Урок 26
литературные (авторские) сказки.
В. СУТЕЕВ «кораблик» (учебник),
«ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА» (хрестоматия).
Дополнительное чтение. Кир булычев
«скороговорка»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», для развития устной речи, воображения, творческих способностей, воспитания любви к чтению, чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия; познавательные – демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждают, самостоятельно создают способы решения творческой задачи; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;
предметные: научатся составлять схематический план и пересказывать по плану содержание сказки, сравнивать героев сказки и их поступки; получат возможность научиться находить в тексте информацию о героях произведения.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Звучит песня «В мире много сказок», муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина.
В мире много сказок
Добрых и смешных,
Добрых и смешных.
Не прожить на свете нам,
Не прожить на свете нам без них.
II. Работа с выставкой книг.
− Представьте знакомые книги. (На выставке две книги: А. Пушкин «Сказки» и русская народная сказка «Петушок – Золотой гребешок».)
III. Объявление темы и постановка целей урока.
− Сегодня вы познакомитесь с произведением В. Сутеева «Палочка-выручалочка».
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд,
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова!
С. Тивикова
− О чём может быть текст с таким названием?
− Вы уже знаете такие произведения, где палочка-выручалочка помогала кому-то? После чтения проверим, оправдались ли ваши предположения.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа со сказкой В. Сутеева «Палочка-выручалочка»: слушание, беседа, моделирование обложки.
− Понравилось ли вам произведение? Когда вам было весело? А грустно? Оправдались ли ваши предположения о заголовке произведения?
− Что я вам прочитала? (Сказку.) Почему вы так решили? Докажите. Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку. О ком эта сказка? Покажите это на своих моделях.
− Откройте книгу и найдите фамилию автора. О чём это говорит? Какая это сказка? (Авторская.) Укажите на модели фамилию автора.
Учитель демонстрирует модель обложки.
− Сравните свою модель обложки с моей моделью. Чего не хватает на вашей модели? (Заголовка.)
− Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.
− Укажите на своей модели заголовок сказки.
− Вспомните и назовите сказки В. Сутеева, которые вам известны.
Дети организуют выставку книг, зачитывают приготовленные дома отрывки.
− Что вы знаете об этом человеке? (В. Сутеев не только писатель, но и художник-мультипликатор.)
− Расскажите по модели обложки о произведении. Кто герои сказки? (Ёж, Заяц.) Какие они? Как вы оцениваете их действия и поступки?
2. Работа с учебником и тетрадью, выполнение заданий.
3. Повторное слушание и беседа.
Прослушивание аудиокниги с одновременным просмотром иллюстраций В. Сутеева.
− Чем вам понравилась сказка? Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной? Как об этом сказал автор? Что самое важное?
4. Рассказывание сказки по плану. (Работа в творческих группах.)
Творческий пересказ: продолжить сказку от имени героя.
Драматизация отрывка сказки, в котором заключена главная мысль.
5. Повторение изученного.
− Определите заголовки по моделям.
(а) Сутеев «Ёлка»; б) Сутеев «Дядя Миша»; «Палочка-выручалочка»).
V. Итог урока.
Добрую сказку в душе сбереги,
С добрых героев пример ты бери,
Сам для других ты волшебником будь.
Детство уйдёт, но ты их не забудь.
Для самостоятельной работы: найти и рассмотреть книгу В. Сутеева «Палочка-выручалочка».