СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 18. Значение романа-эпопеи "Война и мир" для развития русской реалистической литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 18. Значение романа-эпопеи "Война и мир" для развития русской реалистической литературы.»

Литература.10 класс

Урок №119.

Тема урока: Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

В основе “Войны и мира” заключается миросозерцание Толстого. Это вера в вечность народа, в веч­ность жизни, ненависть к войнам, убеждение в необходимости упорных поисков истины, отвращение к культу личности, прославление чистой любви, презрение к индивидуализму, призыв к единению людей. Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой ху­дожник и какой психолог! Два первых тома изумительны. Да, это сильно, очень сильно!» Д. Голсу­орси назвал «Войну и мир» «лучшим романом, какой когда-либо был написан». Р. Роллан писал о том, как еще совсем молодым человеком, студентом, он читал роман Толстого: это «произведение, как жизнь, не имеет ни начала, ни конца. Оно — сама жизнь в ее вечном движении». По этой книге весь мир учился и учится Россия.

Художественные законы, открытые великим писателем, составляют и поныне непререкаемый авторитет романа "Война и мир".

Особенности романа "Война и мир" определяются жанром произведения. Роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

-  исторический - обращение к реальным историческим событиям;

-  философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;

-  нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Исходя из этого, можно выделить особенности творчества Толстого:

1.        Историзм.

Сам Толстой писал: "Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека". Работая "в историческом роде", он, по его собственным словам, старался быть до мельчайших подробностей верным действительности. Толстой показывает величие и героизм правдиво, не опираясь на легенды и анекдоты. Не правы были те, кто упрекал писателя в "обесславливании" героического для России времени (генерал А. Норов, князь П. Вяземский).

На уроке можно провести интересную исследовательскую работу, доказывающую истинный подход к историческим событиям, сравнивая ход войны 1812 года в романе и в исторических документах.



Документы

Роман

От Немана до Смоленска

Русское командование знало о скоплении французских войск на берегу Немана. Наполеон вечером 9 (21) июня посылает приказ - выдвинуться к Неману. Организация переправы возлагалась на корпус Даву. "Россия, - писал Наполеон, - увлекается роком! Судьба ее должна исполниться... Перейдем Неман, внесем войну в русские пределы".

Переправа основных сил началась 12 (24) июня, левым крылом вперед. Вильна была занята 16 (28) июня без боя.

Русские не ожидали начала войны. 12 (24) июня Александр I устроил для литовского шляхетства бал в имении Бенигсена. Ночью во время бала было получено известие о начавшейся переправе французов.

Александр I послал к Наполеону генерала А. Д. Балашева. Но напрасно. Войска отходили тремя колоннами, уничтожая за собой переправы

В романе эта ситуация описывается исторически точно. Мы видим и переправу через Неман, и корпус Даву, и разведку Мюрата, описывается и бал в Вильно, и сообщение о переправе французов через Неман, полученное во время бала, и посольство Балашева, и отход русских войск тремя колоннами.

Но Толстой пытается объяснить причины, приведшие к войне, опираясь на мнения историков и противопоставляя им свои взгляды



2.        Сопоставление или противопоставление.

Противопоставляются:

-  Два состояния: мир и война.

-  Различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем и в мирное, и в военное время.  

-  Передовое дворянство и светская аристократия.  

-  Отдельные герои: Наташа - Элен, Пьер и Андрей - Анатоль и Долохов.  

-  Полководцы: Кутузов - Наполеон.  

-  Кутузов и Александр I.

-  События: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых.  

-  Поведение на войне: Тушина, Тимохина - Долхова, Жеркова.

Сопоставляются:

-  Образ жизни: Ростовых и Болконских.

-  Герои: Андрей и Пьер.

-  Правители: Александр I и Наполеон и др.

Для сопоставления и противопоставления большую роль играет первая сцена - вечер у А. П. Шерер. Эта та неприемлемая норма жизни, с которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены (у писателя было 14 вариантов этой сцены).

3.        "Диалектика души", умение глубоко показать внутренний мир героя.

Портреты героев показаны в развитии, изменчивы, и это говорит о формировании личности. Проследим, как меняется Наташа Ростова, как формируется её личность.

В практической работе можно выяснить, как меняется лицо Наташи в различных эпизодах романа, и какой смысл при этом выявляется.

-  Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).

-  Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).  

-  Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).  

-  Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).

-  В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).  

-  В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).  

-  Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).  

-  Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).  

-  После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).  

-  Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).  

-  Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX-XXXII).  

-  После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I-III).

-  Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV-XVII).

По тому, как меняется портрет, можно судить о характере и внутреннем состоянии героя.

Деталь помогает сделать портрет индивидуальным, выразительным. Например, у княжны Марьи - необыкновенные лучистые глаза, у Лизы Болконской - короткая верхняя губа, что делало ее похожей на белочку, у Пьера - неуклюжесть и растерянность.

Внутренний монолог показывает сложность и противоречия внутреннего мира героев, их духовную жизнь.

4. Изображение природы, психологический пейзаж.

Сын Толстого писал, что «отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил: Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода».

Своеобразие изображения природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. Интересно проследить связь природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II); две встречи с дубом на пути в Отрадное помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III).

Можно найти такие примеры и у других персонажей, но у Толстого связаны с природой только положительные герои:

-  Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II); в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X--XI).

-  Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл. VIII); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X-XI).

-  Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI).

В романе своеобразно связаны природа и война. Во время Аустерлица - природа мешает, войска не могут ориентироваться, что вызывает страшную неразбериху. Эпизод дается в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV-XV). Накануне Бородинской битвы "было ясно, светло, росисто и весело"; после битвы "стояла теперь мгла сырости и дыма", что подчеркивает драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных эпизодах никогда не бывает радостной природы.

Природа в романе связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, в движении, изображается реалистически. Мы видим зимнюю природу (святки), весеннюю (лунная ночь, пробуждающийся дуб), осеннюю (охота). Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война - разрушение гармонии мира.

5. Особенности языка романа.

В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерна сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.

Итог урока. Роман "Война и мир" грандиозен не только по замыслу, но и по тому художественному мастерству, которое заставляет нас сопереживать героям, испытывать эмоциональное воздействие. Сам Л. Н. Толстой в статье "Несколько слов по поводу книги «Война и мир» писал: "Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника, "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось".

Задание на дом: подготовиться к зачетной работе по роману «Война и мир»




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!