СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1Черезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителю ОБЖ, для студентов СПО и учеников 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок 1Черезвычайные ситуации природного и техногенного характера»

ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ№1

Тема: 1.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Название учебной дисциплины: Безопасность жизнедеятельности

Курс: 3

Специальность: Лечебное дело Ф-31

Акушерское дело: А-21

Сестринское дело М-31, М -941,М-942,М- 943.

Форма обучения: очная

Количество часов:2

Разработчик: Заболотнев А.В., преподаватель Безопасности Жизнедеятельности.



Методическая разработка

рассмотрена и одобрена на заседании УМО №2

(протокол№3, 19.12.2016)

Председатель УМО _______________

Южанина Т.Н.

«19» _декабря _2016г.





Волжский 2016



Мотивация изучения темы:

Студенты должны быть информированы о новейших достижениях науки в области мероприятий по защите населения в ЧС природного и техногенного характера.

Цели занятия:

Учебные (умения, знания): Изучить со студентами характеристики и классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Стихийные бедствия геологического, метеорологического и гидрологического характера. Природные пожары.

Воспитательные: воспитать ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Развивающие: Развитие эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Компетенции формирующие /ОК и ПК/

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда
на ФАПЕ, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.


Интеграционные связи (внутри - и междисциплинарные):

Междисциплинарные:

Анатомия, физиология человека, география. Оказание неотложной медицинской помощи в хирургии и оказание неотложной медицинской помощи при внутренних болезнях.

Оснащение: (средства обучения) индивидуальные средства защиты: Фильтрующий противогаз ГП -5, индивидуальная аптечка.

Основные этапы занятия:

  1. Организационный момент (5 мин)

  2. Объяснение нового материала (80-85 мин)

  3. Задание на дом (1-3 мин).

Список литературы:

Литература: А.Т Смугнов Основы безопасности жизнедеятельности

Медицина катастроф. Курс лекций
Автор: Левчук И.П., Третьяков Н.В.
Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций
Автор: Колб Л.И., Леонович С.И., Леонович И.И.
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
Автор: Ястребов Г.С.

Интернет- ресурсы: http://обж.рф/

Ход занятия:

№ п/п

Название этапа

Описание этапа

Педагогическая цель этапа

Время этапа

1.









2.












































3.







Орг. момент.









Объяснение нового материала.










































Закрепление материала






Приветствие студентов, отмечаются присутствующие, отмечается состояние аудитории, внешний вид студентов, сообщаются тема и цели занятия, мотивация занятия, сообщается и записывается план лекции.

Вступительная часть –подготовка слушателей к восприятию материала, настрой на рабочую деятельность.

Основная часть – выдается основной объем материала. Конспектируются основные термины и понятия лекции:

а) введение - возникновение Ч.С. природного и техногенного характера, связана с различными природными явлениями, происходящими в оболочке Земли. Тем самым вызывает природные катаклизмы

б) основная часть - катастрофы бывают естественные и искусственные:

-метеорологические;

-токологические;

-теллурические;

-тектонические;

-космические;
-транспортные;

-производственные;

-специфические;

-социальные.

Основными поражающими факторами как природными так и техногенных катастроф являются; -динамические, термические, радиационные, химические, биологические.

в) заключение - при всех видах катастроф необходимо проводить в скором порядке мероприятия по защите населения оказывающихся в районе ЧС


Вопросы:

1 Классификация ЧС природного и техногенного характера?

2 Какие поражающие факторы катастроф вы знаете?



Заключительная часть – логическое заключение лекции, подведение итогов занятия, работа с учебниками

Создание рабочей атмосферы, формирование познавательного интереса, развитие профессионального общения, дисциплинирование, мотивация студентов.


Информационная цель, подготовка к ознакомлению с учебным материалом, закрепление основных понятий и терминов.

Преподаватель руководит научным мышлением студента через формирование понятийного аппарата, активизирует мыслительную деятельность.

Преподаватель настраивает студентов на проявление активности в выполнении самостоятельной работы по данному материалу, определяет основные методические источники данного материала.


4.

Задание на дом.



Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на основных вопросах лекции.


Обеспечение качественного усвоения материала.




Преподаватель Заболотнев А.В.























Текст лекции

Мы живем в такое время, когда чрезвычайные ситуации могут произойти где угодно и иметь непредсказуемый характер. Чтобы уметь себя вести во время таких ситуаций, необходимо знать, что они собой представляют. Классификация ЧС зависит от многих факторов, которые мы и рассмотрим сегодня на занятии.

Понятия чрезвычайных ситуаций

Прежде чем разбираться с классификацией, необходимо уяснить, какие ситуации называются чрезвычайными. Можно дать такое определение, что ЧС – это своего рода обстановка, которая сложилась на определенной территории. Причиной ее может стать ситуация техногенного характера или опасное природное явление, если все они привели или приведут к жертвам среди населения, а также к материальному ущербу.

Любую ЧС можно предупредить или снизить риск ее возникновения. Для этого планируется ряд мероприятий, которые проводятся заблаговременно. Имеется такое понятие, как зона ЧС – это та территория, на которой возникла ситуация.

Причины ЧС

Прежде чем выяснять, как осуществляется классификация ЧС, причины таких ситуаций должны быть тщательно изучены. Они подразделяются на две большие группы:

  • Внутренние, в которые включены: использование сложнейших технологий на производстве, низкая степень квалификации работающего персонала, погрешности в проектах, работа на изношенном оборудовании, отсутствие трудовой дисциплины.

  • К внешним причинам относятся: различные стихийные бедствия, военные действия, терроризм, внезапное прекращение снабжения газом, электричеством.

Если рассматривать обстоятельства, при которых могут произойти ЧС, то они могут быть следующими:

  • Имеется ли источник риска в виде взрывчатых или радиоактивных веществ.

  • Осуществляется воздействие факторов риска, таких как возгорание, взрыв, утечка газа.

  • Нахождение в зоне поражения населения, животных и сельскохозяйственных посевов.

Ученые, которые занимаются изучением ЧС различного происхождения, выяснили, что все они отличаются наличием различных периодов в своем протекании. Всего выделяют несколько стадий:

  • Постепенное накопление негативных факторов, которые приведут к аварии.

  • Развитие катастрофы.

  • Экстремальный период с выделением основной дозы энергии.

  • Стадия затухания интенсивности ситуации.

  • Ликвидация последствий.

Изучение ЧС в России позволило выяснить основные причины аварийных ситуаций и травматизма:

  • Более чем в 50,1% случаев виноват человеческий фактор.

  • По вине старой техники и оборудования аварии случаются в 18,1%.

  • Неправильная технология выполнения сложных работ – 7,8%.

  • Внешняя среда виновата в ЧС в 16,6% случаев.

  • 7,4% занимают прочие факторы.

Из представленных данных можно сделать вывод, что классификация ЧС может быть абсолютно разной, но человеческий фактор в их возникновении играет главную роль.

Классификация аварийных ситуаций

Если учитывать область, в которой возникает опасная ситуация, то общая классификация ЧС может выглядеть так:

  • Техногенные аварийные ситуации.

  • Природные катаклизмы.

  • Экологические ЧС.

Но в большинстве стран все ЧС подразделяют на 2 класса:

  • ЧС техногенного характера. К таковым относят транспортные аварии, опасные ситуации с огнем, выброс ядовитых, химических и радиоактивных веществ, аварийные ситуации на заводах и предприятиях агропромышленного комплекса.

  • Природные ЧС включают смерчи, ураганы, наводнения и другие явления, которые возникли по вине окружающей среды.

Какова бы ни была классификация ЧС по характеру возникновения, все они имеют отличительные признаки, которые их сближают:

  • Появляется серьезная угроза жизнедеятельности или здоровью людей.

  • Нарушаются условия жизни.

  • Наносится серьезный экономический ущерб.

  • Ухудшается состояние природной среды.

Классификация ЧС различается по масштабу последствий

Любое чрезвычайное происшествие может охватывать территории различные по площади, а также приводить к разному количеству жертв. Учитывая все это, чрезвычайные ситуации можно разделить на несколько групп:

  • Локальные. При таких ситуациях число жертв обычно не превышает 10 человек, условия для нормального существования становятся хуже для 100 человек, ущерб от такой аварии равняется примерно 40-100 размерам минимальной заработной платы на момент происшествия. Аварийная ситуация не покидает пределов объекта.

  • Местные ЧС. В таком случае число жертв повышается до 50 человек, а пострадать от плохих условий существования могут до 300 человек. Материальный ущерб уже равняется более 1000 минимальных заработных плат. Зона аварии захватывает только один город или другой населенный пункт.

  • Региональные ЧС выходят за границы области. Пострадавшими могут стать уже до 500 человек, а ущерб равняется до 0,5 миллиона минимальных оплат труда.

  • Федеральные чрезвычайные ситуации охватывают более двух областей. Пострадавших становится более 500, и урон материальный составляет до 0,5 млн. минимальных заработных плат на момент аварии.

  • Трансграничные ситуации вовлекают соседние республики или страны. Число жертв таких аварий доходит до миллиона. Соответственно, и ущерб нельзя назвать незначительным.

В зависимости от той площади, которую занимает чрезвычайная ситуация, последствия устраняются силами различных организаций. Например, если при локальной аварии вся ответственность по ликвидации падает на силы самой организации, то при региональной уже вовлекаются органы государственного управления.

На чем строится классификация ЧС? Можно сказать, что все катастрофы и аварии классифицируются с учетом:

  • области возникновения, от которой зависит характер аварии;

  • масштаба последствий, учитывая ущерб;

  • принадлежности к той или иной отрасти н/х.

Теперь настала очередь рассмотреть различные виды аварийных ситуаций.

Техногенные аварии

Классификация ЧС техногенного характера включает в себя различные виды и группы, рассмотрим их.

1. К первой группе можно отнести транспортные аварии, которые включают следующие виды:

  • Аварийные ситуации и катастрофы на любых видах пассажирского транспорта.

  • Чрезвычайные ситуации на нефте- или газопроводах.

2Группа Опасные ситуации с огнем и взрывы включают пожароопасные и взрывоопасные ЧС в жилых домах, на промышленных объектах и в общественном транспорте, а также аварийные ситуации в шахтах.

3Группа Аварии, во время которых происходит выброс:Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ)/



  • Выброс на промышленных предприятиях в результате нарушения норм переработки или хранения веществ и материалов.

  • Аварии на заводах и фабриках с угрозой утечки ядовитых веществ. Здесь обратим внимание на плакат который наглядно показывает аварию на химически опасном объекте.

  • 4Группа Техногенные ЧС включающие также повышение предельной концентрации вредных веществ:

  • Присутствие ядовитых и химических веществ в воздушной среде и почвенной.

  • Превышение ПДК веществ в водных ресурсах.

5Группа Аварийные ситуации, при которых происходит выброс радиоактивных веществ. Здесь обратим внимание на плакат который наглядно показывает аварию на радиационном опасном объекте.

6Группа Разрушение зданий в результате чрезвычайных ситуаций:

  • Разрушение транспортных коммуникаций.

  • Обрушение зданий производственного значения.

  • Возникновение повреждений, которые требуют эвакуации людей.

7Группа Аварийные ситуации на электростанциях и электрических сетях – это также один из пунктов, который включает классификация техногенных ЧС.

8Группа Чрезвычайные ситуации в системах жизнеобеспечения, к которым можно отнести:

  • Канализационные системы.

  • Сети, которые снабжают теплом и водой население.

  • Газопроводы.

9Группа Аварии, которые приводят к нарушению обеспечения телефонной связи.

10 Группа ЧС на очистных сооружениях.

11 Группа Гидродинамические аварии, например, прорыв плотин, нарушение спуска водохранилищ.

Как видно из данного перечня, классификация ЧС техногенного характера достаточно обширная и включает многочисленные виды аварийных ситуаций. Устранение последствий каждой аварии производится силами различных подразделений.

Природные ситуации чрезвычайного характера

Классификация ЧС природного характера также включает группы и разновидности аварийных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.

1.В первую группу входят геологические аварии, к которым можно отнести:

•Обвалы.

•Землетрясения.

•Провалы земной поверхности.

2. Метеорологические:

•Шквалистый ветер.

•Град.

•Пылевые бури.

•Проливной дождь.

•Метель и пурга.

•Высокие температуры в летний период.

•Слишком резкое понижение температуры зимой.

•Засуха.

Классификация природных ЧС включает и гидрологические аварии, к ним относятся:

•Слишком высокий подъем уровня воды во время наводнений или половодий.

•Неожиданное замерзание рек, озер и водохранилищ.

•Сильное повышение уровня грунтовых вод, которое опасно подтоплением жилых домов классификация чс природного характера

•Классификация ЧС природного характера не будет полной, если не включить в нее пожароопасные ситуации в природе.

• Экзотические и опасные заболевания с/х животных и массовые вспышки инфекционных патологий.

• Болезни с/х растений и лесных массивов, а также заражение вредителями.

Классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но нельзя обойти стороной и экологические аварии, которые в последнее время не являются редкостью.

Экологические ЧС

Чрезвычайные ситуации, имеющие экологический характер, – это состояния, которые связанны с изменением суши, воздушной и водной среды. А так как от качества этих сред зависит здоровье человека, то важно, чтобы не только классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но и ситуации экологического характера. В основу такой классификации ложится несколько факторов:

1Фактор Источник ЧС:

•Оползни, сходы лавин.

•Обвалы земной поверхности из-за добычи полезных ископаемых.

2Фактор Происходит изменение суши:

•Нарушение структуры почвы, что приводит к засолению, опустыниванию или заболачиванию.

•Истощение природных запасов.

•Чрезмерное переполнение свалок бытовыми и промышленными отходами.

•Влияние деятельности человека на резкие изменения климата или погодных явлений.

•Концентрация вредных и ядовитых примесей в окружающей среде начинает во много раз превышать допустимую норму.

3Фактор. Изменения, затрагивающие атмосферу:

•Повышение уровня шума в мегаполисах.

•Выпадение кислотных осадков.

•Температурная инверсия.

4Фактор Критические изменения в водной оболочке нашей планеты:

•Загрязнение и истощение водных ресурсов.

•Снижение численности и исчезновение некоторых видов морских животных и растений.

Если сравнивать экологические проблемы с любыми другими, то они по глубине своего негативного воздействия стоят на первом месте. И что страшнее всего, так это то, что причиной таких ЧС является сам человек. Чаще всего люди стараются пренебречь законами природы, недооценивают важность решения экологических проблем, а это, к большому сожалению, оборачивается серьезными последствиями. Человек уже давно должен понять, что природа – это не бездонная кладовая, из которой можно черпать бесконечно, а живой организм, здоровье и состояние которого уже давно ослаблено бесцеремонным вторжением.

Поэтому общая классификация ЧС по масштабам последствий на первое место должна поставить экологические катастрофы. Природные и техногенные аварии порой не идут ни в одно сравнение с ними.

Вопросы для проверки

Заключение:

Нами была подробно рассмотрена классификация природных и техногенных ЧС. Не забыли мы и про экологические. Хочется сказать, что независимо от характера ситуации роль человеческого фактора всегда достаточно высока. Именно поэтому человечество должно многое пересмотреть в своем отношении к природе, друг к другу, чтобы потом не приходилось ликвидировать страшные последствия катастр



Вопросы для закрепления материала

1.   К производственные аварии и катастрофы относятся :

а)  ЧС экологического характера;

б)  ЧС природного характера;

в)  ЧС  техногенного характера;

г)  стихийные бедствия.

2.   Авария – это ЧС

а)  возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б)  связанная с угрозой выброса  опасного вещества;

в)  повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.

3.   По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации   техногенного характера бывают:

а)   локальными (объектовыми);

б)  местными;

в)  районными;

г)  территориальными;

д)  региональными;

е)  федеральными.

4. Чрезвычайная ситуация считается глобальной, если:

А. Вызывает гибель многих людей.

Б. Продолжается более одного месяца.

В. Распространяется на территории нескольких стран.

5. К ЧС техногенного характера не относятся:

А) Землетрясения

Б) Пожары и взрывы

В) Транспортные аварии

Г) Обрушение зданий

ЧС –чрезвычайные ситуации

ОХВ – опасные химические вещества
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!