый, невезучий.

− Выберите слова, которые характеризуют волка; лису.

− Как вы думаете, почему в названии сказки Волк – просто «волк», а Лисичка – «сестричка»? Как обращается Лиса к Волку? (Братец.) Волк к Лисе? (Сестрица.)

2. Работа по учебнику.

− Почему в сказках принято такое обращение между животными? (Животные говорят и действуют, как люди.)

Словарная работа.

Воз – груженая кладью повозка.

Улучила – выбрать, найти подходящее время.

Смекнул – догадался.

Прорубь – отверстие, прорубленное в ледовом покрытии реки. Прорубь делают для ловли рыбы, набора воды, полоскания белья, иногда для купания.

Убежать без оглядки – быстро бежать, ни на что не обращая внимания.

Стянуть – украсть.

Насилу плетусь – медленно-медленно иду.

3. Моделирование обложки.

Дети самостоятельно моделируют обложку, по желанию выполняют рисунок. Проверка выполненной работы.

− Что вы слушали? (Сказку.) Как обозначили на модели? (Нарисовали круг.) О ком говорится в этой сказке? (О животных.) Каким цветом закрасили круг? (Коричневым.) Надо ли указывать автора? (Нет. Это русская народная сказка.)

− Вы можете нарисовать иллюстрацию к сказке.

4. Повторное слушание и беседа. Работа по учебнику.

− Как Лисе удалось полакомиться рыбкой? Для чего деду понадобилась Лиса? О чем разговаривали при встрече Лиса и Волк? Что посоветовала Лиса Волку? Что случилось с Волком?

− Прочитайте последнюю часть сказки. Справедлив ли конец сказки?

− Вызывают ли у вас уважение эти герои? Понравились ли они вам?

− Какой изображает народ лису в своих сказках? А волка?

Работа с текстом, составление схематического плана, пересказ.

Д.

Л.

Д.

С.

Л.

В.

В. Л.

у проруби

В.

Б.

Битый

небитого везет

5. Выполнение заданий в тетради.

− Рассмотрите рисунок. Расскажите отрывок из сказки к этому рисунку.

− Самостоятельно прочтите отрывок и разметьте для чтения по ролям. (Работа в парах.)

− Как надо читать слова Волка? Прочитайте.

− Каким тоном надо читать слова Лисы? Прочитайте.

− Прочитайте отрывок по ролям в парах.

− В каких других сказках Лиса всех перехитрила? Где самой Лисе досталось на орехи? Кто перехитрил Лису?

III. Итог урока.

− Какой урок вы вынесли для себя из сказки? (Нехорошо хитрить, как Лиса, но плохо быть и таким наивным и глупым, как Волк.)

Для самостоятельной работы: прочитать народные сказки; подготовить рассказ о любимом герое народных сказок (по желанию).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!