СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 27. РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. Е. ПЕРМЯК «ПИЧУГИН МОСТ» (хрестоматия), «ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК» (учебник).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Е. Пермяка «Пичугин мост» и «Торопливый ножик», для развития навыков чтения, воспитания желания проявлять заботу о людях, делать добро.

Просмотр содержимого документа
«Урок 27. РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. Е. ПЕРМЯК «ПИЧУГИН МОСТ» (хрестоматия), «ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК» (учебник).»

Урок 27
РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ.
Е. ПЕРМЯК «ПИЧУГИН МОСТ» (хрестоматия),
«ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК» (учебник)

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Е. Пермяка «Пичугин мост» и «Торопливый ножик», для развития навыков чтения, воспитания желания проявлять заботу о людях, делать добро.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом, оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, осуществляют контроль деятельности («что сделано»); познавательные – высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, понимают смысл читаемого произведения; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;

предметные: научатся осознанно воспринимать, читать вслух произведения разных жанров (рассказы) и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о детях); получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах, иллюстрировать отдельные эпизоды произведения.

Сценарий урока

I. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост». Беседа.

− Сегодня, ребята, хочу познакомить вас с героями рассказа Е. Пермяка. Послушайте…

− Почему люди стали называть мост Пичугиным? О чём мечтали друзья Сёмы? Какой мостик сделал Сёма? Как вы думаете, зачем Сёма сделал этот мост? Можно ли было его не делать? Почему именно он это выполнил? Каким был Сёма Пичугин? (Иногда, видя, как кто-то совершает плохой поступок, мы восклицаем: «Да есть ли у него сердце?!». Сердце есть у каждого. Но какое оно? Сёма добрый, отзывчивый, трудолюбивый, сердечный. В его сердце живут доброта, благородство, забота о других.)

2. Составление цепочки (схематического плана) событий.

Сёма
Пичугин

Речка
Быстрянка

Мостишко

Настоящий
мосток

Мечты
о подвигах

Большой мост

− Соответствует ли эта модель построению рассказа? (Нет, последовательность частей рассказа нарушена.) Восстановите последовательность. Какой мостик сделал Сёма? Каким мостом заменили мостик из ветлы? А сейчас какой мост в деревне? Почему мосты менялись, а название оставалось неизменным – «Пичугин»?

Мостишко

Мосток

Мост

− О чем заставил нас задуматься автор? (Большое доброе дело вырастает из маленького полезного дела.)

− Объясните смысл пословицы: «Жизнь дана на добрые дела».

3. Работа с иллюстрациями в учебнике.

− Рассмотрите иллюстрацию к произведению, прочитайте эпизоды, относящиеся к ней.

Выполнение заданий в учебнике. Инсценирование отрывка текста.

− Прочитайте начало рассказа, разметьте отрывок для чтения по ролям. (До слов: «А Сёма Пичугин ни о чем таком не думал».) Кто хочет сыграть этот эпизод?

Учитель обращает внимание детей на то, что задача «артистов» – не только правильно произнести слова героев, но и изобразить их действия, мимику.

Выполнение заданий в тетради.

– Какой мост вы нарисовали? (Мостишко, мосток, мост.) Почему? Какая же награда была Сёме за то, что он сделал мост?

4. Моделирование обложки.

5. Чтение рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик». Беседа по содержанию.

– Чем был занят Митя? Почему палочка не получалась? Как это объяснял Митя? Как объяснил отец? Как Митя учил ножик терпению? Можно ли назвать Митю хорошим учителем?

Повторное чтение текста (по ролям).

– Подготовьтесь к чтению по ролям, обозначьте карандашом роли.

Беседа.

– Как отец доказал Мите, что ножик хороший, только торопливый? Кого отец учил терпению: ножик или Митю? Почему рассказ назван «Торопливый ножик»? Какого возраста был Митя? Чем он вам понравился? Какой у него характер? Какая черта характера Мити самая главная? Подумайте, каким человеком был его отец.

6. Работа с пословицами.

– Соотнесите пословицу «Терпенье и труд все перетрут» с рассказом.

– Подберите другие пословицы о труде и умении. («Без терпенья нет уменья».)

7. Выполнение заданий в тетради. Работа с детскими книгами и моделями обложек.

− Сравните модели обложек книг со стихами, рассказами и сказками о детях.

− Вспомните фамилии авторов и названия произведений, соответствующие моделям. (Е. Пермяка, В. Осеевой, А. Барто, В. Железникова, Л. Пантелеева и др.) Кто герои этих произведений? Какие они? Чем похожи? Чем различаются?

II. Итог урока.

− О ком или о чем пишет Е. Пермяк в своих рассказах? (О детях и их поступках.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!