СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 2. Итоговое сочинение. Платонов. Пустодушие.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию серию уроков, позволяющих подготовить учеников к итоговому сочинению. В основе этих уроков – тексты А.П.Платонова. Разнообразные приемы помогут ученикам погрузиться в платоновские тексты, определить содержательное ядро сочинения, увидеть «сигналы» художественных произведений.

Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Итоговое сочинение. Платонов. Пустодушие.»

Урок 2 (2 часа)

Тема урока: Моделирование итогового сочинения на основе рассказов А. Платонова «Пустодушие» и «Неодушевлённый враг» (направление «Добро и зло»)

Деятельностная цель:

формирование у обучающихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме для написания итогового сочинения;

Содержательная цель:

Подготовка к итоговому сочинению за счёт расширения понятийной базы обучающихся.

Предварительное домашнее задание:

1) прочитать рассказы А. Платонова «Пустодушие», «Неодушевлённый враг»

2) Подумайте, можно ли обратиться к этому рассказу при написании сочинения на одну из тем:

1) «Война – это зло, «самое гадкое … в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе...» (Л.Н.Толстой)»

2) Почему люди становятся жестокими/злобными?

3) Оправдана ли жестокость военным временем?

3) Напишите план к теме, которую вы выберите для вашего сочинения.

Ход урока

I. Введение в тему урока

Приём «Предмет как проблема»

— Когда вы заходили в класс, ваше внимание привлёк небольшой сундучок, который стоит на моём столе. Вы удивлённо спрашивали меня: «Что это?» И слышали в ответ: «Это ящик Пандоры». Кто-то из вас знает, что это такое? (Ящик Пандоры – это предмет из древнегреческого мифа о Пандоре, заключавший в себе бедствия, несчастья и надежду.

Титан Прометей, чтобы облегчить жизнь людей, похитил для них божественный огонь, обучил ремеслам и искусствам, поделился знанием. Зевс был разгневан этим поступком, покарал Прометея и решил послать людям на землю зло. Для этого он велел Гефесту (богу-кузнецу) смешать воду и землю, а из получившейся смеси создать прекрасную деву, которая была бы во всем схожа с людьми, обладала нежным голосом и несравненной красотой. Именно она и должна была принести людям зло и несчастье. Она стала женой Эпиметея. Существует две версии того, что случилось дальше. По одной боги подарили Пандоре богато изукрашенный ларец среди прочих подарков, но настоятельно велели его не открывать. По другой версии такой ларец стоял в доме Эпиметея, причем никто не знал, что там содержится, и никто не хотел его открывать, поскольку было известно, что это может навлечь на людей беды. Пандора, одолеваемая любопытством, сняла с этого ларца крышку, и оттуда разлетелись по земле злые духи и бедствия, которые некогда были в нем заключены. Испуганная Пандора быстро захлопнула крышку, не успев выпустить из ларца Надежду, которая была на самом его дне. Громовержец Зевс не пожелал подарить людям это чувство. До поступка Пандоры люди жили счастливо, не знали губительных болезней и тяжелого труда. Вылетевшие из ларца несчастья и беды очень быстро распространились среди людского рода, наполнили злом и море, и землю. Несчастья и болезни молча приходили в дома людей, поскольку Зевс сотворил их немыми, чтобы они не могли предупреждать о своем появлении.)


— Какие бедствия, на ваш взгляд, были в ящике Пандоры?

— Как вы думаете, что лежит в этом ящике Пандоры, который я принесла на урок?

— Каким одним словом мы можем назвать все эти бедствия? (ЗЛО)


II. Моделирование будущего сочинения на одну из тем, предложенных на дом


1. Формулирование идеи сочинения (устно или записывая мысли в таблицу)

— Какой смысл вы хотите выразить в своей работе? Чтобы ответить на данный вопрос, подчеркните в каждой теме ключевое слово. Обоснуйте свой выбор.

Тема

Толкование темы с опорой ключевого слова

(примерные ответы)

1) «Война – это зло, «самое гадкое … в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе...» (Л.Н.Толстой)»

Ключевое слово – ЗЛО. Это, действительно так. Никто не скажет, что война несёт радость, мир, счастье, любовь. Война – это боль, слёзы, горе... Одиночество... Жестокость! Разрушение души! И слово писателя, раскрывающего тему абсолютного зла – войны, - это слово-предупреждение, слово-пророчество.

2) Почему жестокость разрушительна?

Ключевое слово – ПОЧЕМУ. Мы должны понять смысл такого явления, как жестокость, и разобраться в причинах её разрушительной силы. А причин таких несколько.

3) Оправдана ли жестокость военным временем?

Ключевое слово – ОПРАВДАНА ЛИ. Следует разобраться, можно ли жестокость чем-либо оправдать? Мне кажется, если перед тобой враг, который угрожает твоей жизни, то жестокость уместна, особенно на войне, где действует закон: или он тебя, или ты его. Третьего не дано. Но это правило актуально только в честном бою.


— Перечитайте темы сочинения и выберите ту, над которой будете выполнять работу.


2. Самостоятельная работа над выбором первого (рамочного) предложения и формулирование идеи сочинения

— Напишите вступление по той теме, которую выбрали. Можно использовать материал, который вы только что оформили.


3. Анализ ключевых положений рассказов «Пустодушие» и «Неодушевлённый враг»

Задание:

— перечитайте рассказы «Пустодушие» и «Неодушевлённый враг» и найдите те «сигналы», которые позволят вам ответить на вопросы и собрать материал для сочинения. Запишите их в таблицу.

Приём «Диалог с текстом»

Ключевые положения рассказа, направленные на раскрытие идеи

«Сигналы» художественного произведения

«Пустодушие»

«Неодушевлённый враг2

1. Какой смысл вкладывает писатель в название рассказа?



2. Как в рассказах рисуется враг – символ жестокости и зла? Подчеркните в выписанных вами фразах ключевые слова.



3. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль произведения.



4. Каково отношение автора к войне как самому большому злу?



5. Какие слова или предложения «зацепили» вас больше всего?




4. Определение содержательного ядра сочинения: составление плана основной части сочинения (каждый работает по выбранной теме)

Составление

тезисов основной части (примерные ответы)

Тема 1: «Война – это зло, «самое гадкое … в жизни,

противное человеческому разуму и всей человеческой природе...» (Л.Н.Толстой)»

Тезис 1: Бесчеловечность всегда поражает людей. Она является нарушением всех нравственных правил, потому что не только ранит тех, кто рядом, она губит душу жестокого человека.

«Неодушевлённый» человек – это враг, человек с мёртвой душой», он несёт смерть, сеет ненависть. Его связь с окружающим миром разорвана в противовес образ русского солдата, одухотворённость которого заключена в самой жизни, семье, привязанности к другим людям, к родному очагу, к «дереву родины» (рассказ А.Платонова «Неодушевлённый враг»).

Тезис 2: Чтобы определить, что ЗЛО – это ЗЛО, не надо гадать и проводить научные эксперименты: надо заглянуть в глаза жестокого человека. Вы увидите в них пустоту.

образ врага, у которого пустая душа (рассказ А. Платонова «Пустодушие») следствие войны!

Тема 2: Почему жестокость разрушительна?

Тезис 1: Жестокость страшна тем, что она, как цепная реакция, увеличивает количество зла на земле. Это одна из причин её страшной мощи убийство инвалидов, стариков, старух, бессмысленная жестокость по отношению к раненому русскому солдату (рассказ А. Платонова «Пустодушие»)

Тезис 2: Второй причиной разрушительной силы жестокости является умение одного человека подчинять своей воли других людей, делать их рабами своей идеи и отправлять их убивать диалог русского солдата с Рудольфом Вальцем (рассказ А. Платонова «Неодушевлённый враг»).

Тема 3:Оправдана ли жестокость военным временем?

Тезис 1: Когда убивают детей, стариков, калек, это бесчеловечно, это нельзя оправдать никакими причинами, в том числе и военным временем (рассказ А. Платонова «Пустодушие»).

Тезис 2: На войне солдат становится той «первой и решающей силой, которая остановила движение смерти в мире» (рассказ А. Платонова «Неодушевлённый враг»).


— Вернёмся к ящику Пандоры. Вспомните, что осталось на дне открытого ящика? (надежда)

— Даёт ли Платонов в своих рассказах надежду на то, что ЗЛО можно победить, что жестокость когда-нибудь исчезнет с нашей земли? Запишите ответ в виде заключения своего сочинения, не забывая, что заключение логически «вытекает» из вступления и основной части.


III. Работа над сочинением.


IV. Домашнее задание.

1) Прочитайте рассказ А.П.Платонова «Возвращение».

2) Подумайте, тема какого направления может быть раскрыта на основе данного текста?

3) Свою точку зрения аргументируйте, придумав тему и составив план будущего сочинения.

4) Посмотрите в словаре С.И. Ожегова (и других словарях) «портрет» слова ГОРДОСТЬ.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!