Урок 24
СТИХИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ.
МУСА ГАЛИ «ЗЕМНЫЕ КРАСКИ»
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования умения слушать, слышать и запоминать художественное слово, чувствовать красоту родной природы; воспитывать у детей потребность в чтении книг.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); познавательные – знакомятся с произведением: определяют тему, жанр, выделяют фамилию автора, заголовок; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся определять и называть жанр и тему изучаемого произведения, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, детях, природе, животных); получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Введение в тему урока.
Работа с изученными произведениями и иллюстрациями к сказке В. Белова «Родничок».
Игра «Вспомни, не ошибись».
Учитель показывает фигуры – «заместители» жанров, дети называют жанр произведения.
− Какой жанр обозначается данной фигурой?
Учитель читает отрывки из произведений, дети показывают фигуры – «заместители» жанров, называют фамилию автора и заголовок произведения.
− Вспомните произведение по отрывку, назовите фамилию автора и заголовок.
«Привет тебе, народ родимый, // Герой труда неутомимый…» (Дети показывают треугольник, говорят, что это стихи о Родине, автор С. Дрожжин, стихотворение «Привет».)
«…История знает много случаев, когда город или селение нарекались именем реки. Но нет ни одного случая, чтобы река называлась именем города». (Дети показывают прямоугольник, озвучивают: рассказ о Родине, автор С. Романовский, стихотворение «Москва».)
«…Утром родился в поле родничок. Летит пчелка и говорит родничку: − Родничок, ты откуда взялся?» (Дети показывают круг, озвучивают: сказка о природе, автор В. Белов, сказка «Родничок».)
Учитель показывает несколько моделей обложек, дети выбирают ту, которая относится к произведению В. Белова «Родничок».
− Расположите иллюстрации к сказке В. Белова в правильной последовательности.
− Какое продолжение сказки вы придумали?
II. Работа по теме урока.
1. Слушание стихотворения М. Гали «Земные краски», беседа после чтения.
− Удивительное стихотворение! А вам оно понравилось? Чем? Какие чувства, эмоции вас охватили при слушании? Какие картины природы вам представились? О каком времени года это стихотворение? Как вы думаете, как оно называется? Кто автор стихотворения?
Слово об авторе (информация для учителя)*.
Муса Гали (Галиев Габдрахман Галеевич) – башкирский писатель и поэт – родился 15 октября 1923 г. в деревне Старо-Мусино Чишминского района. После школы в 1939 г. поступил в Давлекановское башкирское педагогическое училище. Воевал, был тяжело ранен. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу» и другими боевыми наградами. После войны работал в школе. В 1952 году окончил Башкирский государственный педагогический институт, затем высшие литературные курсы в Москве.
За активную литературную деятельность награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Муса Гали как поэт сформировался в послевоенные годы. В 1953 г. издал первый сборник стихов «Светлый день». С тех пор увидели свет более тридцати книг. Многие из них были изданы на русском языке в Москве.
Ассоциативное мышление и образность являются самыми характерными сторонами поэзии Мусы Гали. Поэт активно работал и в детской поэзии.
2. Моделирование обложки.
– Кто написал это стихотворение? (Муса Гали.) В какой части листа вы «запишете» фамилию автора? (Вверху.) Нарисуйте красную рамочку. Как называется стихотворение? («Земные краски».) В какой части листа «запишете» заголовок произведения? (Внизу.) Замените заголовок синей рамочкой. Определите жанр произведения. (Это стихотворение.) Какой фигурой-«заместителем» обозначим стихотворение? (Треугольником.) В какой части листа расположите треугольник? (В центре листа.) О чём это стихотворение? (О природе.) Каким цветом обозначается тема природы? (Зелёным цветом.) «Прочитайте» по модели фамилию автора, заголовок произведения.
3. Повторное слушание стихотворения.
− С кем разговаривает поэт? (С березой, сосной и цветами.) Кого благодарят растения? Почему?
Если в классе есть хорошо читающие дети, можно прочитать стихотворение по ролям.
4. Работа по учебнику с иллюстрацией.
− Удалось ли художнику передать то, что сказал поэт своим стихотворением?
Упражнение в чтении.
− Прочитайте слова и предложения в учебнике.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Выполнение заданий в тетради.
− Сравните свою работу с моделями-образцами на доске.
− Соедините слова с рисунками. Что изображено на первом (втором, третьем) рисунке? С какими словами соединим этот рисунок?
Разучивание стихотворения.
III. Итог урока.
− С каким произведением вы познакомились? Назовите фамилию автора. Что пытался донести до нас автор? Так почему же Муса Гали называет природу Художницей?
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
Оформление книжки-самоделки.
− Сделаем книжку-самоделку. Кто хотел бы нарисовать иллюстрацию к стихотворению? (Задание можно выполнить в классе, если позволяет время, или задать на дом.)
– Сдайте свои модели обложек, модели обложек с рисунками и рисунки. (Учитель собирает листы, вкладывает их в обложку и вместе с детьми оформляет ее.)
Модель обложки | | Обложка | | Титульный лист |
Фамилия автора | | Муса Гали | | Муса Гали Книжка-самоделка |
| | | | |
рисунок | | рисунок | | Земные краски |
| | | | |
заголовок | | Земные краски | | Волгоград СОШ № ____ 2010 |
Для самостоятельной работы (по желанию): сделать иллюстрацию к стихотворению Мусы Гали «Земные краски»; найти книгу со стихотворениями о природе; выполнить задания в тетради.