СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 19 Тема: В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 19 Тема: В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. 5 класс»

Урок № 19

Тема: В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

Цель: Обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.

- закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на

предыдущих уроках;

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

- работа с информацией;

- формировать умение работать в группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать уважение к мнению других, самостоятельность, творческую активность.

Ход урока.

Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности об 2 Сообщие темы и цели урока Разбиваемся на команды: Грамотеи, Знатоки

3 Работа по теме урока

Команды уже сидят по рядам, названия команд (таблички) на столах: грамотеи и знатоки

Конкурс-разминка (за каждый правильный ответ – жетон) Побеждает та команда, у которого больше жетонов. Ответы принимаются только при поднятой руке.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

1 Конкурс «Найди пару» На конкурс отводится 1 минута. Побеждает та ком, кот верно собрала все названия басен

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей)

СЛОН

МОСЬКА

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ЗЕРКАЛО

ОБЕЗЬЯНА

ВОРОНА

ЛИСИЦА

КУКУШКА

ПЕТУХ

КОТ

ПОВАР

2 Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Учащиеся должны прочитать мораль, написать название басни. На выполнение задания 3 минуты.

ворона и лисица

квартет

кот и повар

лебедь, рак и щука

свинья под дубом

стрекоза и муравей

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

Мораль – лучше действовать, чем впустую говорить.

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, и общее дело не получится.

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»

Беседа.

Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп

- Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?

( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков)

- Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов. А.С.Пушкин сказал, что И.А.Крылов- самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев.

- А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).

2) Закончи предложение - Что называется басней? Давайте дадим определение.

Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)

А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)

Что лежит в основе басни? (аллегория)

А что такое аллегория? 

9) Проверим себя 

III. Вспомним басни Крылова и героев этих басен 

IV.Инсценирование басен 

А) «Волк на псарне».

Б) «Свинья под дубом».

Каждая группа показывает заранее подготовленную инсценировку басни. Учащиеся поясняют значение морали каждой из показанных басен; напоминают, что басня состоит из двух частей: рассказа и морали; также сообщают, что басня может быть написана прозой; ее героями могут быть люди.(при инсценировании на слайдах иллюстрации к басням)

V. Видеопауза. Обучающиеся смотрят мультфильм «Ворона и Лисица».Просмотр мультфильма по басням Крылова И.

- Определите мораль басни.

VI . Физминутка.

VII.Работа с афоризмами (Мозговой штурм)

А) Басни Крылова легко запоминаются. Многие фразы из басен стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои Крылова.

- Ребята, а какие слова мы называем “крылатыми”?

- Что такое афоризм? -

- А для чего мы используем их в речи?

Б) Разберем несколько афоризмов -

B ) Поиграем в игру. “Найди свою пару”. (Работа в группах)

Условие игры: У одних – начало известной басенной фразы, у других ее продолжение. Надо собрать и сказать название басни.

У сильного всегда

бессильный виноват.

Чтоб музыкантом быть,

так надобно уменье.

Когда в товарищах согласья нет,

на лад их дело не пойдёт.

Ты виноват уж в том,

что хочется мне кушать.

Оглянуться не успела,

уж зима катит в глаза.

Уж сколько раз твердили миру,

что лесть гнусна, вредна.

Ты все пела? Это дело:

так поди же попляши!

История создания памятников И. А. Крылову - Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. В Москве и в Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде) 

- Обратите внимание, как изображён Крылов?

- А знаете ли вы, кто создавал этот памятник?

- Сейчас ребята нам расскажут об этом.

1 обучающийся

В Москве. Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Москве был установлен в 1976 году. Проект памятника был разработан и осуществлен скульпторами А.А. Древиным, Д.Ю. Митлянским и архитектором А.Г. Чалтыкьяном. Композиция изготовлена из бронзы и гранита.

Скульптурная композиция расположена в одном из красивейших уголков Москвы, в уютном тихом сквере на Патриарших прудах. На невысоком постаменте изображен сидя Крылов, а вдоль аллеи установлены композиции-иллюстрации к его басням. Здесь участники незадачливого музыкального квартета, и Моська со слоном, ворона с сыром и хитрая лиса, волк и ягненок, а также другие герои произведений знаменитого русского баснописца.

Крылова художники представили зрителю несколько небрежно одетым. Но по описанию современников, автор знакомых всем с самого детства басен именно таким и был: флегматичным, спокойным, не уделяющим.

2 обучающийся

Первый роcсийский памятник писателю и его героям 

Всеми любимый памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду появился благодаря частным пожертвованиям. Его автор, Петр Карлович Клодт, решив украсить пьедестал фигурами зверей – героев басен, отнесся к делу очень серьезно. Он добросовестно перечитал басни Крылова и составил полный список животных. Лепить зверей по памяти Клодт не хотел, ему нужна была натура. Зоологического сада в Петербурге в те годы еще не было, и скульптору пришлось добывать натурщиков всеми возможными способами.

Осел жил у Клодта дома, в "зверовом дворе", учрежденном еще Петром I, Петр Карлович лепил львов. Царские егеря подарили барону волка. Это незлобивое создание, спавшее вместе с собаками и за все время даже не попробовавшее никого укусить, встречало гостей протяжным воем, от которого по спине начинали бегать мурашки. Волк исправно охотился на кота Ваську, тоже позировавшего.

Из Новгородской губернии Клодту прислали медведя с медвежонком. Медвежонок несколько раз убегал из мастерской, пролезая в форточку, и пугал прохожих. Медвежонка возвращали. Во время очередного побега его постигла неудача, подросший медвежонок в форточке застрял. Чтобы его оттуда вынуть, пришлось выставлять раму.

Клодт раздобыл журавля, лисицу, овцу с ягнятами и даже лягушку. Все это разношерстное общество далеко не всегда сидело в клетках, а порою свободно разгуливало по мастерской. И только один натурщик был приходящим. Козел, которого приводила старушка, жившая неподалеку. У дверей мастерской козел начинал отчаянно упираться - его можно понять, там обитали волк и медведи. Несмотря на сопротивление, бабушка впихивала козла в мастерскую - ей очень хотелось увидеть своего серенького козлика, отлитого в бронзе.

В мае 1853 года памятник был завершен. Первоначально предлагалось установить его у Публичной библиотеки или на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Но Клодт сказал: "Установить надо в Летнем саду". 
IX. Творческий отчёт.

Учитель:

- Так в чем же секрет басен И.А.Крылова? 

- Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?

- А разве не бывает людей без недостатков?

И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.

- Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова.

- А легко ли следовать этим правилам? Почему?

- Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам стать лучше.

X. Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.

(Разгадать кроссворд или сочинить басню.).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!