Урок 18
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», для развития умения слушать произведение, классифицировать сказки (русские народные и авторские; о животных и волшебные); формировать навыки чтения: правильность, беглость, скорость.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, соотносят поступок с моральной нормой; оценивают персонажей по их поступкам и особенностям речи;
метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата; познавательные – сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия объектов, формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения (сказки), пересказывать эпизоды; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения, высказывать суждения о произведении и поступках героев, находить в тексте и читать диалоги героев.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Введение в тему урока.
− Отгадайте загадку, найдите соответствующую книгу. Расскажите о книге по обложке.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился... (Колобок из сказки «Колобок».)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки?
(Медведи из сказки«Три медведя».)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота –
Выглянул в окошко.
(Сказка «Кот, петух и лиса».)
Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола».
(Золушка.)
− На какие группы можно разделить сказки, которые видите на выставке? (Сказки авторские и народные. Сказки о животных и волшебные сказки.) Назовите сказки авторские; народные.
II. Работа по теме урока.
− Подумайте, о какой народной сказке пойдет речь на уроке. В этой сказке нет волшебных превращений, но она очень забавная. В ней лиса хитрая, старик недогадливый, старуха сварливая, а волк глупый. (Это сказка о животных.)
1. Слушание русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». Беседа.
− Послушайте сказку и докажите (или опровергните) предположение.
Все минуточку вниманья,
Сказку я хочу начать.
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.
Читает сказку.
− Понравилась ли вам сказка? Чем? Как она называется? Какая это сказка – веселая или грустная? Какую поговорку из сказки запомнили? (Битый небитого везет.)
− Вы согласны, что сказка «Лисичка-сестричка и Волк» – это сказка о животных? Докажите.
− Кто главные герои сказки? Какова Лиса? Кого она перехитрила? А каков Волк?
На доске таблички со словами: хитрый, простак, ловкий, глупый, доверчивый, простофиля, плутоватый, проворный, бесхитростный, изворотливый, бестолковый, лукавый, невезучий.
− Выберите слова, которые характеризуют волка; лису.
− Как вы думаете, почему в названии сказки Волк – просто «волк», а Лисичка – «сестричка»? Как обращается Лиса к Волку? (Братец.) Волк к Лисе? (Сестрица.)
2. Работа по учебнику.
− Почему в сказках принято такое обращение между животными? (Животные говорят и действуют, как люди.)
Словарная работа.
Воз – груженая кладью повозка.
Улучила – выбрать, найти подходящее время.
Смекнул – догадался.
Прорубь – отверстие, прорубленное в ледовом покрытии реки. Прорубь делают для ловли рыбы, набора воды, полоскания белья, иногда для купания.
Убежать без оглядки – быстро бежать, ни на что не обращая внимания.
Стянуть – украсть.
Насилу плетусь – медленно-медленно иду.
3. Моделирование обложки.
Дети самостоятельно моделируют обложку, по желанию выполняют рисунок. Проверка выполненной работы.
− Что вы слушали? (Сказку.) Как обозначили на модели? (Нарисовали круг.) О ком говорится в этой сказке? (О животных.) Каким цветом закрасили круг? (Коричневым.) Надо ли указывать автора? (Нет. Это русская народная сказка.)
− Вы можете нарисовать иллюстрацию к сказке.
4. Повторное слушание и беседа. Работа по учебнику.
− Как Лисе удалось полакомиться рыбкой? Для чего деду понадобилась Лиса? О чем разговаривали при встрече Лиса и Волк? Что посоветовала Лиса Волку? Что случилось с Волком?
− Прочитайте последнюю часть сказки. Справедлив ли конец сказки?
− Вызывают ли у вас уважение эти герои? Понравились ли они вам?
− Какой изображает народ лису в своих сказках? А волка?
Работа с текстом, составление схематического плана, пересказ.
Д. Л. | | Д. С. | | Л. В. | | В. Л. у проруби | | В. Б. | | Битый небитого везет |
5. Выполнение заданий в тетради.
− Рассмотрите рисунок. Расскажите отрывок из сказки к этому рисунку.
− Самостоятельно прочтите отрывок и разметьте для чтения по ролям. (Работа в парах.)
− Как надо читать слова Волка? Прочитайте.
− Каким тоном надо читать слова Лисы? Прочитайте.
− Прочитайте отрывок по ролям в парах.
− В каких других сказках Лиса всех перехитрила? Где самой Лисе досталось на орехи? Кто перехитрил Лису?
III. Итог урока.
− Какой урок вы вынесли для себя из сказки? (Нехорошо хитрить, как Лиса, но плохо быть и таким наивным и глупым, как Волк.)
Для самостоятельной работы: прочитать народные сказки; подготовить рассказ о любимом герое народных сказок (по желанию).