Урок 25
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.
«ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
Цель деятельности педагога: создать условия для выявления уровня обученности (знание книг из круга детского чтения, фамилий детских писателей, умение определять тему и жанр прослушанного произведения), воспитания интереса к читательской деятельности, развития устной речи.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действие; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Тетрадь, книжка и листок!
Есть у нас девиз такой:
Все что надо – под рукой.
Объявление темы урока.
– Сегодня у нас необычный урок – «Проверь себя». На уроках литературного слушания вы познакомились с новыми произведениями, узнали фамилии писателей, научились определять жанр и тему произведения. Ваши знания помогут успешно справиться с заданиями рубрики «Проверь себя» в учебнике и тетради.
II. Работа по теме урока.
Вся работа должна проходить под руководством учителя; переходить к следующему заданию можно только тогда, когда все учащиеся выполнят предыдущее. Учитель читает задание, дети слушают и выполняют. Выполнение каждого задания сразу же проверяется.
Работа в учебнике.
– Рассмотрите обложки книг.
Дети или учитель вслух читают надписи на обложках.
– Ответьте на вопросы, которые даны на обложках. Поставьте знак «–» там, где не можете вспомнить ответ. (Проверка работы.)
– Назовите произведения, которые вам понравились. Вспомните свою любимую сказку, расскажите отрывок из нее. Назовите героев сказок.
Работа в тетради.
1. Вариант ответа: «Маршак – сказочник. Он написал "Тихую сказку"» и т. д.
2. Вариант ответа: «Названия произведений: Я. Аким "Мой верный чиж", К. Чуковский "Муха-цокотуха", А. Блок "Зайчик"».
– Найдите произведение в учебнике, пользуясь «Содержанием». Прочитайте (расскажите наизусть) отрывок из произведения.
3. Вариант ответа: «С. Маршак – автор сказки "Тихая сказка"» и т. д.
– Прочитайте (перескажите) отрывок из произведения.
4*. Вариант ответа: «Предложение "Увидел это Ёжик, только лапами развел" из сказки Сутеева "Дядя Миша"» и т. д.
– Вспомните и назовите героев этого произведения. Найдите произведение в учебнике. Прочитайте (перескажите) понравившийся эпизод.
5*. Задание «Разгадай кроссворд» выполняется коллективно.
Учитель заранее чертит сетку кроссворда на доске.
– Прочитайте первый вопрос кроссворда. Под какой цифрой «напечатаем» ответ? По вертикали или по горизонтали?
Учитель четко по слогам диктует: «Чуковский», с одновременной записью в клетках кроссворда на доске. Ученики работают в тетрадях. (Ответы: 1. Чуковский. 2. «Человеки». 3. Сутеев. 4. Малашечка. 5. Сёма.)
III. Итог урока.
Учитель словесно оценивает работы учеников, не заостряя внимания на неудачах, а отмечая положительное в каждой работе.
– Что мы знаем? Какие ошибки допустили? Почему допустили ошибки? Как исправить ошибки?
– Какие задания особенно понравились? Какие из них хотите выполнить еще раз?
Учитель может предложить ученикам задания на карточках для самостоятельной работы.
Карточка 1.
– Сделайте модель обложки понравившейся книги.
Карточка 2.
– Кто что написал? Укажите стрелкой.
А. Барто Н. Носов В. Сутеев Ш. Перро | сказки рассказы стихи |
Карточка 3.
– Кто написал стихотворение «Земные краски»? Подчеркните.
А) А. Блок; б) Муса Гали; в) С. Дрожжин.