Урок 21. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт.
Основное содержание урока
Обзор содержания комедии. Смысл названия и проблема ума. Особенности развития интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта. Фрагменты в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Обсуждение списка действующих лиц и комментирование их говорящих фамилий. Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, жанра, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие комедия.
I. Обзор содержания комедии. Фрагменты комедии в актёрском исполнении
Проверка знания содержания пьесы:
— Расставьте основные события пьесы в хронологическом порядке:
1. Диалог Молчалина и Чацкого о добродетелях.
2. Приезд Чацкого.
3. Разговор Чацкого, Фамусова и Скалозуба о службе и наградах.
4. Разговор Фамусова с Лизой, Софьей и Молчалиным о воспитании, снах и деловых бумагах.
5. Сплетня о безумии Чацкого.
6. Разговор Чацкого и Репетилова.
7. Прозрение Софьи.
8. Отъезд гостей.
9. Отъезд Чацкого из Москвы.
10. Бал у Фамусова.
Правильный ответ: 4; 2; 3; 1; 10; 5; 8; 6; 7; 9.
II. Слово учителя о замысле комедии, особенностях её сюжета и жанра.
— Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Определение родовой принадлежности пьесы, выделение характерных признаков драмы:
— Назовите основные признаки драмы как рода литературы.
— Какой драматический жанр мы называем комедией? Каковы характерные жанровые признаки комедии?
Обсуждение списка действующих лиц и их говорящих фамилий:
«Фамусов (от лат. Fama — молва) — человек, зависящий от общественного мнения.
Молчалин — фамилия говорит сама за себя, у героя мало реплик, он скучен, не имеет своего мнения о ситуации.
Горич — производное от слова горе, под горем понимается его женитьба, которая превратила его из энергичного офицера в равнодушного к жизни человека, не желающего перемен и потакающего во всём жене.
Скалозуб — герой достаточно грубый... у него много резких реплик.
Чацкий (от фамилии Чадский) — пребывающий в чаду борьбы, недовольный окружающим миром.
Репетилов (от фр. répéter — повторять) — сплетник, что узнает — то разносит, повторяет то, что сказано другими.
Хлёстова — изначально речь идёт о силе характера этой женщины.
Тугоуховский — фамилия закономерна по причине глухости персонажа».
— Для какого литературного направления характерны говорящие фамилии?
(Для классицизма.)
— С какой целью использован этот приём?
(Говорящие фамилии характеризуют героев до непосредственного знакомства читателя с ними.)
III. Групповая работа.
Чтение, инсценирование и прослушивание в актёрском исполнении ключевых сцен пьесы; их обсуждение:
Группа 1.
Д. I, явл. 7 (завязка действия – приезд Чацкого в дом Фамусова).
Какие причины объясняют настроение Софьи и Чацкого в сцене их первой встречи?
Какой видится Чацкому Москва? Почему?
Группа 2.
Д. II, явл. 2 (начало конфликта между Чацким и фамусовским обществом).
Каковы жизненные идеалы Фамусова, как их оценивает Чацкий?
Группа 3.
Д. III, явл. 3 (различие жизненных идеалов Чацкого и Молчалина).
Какие качества в людях ценит Молчалин? Что ему нужно для счастья?
Каковы жизненные принципы Чацкого?
Группа 4.
Д. III, явл. 21 (кульминация пьесы – известие о безумии Чацкого).
Как распространялась сплетня о безумии Чацкого?
Почему каждый из героев якобы видел «безумие» в разных проявлениях поведения Чацкого?
Группа 5.
Д. IV, явл. 12 (начало развязки – прозрение Софьи).
Почему Софья узнаёт о низком поведении Молчалина из его собственных слов?
Каковы роли Лизы и Чацкого в этой сцене?
IV. Смысл названия и проблема ума в пьесе
Чтение и обсуждение статьи учебника «Замысел комедии»:
О КОМЕДИИ
«ГОРЕ ОТ УМА»
Комедия «Горе от ума» была задумана Грибоедовым в 1818 или в 1820 году и закончена в 1824 году. Полностью при жизни автора она не была напечатана.
ЗАМЫСЕЛ КОМЕДИИ
«ГОРЕ ОТ УМА» С самого начала замысел комедии включал сочетание легкой светской комедии с комедией нравов и с водевилем. В некоторых списках тексту комедии «Горе от ума» был предпослан эпиграф чисто водевильного свойства:
Судьба, проказница-шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума.
Выражение «горе от ума» пришло из водевиля, но лишилось того шаловливого оттенка, который оно несло там, и его смысл стал более серьезным, более драматичным, не утратив афористической остроты и парадоксальности, особенно очевидной, если иметь в виду просветительский фон комедии (просветители обожествляли разум, а в комедии Грибоедова как раз ум становился причиной несчастий). Раннее название «Горе уму» подчеркивало, что основным «героем» комедии выступает просветительский разум, отвлеченный ум, его носителем, сценическим инструментом является Чацкий. В новом названии Грибоедов сменил акценты: теперь Чацкий выдвинулся главным героем, ум стал одним из его свойств, качеств, определивших содержание характера и личности. В окончательном названии не сохранилось нравоучительного оттенка, свойственного содержанию комедии нравов и просветительской драматургии. В чистом виде ни одна из бытовавших на русской сцене жанровых разновидностей комедии (ни легкая светская комедия, ни комедия нравов) не могла помочь драматургу. Для воссоздания общественного конфликта Грибоедову понадобилась традиция «высокой» комедии. Она была широко представлена во Франции комедиями классицизма, в частности Мольера. К его драматургии и обратился автор комедии «Горе от ума».
— Откуда пришло выражение «горе от ума» и как изменился в пьесе его смысл?
— В чём разница названий комедии «Горе уму» и «Горе от ума»?
V. Особенности развития комедийной интриги
Чтение и обсуждение статьи учебника «Сюжет и жанр»:
СЮЖЕТ И ЖАНР
«ГОРЯ ОТ УМА»
Грибоедовская комедия сразу напомнила читателям сюжет комедии Мольера «Мизантроп». В этом произведении герой — Альцест — был противопоставлен всему обществу, пороки которого вызывали у него презрение и негодование, и он обрушивал на них град насмешек и колкостей.
Сюжетную схему «Мизантропа» Грибоедов не повторял, но учитывал. Оба и Альцест, и Чацкий — носят в душах идеал человека и человечества. Они любят людей и хотят, чтобы в мире царили свобода, ум, любовь, чтобы не было лжи и пошлости, лицемерия и угодничества, чтобы в людях укрепились понятия чести и личного достоинства. Различие между образом Альцеста и образом Чацкого проявилось в том, что Альцест видит идеальное общество в прошлом, Чацкий — в будущем. Поэтому если Альцест постоянно мрачен, сердит, раздражен и желчен, не способен к шуткам, то Чацкий на протяжении почти всей комедии, за исключением последнего действия, демонстрирует душевное здоровье, бодрость, жизнелюбие. Он весел, насмешлив, остроумен. Альцест принимает современное ему общество за весь род людской, и его скептицизм адресован всему человечеству. Чацкий негодует против конкретного общественно-социального уклада и вовсе не мыслит себя врагом всего человечества.
Кроме комедийных жанров, в «Горе от ума» легко найти и другие. На комедию оказала влияние ода, высокий, торжественный или обличительный жанр лирической поэзии (монологи Чацкого и отчасти Фамусова — это своего рода оды, либо похвальные, либо сатирические; по своей обширности они близки монологам трагедий). Из «низких» жанров легко найти следы эпиграммы на явление или на лицо, пародии на балладу Жуковского (вымышленный сон, который Софья рассказывает Фамусову). Кроме того, в наброске о «Горе от ума» Грибоедов назвал свое сочинение «сценической поэмой» в духе романтических драм и драматических поэм конца XVIII — начала XIX века. Еще одна особенность «Горя от ума», присущая вообще русской комедии и европейской драматургии,— ориентация не только на сцену, но и на устное произнесение, на чтение.
Продолжая традиции «высокой» комедии, которая, по словам Пушкина, «нередко близко подходит к трагедии», наполняя ее новым жизненным содержанием, Грибоедов удерживал связь с устойчивыми комедийными конфликтами, образами-масками, комедийными ситуациями. Среди таких постоянных сценических масок (амплуа) — служанка (субретка), первый любовник, ложный жених, легковерный отец и др. Их роли отданы Лизе, Молчалину, Скалозубу, Фамусову. Однако драматург резко осложняет театральные амплуа. Например, типичная маска пустомели отдана Репетилову, но его пустословие «идейно»: в словах этого персонажа торжествует выхолощенная оппозиционность. На роль ложного жениха претендуют сразу три персонажа: Чацкий, Молчалин, Скалозуб. Роль Молчалина совмещена с ролью глупого любовника. А в Чацком можно увидеть сразу четыре амплуа — злого умника, говоруна, ложного жениха и героя-резонера. Грибоедов блестяще соединил традиционные театральные маски с живыми типами, с живыми чертами действующих лиц, чтобы не только создать новые комбинации амплуа, но и обосновать комедийные маски жизненным материалом. Житейское правдоподобие не должно было противоречить критериям художественной правды.
Целостное восприятие сюжета требовало соблюдения драматургических правил, дисциплины мысли, законов композиции, организации комедийного материала. Такие правила выработало искусство классицизма (единство места, времени и действия). Однако Грибоедов придавал им не формальный, а содержательный смысл. Так, единство действия, хотя и ослабленное, обусловлено непримиримым столкновением Чацкого с обществом и с его главными лицами (Фамусовым, Софьей, Молчалиным). Единство места нужно драматургу потому, что конфликт происходит в доме Фамусова, символизирующем всю аристократически-патриархальную Москву. Единство времени также получает свое оправдание: три года странствовал Чацкий, но мало изменился, оставшись прежним, благородным, увлеченным, задорным, несколько восторженным молодым человеком, нисколько не повзрослевшим, волнуемым теми же надеждами и иллюзиями. Один день в доме Фамусова открыл ему такое знание о мире, о людях, которое до этого дня было ему недоступно. Он сразу повзрослел, возмужал, стал более трезвым и менее восторженным.
Традиция «высокой» комедии в «Горе от ума» понадобилась Грибоедову для построения интриги. Чацкий находится в резком противоречии с обществом. Например, если Фамусов и Молчалин понимают «ум» как практическую хитрость, как умение приспособиться, подольститься к власть имущим и добиться личного благополучия, то в представлении Чацкого «ум» связан с личной независимостью, свободой духа и чувства, с гражданским служением на пользу общества. Все это свидетельствует о том, что автор стремился создать и создавал общественную комедию.
Однако общественная линия, составляющая сюжет, не сразу выступает наружу. Интрига завязывается любовью. Действие начинает развертываться благодаря интимным отношениям героев. Постепенно обе линии — любовная и общественная — сливаются (в любви Софьи к Молчалину проступает не только личное предпочтение или каприз, но и обусловленность общественными причинами) и достигают кульминации. Кульминационный момент в «Горе от ума» — третье действие, сцена вечера у Фамусовых, где Софья пускает слух, будто Чацкий сошел с ума. Отсюда обе линии идут вместе. В конце четвертого действия интрига развязывается, обе линии разрешаются: Чацкий узнает правду о любви Софьи и о том, что он чужд обществу, которое не только не боится его критики, обличений и насмешек, но и само перешло в атаку, вытолкнуло героя из привычной ему по рождению и воспитанию среды и вынудило его бежать неведомо куда. Тем самым Грибоедов намеренно ослабил единство действия, под которым понимается «строгая причинно-следственная связность событий и эпизодов». «Две комедии,— писал И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний»,— как будто вложены одна в другую; одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя... это интрига любви... Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова...»
Наряду с содержательным переосмыслением классицистической драматургии Грибоедов смело и решительно нарушил одно из условий комедии классицизма. Он написал пьесу вольными ямбами, разностопными стихами (ямб у него то трехстопный, то четырехстопный, а то и пяти-шестистопный), какими обычно писались басни.
— Как трансформируется в комедии теория трёх единств?
— Вопросы 7, 8, 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
— В чём особенности комедийной интриги в «Горе от ума»?
— Какие правила классицизма, касающиеся языка комедии, нарушает Грибоедов? С какой целью?
VI. Своеобразие общественного и личного конфликта в пьесе
Чтение и обсуждение фрагмента статьи учебника «Конфликт и система персонажей комедии» с начала до слов «…в которые он попадает»:
КОНФЛИКТ И СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ
КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»
Конфликт комедии состоит в том, что Чацкий, благородный молодой человек, ведущий свободную жизнь (он нигде не служит, хотя был офицером и состоял при неких министрах), независимый от старых нравственных догм, патриотически настроенный, неожиданно возвращается в Москву. Как и раньше, он влюблен в Софью, с которой вместе воспитывался в доме Фамусова и к которой сейчас, по возвращении, испытывает большое чувство, усиленное разлукой. По мере развития действия в Чацком растет предчувствие «измены» Софьи и решимость узнать, кто же стал избранником барышни («Дождусь ее/и вынужу признанье:/Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!»). «Ум» внушает Чацкому, что Софья не может любить человека с такой низкой душой, как Молчалин, а сердце сигнализирует герою, что у него есть соперники. Этот разлад ума и сердца ведет к теме любовного помешательства, безумия от любви, теме, издавна бывшей пружиной комедии. Постепенно, однако, метафора «развеществляется», т. е. словам возвращается их первичный смысл. Начиная с третьего действия любовное сумасшествие превращается в настоящее: Софья пускает слух, будто Чацкий и в самом деле сошел с ума, повредился рассудком. А потом речь снова заходит о возможном умопомрачении, только не от любви, а от московского воздуха, которым дышат персонажи и которым вынужден дышать герой:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим.
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.
Тема безумия от любви, сначала игривая, легкая в словах Лизы, постепенно наполняется широким и глубоким содержанием и получает даже зловещий оттенок.
В соответствии с конфликтом строится и система персонажей. На одном полюсе — Чацкий, его незримые, но упоминаемые в комедии малочисленные единомышленники, на другом фамусовская Москва. Сила Чацкого — в пылкости и свежести впечатлений, в независимости мысли, в нетерпимости, с какой он отстаивает свои убеждения, невзирая на лица и обстоятельства, которые могут ему повредить. Слабость — в той же нетерпимости, в той же пылкости, которые мешают ему обдумать поступки, трезво взглянуть и на себя, и на барскую Москву. Могущество Москвы в сплоченности (несмотря на мелкие стычки и споры, несмотря на зависть и суету), в единообразии уклада и в единомыслии. Личность признается личностью постольку, поскольку она согласна со всеми. Московское общество приводит все мнения к одному, общему, допуская разногласия по мелочам. Москва, наконец, живет родственными и дружескими связями. В старой столице торжествует круговая родственно-дружественная порука, а не дело. Фамусов и московское общество хотят законсервировать, заморозить старый уклад. Понятно, что такое желание утопично. Но его нельзя недооценивать. Неподвижность и косность могут быть удержаны только невежеством. Отсюда ясно, что главным врагом Фамусова и его гостей становится учение, просвещение («Ученье — вот чума, ученость — вот причина»). Чацкий недооценивает приспособляемость Москвы к изменяющимся условиям. Он уверен, что нынешних успехов разума и просвещения достаточно для полного обновления общества, которое, думает Чацкий, обречено безвозвратно исчезнуть. Послушав Фамусова и Молчалина, Чацкий решает, что «век нынешний» уже пересилил «век минувший» («Нет, нынче свет уж не таков...», «...нынче смех страшит и держит стыд в узде»). Однако Чацкий жестоко ошибается. Если в начале комедии он высоко возвышается над обществом, то по мере развития действия его энтузиазм постепенно тает, и он все больше чувствует зависимость от фамуcовской Москвы, которая оплетает его вздорными слухами, непонятными отношениями, пустыми разговорами, вздорными советами, сплетнями и всяческой суетой. Становится очевидно, что Чацкий — одиночка, бросающий вызов фамусовскому миру.
Чем возвышеннее и трагичнее обрисовывается Чацкий, тем более глупыми, нелепыми и пошлыми изображаются обстоятельства, в которые он попадает.
— Как развивается в комедии личный конфликт?
— Как тема «безумия от любви» сменяется темой безумия от московского «воздуха»?
— На какие идейные лагеря можно разделить героев комедии?
— Каковы характерные черты каждого лагеря?
— Чем заканчивается пьеса и каков пафос финальной сцены?
— Как развивается в пьесе общественный конфликт?
— Почему в конце концов любовная и общественная линии сливаются?
VII. Практическая работа.
Составление таблицы «Общественный и личный конфликт комедии».
Продолжите формулировки, выражающие сущность личного и общественного конфликта в комедии «Горе от ума».
Подберите цитаты, подтверждающие ваше мнение.
ТАБЛИЦА Личный и общественный конфликт в комедии «Горе от ума» |
Тип конфликта | Цитаты |
Личный конфликт комедии — это… | |
Общественный конфликт комедии — это… | |
Итоговые вопросы:
В чём своеобразие конфликта комедии?
Что в сюжетных коллизиях комедии близко читателю XXI века?
Домашнее задание
Подготовить сообщение о своеобразии жанра, сюжета и конфликта комедии.
Письменно ответить на итоговые вопросы урока (по выбору учащихся).
Выписать из монологов Чацкого и Фамусова цитаты о Москве.
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.