СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 28 СТИХИ О ДЕТЯХ. Н. САКОНСКАЯ «МЫ С МАМОЙ». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Э. УСПЕНСКИЙ «ВСЁ В ПОРЯДКЕ» (учебник). «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературного слушания строится так, чтобы в конце него была организована работа по рубрике «Проверь себя».

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования нравственных понятий о любви, добрых делах, гордости, дружбе, для воспитания уважительного отношения к матери.

Просмотр содержимого документа
«Урок 28 СТИХИ О ДЕТЯХ. Н. САКОНСКАЯ «МЫ С МАМОЙ». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Э. УСПЕНСКИЙ «ВСЁ В ПОРЯДКЕ» (учебник). «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».»

Урок 28
СТИХИ О ДЕТЯХ.
Н. САКОНСКАЯ «МЫ С МАМОЙ».
дополнительное чтение. Э. Успенский
«всё в порядке» (учебник). «проверь себя»

Данный урок литературного слушания строится так, чтобы в конце него была организована работа по рубрике «Проверь себя».

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования нравственных понятий о любви, добрых делах, гордости, дружбе, для воспитания уважительного отношения к матери.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: различают основные нравственно-этические понятия; соотносят поступок с моральной нормой; оценивают свои и чужие поступки, ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают уровень владения учебным действием (отвечают на вопрос «чего я не знаю и не умею?»); познавательные – знакомятся со стихами о детях, произведением Н. Саконской; применяют модели для получения информации; коммуникативные – составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи;

предметные: научатся определять тему и интонационный рисунок стихотворения, выделять слова, показывающие отношение автора к героям; получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах, находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).

Сценарий урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Сколько звёзд на ясном небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок у птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только солнце одно на свете,

Только мама одна на свете!

− Мама... Что значит для каждого из нас это слово? Растолкуйте его смысл. (Любимый, родной человек.)

Слайд. Толковый словарь: «Мама – это женщина по отношению к её детям».

II. Объявление темы и постановка целей урока.

Чтение текста на слайдах.

Слайд. Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.

Слайд. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать всё.

Слайд. Мама! Ты ещё не умел говорить, а она понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит, чего ты хочешь. Мама учила тебя говорить, ходить. Мама прочитала тебе первую книжку.

Самостоятельные высказывания детей о своей маме.

Вывод: мама – самый лучший друг. Она и приголубит, и приласкает, и пожалеет, и поможет. Недаром про материнскую любовь сложено столько стихов, песен, пословиц.

− Произведения о маме – тема нашего урока.

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово.

− Сегодня вы будете слушать и читать стихи о маме. Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово.

О, как прекрасно это слово «мама»!

Всё на земле от материнских рук.

Она нас, непослушных и упрямых,

Добру учила – высшей из наук.

Да, слово «мама» издавна в народе

Возносят выше самых ярких звёзд…

М. Сиренко

− Что удивительного в слове «мама»? Это самое прекрасное слово на свете. Это первое слово, которое произносит ребёнок, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира. Многие писатели и поэты в своём творчестве обращались к этой теме: Е. Благинина, Я. Аким, С. Михалков, А. Барто, С. Маршак, Н. Саконская и многие другие.

Какой из перечисленных авторов вам не известен?

2. Работа с произведением Н. Саконской «Мы с мамой». Беседа.

− Что я прочитала? О ком это стихотворение? Кто его написал? Прочитайте заголовок стихотворения.

Самостоятельное моделирование обложки (коллективная проверка).

Работа с готовой моделью. (Стихотворение о детях – жёлтый треугольник.)

Повторное слушание. Беседа после чтения:

– Кто в этом стихотворении узнал свою маму?

Мама рядом – можно ей открыть

Большие тайны, малые секреты…

Всегда от мамы можно получить

На все вопросы чёткие ответы.

− Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас.

Какая мама у героини стихотворения? (Ласковая, смелая, весёлая.) Что умеет делать мама? (Кататься на коньках и на лыжах, плавать и грести, собирать грибы.)

– У женщин очень много достоинств, они завоевали себе право выбирать любую профессию и доказали, что могут делать всё не хуже мужчин. Но главная миссия женщины – быть мамой.

3. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

− Рассмотрите иллюстрацию к тексту «Мама». Что бы вы нарисовали к этому тексту?

Итоговая беседа, оформление книжки-самоделки.

− Расскажите о своей маме, проиллюстрируйте текст.

Звучит песня о маме по выбору учителя.

…Холод прогонит, светло улыбнётся,

Самая тёплая, самая добрая,

Если на работе, пусть быстрей вернётся.

4. Инсценировка стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке».

Декорация или интерьер комнаты: на полу в беспорядке разбросаны игрушки. «Дети» стоят растрепанные, взъерошенные. Входит «мать» в пальто, с сумкой...

Ведущий. Мама приходит с работы.

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Мама (изумленно, тихо).

Был на квартиру налет?

Дети. Нет.

Мама. К нам заходил бегемот?

Дети. Нет.

Мама. Может быть, дом не наш?

Дети. Наш.

Мама. Может, не наш этаж?

Дети (удрученно). Наш (пауза).

Просто приходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

(Стоят, опустив головы.)

Мама (обращаясь к ведущему).

Значит, это не обвал?

Ведущий. Нет.

Мама. Слон у нас не танцевал?

Ведущий. Нет.

Мама. Очень рада.

Оказалось,

Я напрасно волновалась!

− Понравилось вам это стихотворение?

− Как вы думаете, какой заголовок у этого стихотворения?

− Откройте учебник и прочитайте название и автора. Рассмотрите иллюстрацию. Какими изобразил художник маму и сына? (Мама сильно удивлена, она не ожидала увидеть такое в своей квартире, а сын абсолютно спокоен.)

− Определите настроение стихотворения.

− Прочитайте стихотворение самостоятельно и выполните задания 2, 3 в учебнике и рабочей тетради. (Коллективная проверка.)

– Значения каких слов вам не понятны?

Боты – невысокая обувь.

Обвал – обрушение.

Налёт – нападение.

− Перечитайте последнюю реплику мамы. Как мама отреагировала на беспорядок в квартире? (Отнеслась с юмором.) Почему она рада, ведь в доме разгром? (Самое главное, что дети живы и здоровы, а беспорядок в комнате можно убрать.)

− Кто в этом стихотворении узнал свою маму?

− Чем интересно это стихотворение? Какой вам представляется мама? Какими вы представляете себе детей? С кем из вас случалось нечто подобное? Расскажите об этом.

− Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?

Подготовка к выразительному чтению.

− Как надо читать первые четыре строчки? Почему?

− Какая интонация в репликах мамы? А какая в ответах сына?

Выразительное чтение стихотворения.

− Кто написал стихотворение «Всё в порядке»? Что вы о нём знаете?

5. Рассказ учителя.

Эдуард Николаевич Успенский – русский поэт, прозаик, драматург и сценарист. Он наш современник. Вам знакомы его герои – крокодил Гена и Чебурашка, дядя Фёдор и почтальон Печкин. Э. Успенский – автор детектива «Следствие ведут Колобки».

Эдуард Успенский создал особый мир детских книг.

Что вы узнали об Э. Успенском?

6. Игра «Кто есть кто».

− Угадайте сказочных персонажей по их именам:

• Чебурашка… (игрушка);

• Матроскин… (кот);

• Лариска… (крыса);

• Печкин… (почтальон);

• Новости дня… (гарантийный человечек).

− Чтобы вы могли угадывать всех, берите в библиотеке книги, читайте – и вы будете победителями всех литературных викторин.

7. Работа по рубрике «Книжная полка».

− Прочитайте название выставки. («Книги о детях».)

− Назовите авторов, которые писали на эту тему.

− Рассмотрите обложки, которые нарисовал художник учебника. Кого он на них изобразил? (Девочка Иринушка, Сёма Пичугин, Мишутка и Стасик, Юра и девочка-первоклассница, Петя.)

− Рассмотрите условные обозначения жанров и назовите любое стихотворение, любой рассказ, любую сказку о детях.

− Прочитайте отрывки из тех произведений о детях, которые вам больше всего понравились. Объясните свой выбор.

− Рассмотрите обложки книг, представленных на нашей выставке. Что вы о них можете сказать? (Это книги о детях; две книги Н. Носова, а две другие – Елены Ильиной и Евгения Пермяка.)

− Что вы знаете о жизни этих писателей? Что знаете об их творчестве? Кто читал их книги? Что вы узнали? Расскажите.

8. Работа по рубрике «Проверь себя».

Выполнение заданий 1–4 (под руководством учителя).

Выразительное чтение изученных стихотворений (задание 5).

Самостоятельная работа. Каждый ребенок получает схему, которую должен заполнить.

Коллективная проверка.

Повторение произведений Е. Пермяка и А. Барто.

− Перед вами модели, к которым нужно подобрать произведения, назвать их, определить жанр и тему (что это? о чем или о ком?).

Вывод: Агния Львовна Барто писала стихи для детей. Евгений Иванович Пермяк писал рассказы для детей.

IV. Обобщение.

− Вы назвали много авторов, которые писали книги о детях. Знаете много рассказов, стихов, сказок о своих ровесниках. Ребята, попробуйте ответить на вопросы, которые задаёт замечательный поэт А. Майков в своём стихотворении:

Кто вас, детки, крепко любит,

Кто вас нежно так голубит?

Не смыкая ночью глаз,

Всё заботится о вас? (Мама дорогая!)

Колыбель кто вам качает,

Кто нас песней забавляет

Или сказку говорит?

Кто игрушки вам дарит? (Мама дорогая!)

− Какие произведения о маме вы сегодня читали и слушали? Над чем они заставляют задуматься?

− Прочитайте, о чём журчит ручей. Что он хочет рассказать своим друзьям-ручейкам?

− В народе живёт много хороших, добрых слов о матери.

Слайды:

• Нет милее дружка, чем родная матушка.

• Птица рада весне, а младенец – матери.

− Объясните смысл этих пословиц.

V. Итог урока.

− Какие чувства вызвали у вас произведения о маме? Подумали ли вы о том, как вы относитесь к своей маме?

Чтоб жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Ф. Алиева

Слайд: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира – от матерей». (М. Горький.)

− Если вы хотите сделать маму счастливой, поступайте так, чтобы она радовалась и с гордостью говорила: «Какие у меня хорошие дети!».

Для самостоятельной работы (по желанию): выучить стихотворение о детях или о маме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!