СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 24. СТИХИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. МУСА ГАЛИ «ЗЕМНЫЕ КРАСКИ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования умения слушать, слышать и запоминать художественное слово, чувствовать красоту родной природы; воспитывать у детей потребность в чтении книг.

Просмотр содержимого документа
«Урок 24. СТИХИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. МУСА ГАЛИ «ЗЕМНЫЕ КРАСКИ».»

Урок 24
СТИХИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ.
МУСА ГАЛИ «ЗЕМНЫЕ КРАСКИ»

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования умения слушать, слышать и запоминать художественное слово, чувствовать красоту родной природы; воспитывать у детей потребность в чтении книг.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); познавательные – знакомятся с произведением: определяют тему, жанр, выделяют фамилию автора, заголовок; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся определять и называть жанр и тему изучаемого произведения, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, детях, природе, животных); получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Введение в тему урока.

Работа с изученными произведениями и иллюстрациями к сказке В. Белова «Родничок».

Игра «Вспомни, не ошибись».

Учитель показывает фигуры – «заместители» жанров, дети называют жанр произведения.

− Какой жанр обозначается данной фигурой?

Учитель читает отрывки из произведений, дети показывают фигуры – «заместители» жанров, называют фамилию автора и заголовок произведения.

− Вспомните произведение по отрывку, назовите фамилию автора и заголовок.

«Привет тебе, народ родимый, // Герой труда неутомимый…» (Дети показывают треугольник, говорят, что это стихи о Родине, автор С. Дрожжин, стихотворение «Привет».)

«…История знает много случаев, когда город или селение нарекались именем реки. Но нет ни одного случая, чтобы река называлась именем города». (Дети показывают прямоугольник, озвучивают: рассказ о Родине, автор С. Романовский, стихотворение «Москва».)

«…Утром родился в поле родничок. Летит пчелка и говорит родничку: − Родничок, ты откуда взялся?» (Дети показывают круг, озвучивают: сказка о природе, автор В. Белов, сказка «Родничок».)

Учитель показывает несколько моделей обложек, дети выбирают ту, которая относится к произведению В. Белова «Родничок».

− Расположите иллюстрации к сказке В. Белова в правильной последовательности.

− Какое продолжение сказки вы придумали?

II. Работа по теме урока.

1. Слушание стихотворения М. Гали «Земные краски», беседа после чтения.

− Удивительное стихотворение! А вам оно понравилось? Чем? Какие чувства, эмоции вас охватили при слушании? Какие картины природы вам представились? О каком времени года это стихотворение? Как вы думаете, как оно называется? Кто автор стихотворения?

Слово об авторе (информация для учителя)*.

Муса Гали (Галиев Габдрахман Галеевич) – башкирский писатель и поэт – родился 15 октября 1923 г. в деревне Старо-Мусино Чишминского района. После школы в 1939 г. поступил в Давлекановское башкирское педагогическое училище. Воевал, был тяжело ранен. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу» и другими боевыми наградами. После войны работал в школе. В 1952 году окончил Башкирский государственный педагогический институт, затем высшие литературные курсы в Москве.

За активную литературную деятельность награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Муса Гали как поэт сформировался в послевоенные годы. В 1953 г. издал первый сборник стихов «Светлый день». С тех пор увидели свет более тридцати книг. Многие из них были изданы на русском языке в Москве.

Ассоциативное мышление и образность являются самыми характерными сторонами поэзии Мусы Гали. Поэт активно работал и в детской поэзии.

2. Моделирование обложки.

– Кто написал это стихотворение? (Муса Гали.) В какой части листа вы «запишете» фамилию автора? (Вверху.) Нарисуйте красную рамочку. Как называется стихотворение? («Земные краски».) В какой части листа «запишете» заголовок произведения? (Внизу.) Замените заголовок синей рамочкой. Определите жанр произведения. (Это стихотворение.) Какой фигурой-«заместителем» обозначим стихотворение? (Треугольником.) В какой части листа расположите треугольник? (В центре листа.) О чём это стихотворение? (О природе.) Каким цветом обозначается тема природы? (Зелёным цветом.) «Прочитайте» по модели фамилию автора, заголовок произведения.

3. Повторное слушание стихотворения.

− С кем разговаривает поэт? (С березой, сосной и цветами.) Кого благодарят растения? Почему?

Если в классе есть хорошо читающие дети, можно прочитать стихотворение по ролям.

4. Работа по учебнику с иллюстрацией.

− Удалось ли художнику передать то, что сказал поэт своим стихотворением?

Упражнение в чтении.

− Прочитайте слова и предложения в учебнике.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Выполнение заданий в тетради.

− Сравните свою работу с моделями-образцами на доске.

− Соедините слова с рисунками. Что изображено на первом (втором, третьем) рисунке? С какими словами соединим этот рисунок?

Разучивание стихотворения.

III. Итог урока.

− С каким произведением вы познакомились? Назовите фамилию автора. Что пытался донести до нас автор? Так почему же Муса Гали называет природу Художницей?

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить?

Оформление книжки-самоделки.

− Сделаем книжку-самоделку. Кто хотел бы нарисовать иллюстрацию к стихотворению? (Задание можно выполнить в классе, если позволяет время, или задать на дом.)

– Сдайте свои модели обложек, модели обложек с рисунками и рисунки. (Учитель собирает листы, вкладывает их в обложку и вместе с детьми оформляет ее.)

Модель обложки


Обложка


Титульный лист

Фамилия автора


Муса Гали


Муса Гали

Книжка-самоделка






рисунок


рисунок


Земные краски






заголовок


Земные краски


Волгоград

СОШ № ____

2010

Для самостоятельной работы (по желанию): сделать иллюстрацию к стихотворению Мусы Гали «Земные краски»; найти книгу со стихотворениями о природе; выполнить задания в тетради.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!