Урок 19
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ТЕРЁШЕЧКА»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русскими народными сказками, слушания сказки «Терёшечка», выделения особенностей сказки, устаревших слов, сравнения с другими народными сказками, для развития устной речи, навыков выразительного чтения.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
метапредметные: регулятивные – анализируют собственную работу: соотносят план и совершённые операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого этапа, находят ошибки, устанавливают их причины; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, приводят примеры сказок в качестве доказательства выдвигаемых положений; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, выбирают вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, получать информацию о героях (положительные и отрицательные), сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок; получат возможность научиться находить информацию о произведении и книге.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
− Отгадайте сказки.
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
«Реченька, спаси меня.
Реченька, спаси меня».
(«Гуси-лебеди».)
Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю да к царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
(«По щучьему веленью».)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льет бедняжка.
(«Снегурочка».)
Скачет лошадь не простая –
Чудо-грива золотая.
По полям парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конёк
По прозванью…
(Горбунок из сказки «Конек-Горбунок».)
Учитель прикрепляет на доске карточки с названиями сказок или иллюстрации к ним. Они понадобятся для сравнения сказки «Терёшечка» с другими сказками.
Я – весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
По дорожке я катился
И вдруг в сказке очутился.
− Кто догадался, какое по жанру произведение мы сегодня будем читать?
II. Работа по теме урока.
1. Прогнозирование по заголовку.
− Прочитайте название сказки. Выскажите предположение, что может означать слово «Терёшечка».
− Кто автор этой сказки?
2. Слушание русской народной сказки «Терешечка», беседа.
− Какая это сказка: смешная, веселая, грустная, печальная, серьезная?
− Какие чувства вы переживали во время прослушивания?
− Почему это произведение называют сказкой? Какие чудеса есть в сказке? (Необычное, чудесное рождение Терёшечки; необыкновенные качества характера Терёшечки: он проявляет невиданную выдержку и смекалку, бесстрашен; фантастические существа – ведьма и ее дочь Алёнка; помощник Терёшечки защипанный гусенок и др.)
− Назовите персонажей сказки. Обозначим их «заместителями». (С. – старики, Т. – Терёшечка, В. – ведьма, К. – кузнец, А. – Аленка, Г. Л. – гуси-лебеди, З. Г. – защипанный гусенок.)
− Прочитайте слова на доске. Подумайте, кого они характеризуют. (Глупая, сообразительный, равнодушные, добрый, заботливые, страшная, любящие, смышленый, злая, безропотный, помощник ведьмы.)
− Какие черты характера можно перенять у главного героя сказки? Кто еще из героев сказки вам нравится?
– Героев произведения, на которых хочется быть похожим, принято называть положительными героями, а злых, жадных, коварных – отрицательными героями.
3. Словарная работа.
Колодочка – короткое толстое бревнышко, обрубок бревна.
Прибаюкивать – приговаривать «баю», укачивая младенца.
В разум приходил – умнел, взрослел.
Челнок – гребная лодка из досок или цельного ствола дерева с острым носом и тупой кормой.
Вёсельцы – вёсла.
Обознался – ошибиться, приняв кого-либо за другого, что-либо за другое.
Пошла на раздобытки. Добытки – то, что добыто охотой, промыслом; добыча.
Заслонка – приспособление (обычно в виде железного листа), закрывающее отверстие печи.
Защипанный гусенок. Защипа́ть – начать щипать, теребить, обрывать, захватывая пальцами, клювом и т. п.
4. Повторное чтение сказки. (Читает учитель и хорошо читающие дети.)
− Во время чтения пометьте на полях эпизоды, напоминающие другие сказки. Обратите внимание на таблички (иллюстрации) на доске.
− Как начинается сказка? Откуда появился Терёшечка? За какую работу он взялся? Что случилось с Терёшечкой? Кто желал зла мальчику? Кто ему помог? Как заканчивается сказка?
− Какие пометки вы сделали на полях? Какие сказки вам напомнили эти эпизоды?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Упражнение в чтении по учебнику.
− Прочитайте предложения в учебнике.
− Прочитайте, с какими словами обратился мальчик к защипанному гусенку.
– Рассмотрите иллюстрации в хрестоматии. Найдите в сказке отрывки к ним, прочитайте.
6. Выполнение заданий в тетради.
Работа по рубрике учебника «Книжная полка».
Работа в парах.
1) Закройте хрестоматию. Соотнесите названия произведений и их авторов.
Агния Барто | Чудо-дерево |
Корней Чуковский | Как Незнайка был музыкантом |
С. Прокофьева | Флажок |
В. Сутеев | Упрямый лягушонок |
Н. Носов | Палочка-выручалочка |
С. Михалков | Молоток и гвозди |
Проверьте свою работу по учебнику.
2) Отметьте знаком «+» верные, а знаком «–» неверные утверждения.
• «Терёшечка» – авторская сказка.
• «Лисичка-сестричка и волк» – русская народная сказка.
• «Терёшечка» – стихотворение о природе.
• «Терёшечка», Сутеев «Мешок яблок» – зарубежные сказки.
• Г. Скребицкий «Тюлюлюй», «Терёшечка» – в этих произведениях главный персонаж – положительный герой сказки.
III. Итог урока.
− Как у вас менялось настроение, когда вы слушали эту сказку? Когда вам стало весело? Каким был Терёшечка? Вспомните, как заканчиваются другие сказки? Чему учит эта сказка?
Для самостоятельной работы (по желанию): прочитать и рассказать русские народные сказки; выполнить задание в тетради; выполнить рисунок к понравившемуся эпизоду.