СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 19. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ТЕРЁШЕЧКА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русскими народными сказками, слушания сказки «Терёшечка», выделения особенностей сказки, устаревших слов, сравнения с другими народными сказками, для развития устной речи, навыков выразительного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок 19. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ТЕРЁШЕЧКА».»

Урок 19
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ТЕРЁШЕЧКА»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русскими народными сказками, слушания сказки «Терёшечка», выделения особенностей сказки, устаревших слов, сравнения с другими народными сказками, для развития устной речи, навыков выразительного чтения.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

метапредметные: регулятивные – анализируют собственную работу: соотносят план и совершённые операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого этапа, находят ошибки, устанавливают их причины; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, приводят примеры сказок в качестве доказательства выдвигаемых положений; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, выбирают вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, получать информацию о героях (положительные и отрицательные), сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок; получат возможность научиться находить информацию о произведении и книге.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

− Отгадайте сказки.

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

«Реченька, спаси меня.

Реченька, спаси меня».

(«Гуси-лебеди».)

Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю да к царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю.

(«По щучьему веленью».)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льет бедняжка.

(«Снегурочка».)

Скачет лошадь не простая –

Чудо-грива золотая.

По полям парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок –

Удивительный конёк

По прозванью…

(Горбунок из сказки «Конек-Горбунок».)

Учитель прикрепляет на доске карточки с названиями сказок или иллюстрации к ним. Они понадобятся для сравнения сказки «Терёшечка» с другими сказками.

Я – весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

По дорожке я катился

И вдруг в сказке очутился.

− Кто догадался, какое по жанру произведение мы сегодня будем читать?

II. Работа по теме урока.

1. Прогнозирование по заголовку.

− Прочитайте название сказки. Выскажите предположение, что может означать слово «Терёшечка».

− Кто автор этой сказки?

2. Слушание русской народной сказки «Терешечка», беседа.

− Какая это сказка: смешная, веселая, грустная, печальная, серьезная?

− Какие чувства вы переживали во время прослушивания?

− Почему это произведение называют сказкой? Какие чудеса есть в сказке? (Необычное, чудесное рождение Терёшечки; необыкновенные качества характера Терёшечки: он проявляет невиданную выдержку и смекалку, бесстрашен; фантастические существа – ведьма и ее дочь Алёнка; помощник Терёшечки защипанный гусенок и др.)

− Назовите персонажей сказки. Обозначим их «заместителями». (С. – старики, Т. – Терёшечка, В. – ведьма, К. – кузнец, А. – Аленка, Г. Л. – гуси-лебеди, З. Г. – защипанный гусенок.)

− Прочитайте слова на доске. Подумайте, кого они характеризуют. (Глупая, сообразительный, равнодушные, добрый, заботливые, страшная, любящие, смышленый, злая, безропотный, помощник ведьмы.)

− Какие черты характера можно перенять у главного героя сказки? Кто еще из героев сказки вам нравится?

– Героев произведения, на которых хочется быть похожим, принято называть положительными героями, а злых, жадных, коварных – отрицательными героями.

3. Словарная работа.

Колодочка – короткое толстое бревнышко, обрубок бревна.

Прибаюкивать – приговаривать «баю», укачивая младенца.

В разум приходил – умнел, взрослел.

Челнок – гребная лодка из досок или цельного ствола дерева с острым носом и тупой кормой.

Вёсельцы – вёсла.

Обознался – ошибиться, приняв кого-либо за другого, что-либо за другое.

Пошла на раздобытки. Добытки – то, что добыто охотой, промыслом; добыча.

Заслонка – приспособление (обычно в виде железного листа), закрывающее отверстие печи.

Защипанный гусенок. Защипа́ть – начать щипать, теребить, обрывать, захватывая пальцами, клювом и т. п.

4. Повторное чтение сказки. (Читает учитель и хорошо читающие дети.)

− Во время чтения пометьте на полях эпизоды, напоминающие другие сказки. Обратите внимание на таблички (иллюстрации) на доске.

− Как начинается сказка? Откуда появился Терёшечка? За какую работу он взялся? Что случилось с Терёшечкой? Кто желал зла мальчику? Кто ему помог? Как заканчивается сказка?

− Какие пометки вы сделали на полях? Какие сказки вам напомнили эти эпизоды?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Упражнение в чтении по учебнику.

− Прочитайте предложения в учебнике.

− Прочитайте, с какими словами обратился мальчик к защипанному гусенку.

– Рассмотрите иллюстрации в хрестоматии. Найдите в сказке отрывки к ним, прочитайте.

6. Выполнение заданий в тетради.

Работа по рубрике учебника «Книжная полка».

Работа в парах.

1) Закройте хрестоматию. Соотнесите названия произведений и их авторов.

Агния Барто

Чудо-дерево

Корней Чуковский

Как Незнайка был музыкантом

С. Прокофьева

Флажок

В. Сутеев

Упрямый лягушонок

Н. Носов

Палочка-выручалочка

С. Михалков

Молоток и гвозди

Проверьте свою работу по учебнику.

2) Отметьте знаком «+» верные, а знаком «–» неверные утверждения.

• «Терёшечка» – авторская сказка.

• «Лисичка-сестричка и волк» – русская народная сказка.

• «Терёшечка» – стихотворение о природе.

• «Терёшечка», Сутеев «Мешок яблок» – зарубежные сказки.

• Г. Скребицкий «Тюлюлюй», «Терёшечка» – в этих произведениях главный персонаж – положительный герой сказки.

III. Итог урока.

− Как у вас менялось настроение, когда вы слушали эту сказку? Когда вам стало весело? Каким был Терёшечка? Вспомните, как заканчиваются другие сказки? Чему учит эта сказка?

Для самостоятельной работы (по желанию): прочитать и рассказать русские народные сказки; выполнить задание в тетради; выполнить рисунок к понравившемуся эпизоду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!