Урок 28
устная речь: вымышленные истории. знакомство
с устойчивыми сочетаниями слов
Педагогические задачи: создать условия для составления небольших рассказов, в которых представлены вымысел и фантазия; научить определять значение слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря; способствовать усвоению приемов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся решать учебные и практические задачи – безошибочно списывать текст; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию, выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря, выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осмысление значения и употребления в речи устойчивых сочетаний слов; овладение умением составлять вымышленные истории; освоение навыка работы с толковым словарём (определение значения слова); логические – осуществление анализа слов с определенными звуковыми характеристиками; использование алгоритма порядка действий при списывании.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, искать пути её решения; вносить изменения в процесс деятельности с учётом своих ошибок.
Коммуникативные: описывать объект, используя выразительные средства языка; характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы.
Личностные: мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Вступительное слово (Л. + К.).
Учитель читает стихотворение Ю. Погорельского:
Говорит лентяй лентяю:
– Скоро лёгким станет труд…
Я на кнопку нажимаю –
Робот личный тут как тут!
Он по заданной программе,
Как душа твоя велит,
Шустро действует руками
И мозгами шевелит.
Смотришь телепередачу,
Взгромоздившись на кровать, –
Он уже решил задачу,
Записал её в тетрадь.
А с тебя и взятки гладки,
Только знай что отдыхай…
– Тут ещё не всё в порядке, –
Заявил другой лентяй.
– Чтобы день был нами прожит
Совершенно без забот,
Пусть, считаю, кнопки тоже
Нажимает робот тот!
– Почему поэт назвал ребят лентями, а не выдумщиками или фантазёрами? Кому из вас захотелось иметь такого робота?
Просмотр м/ф «Нехочуха».
II. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику (П. + К. + Р.).
– Давайте узнаем, какие невероятные истории придумали фантазёры Н. Носова.
Выразительное чтение отрывка из рассказа Н. Носова «Фантазеры» (упражнение 1).
– Вспомните, какие истории маленьких фантазёров вы читали на прошлом уроке. Какая история вам больше всего понравилась? Для чего ребята их придумывали? Как вы думаете, легко ли быть фантазёром? Попробуйте придумать что-нибудь невероятное.
Комментированное выполнение упражнения 2.
Учитель читает слова И. С. Тургенева, записанные на доске: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
– Давайте проверим себя, выполнив упражнение 3 из категории «Трудное задание». («Набрать в рот воды», «заблудиться в трёх соснах», «клевать носом», «мастер на все руки».)
– Соотнесите устойчивые сочетания и их значения.
Самостоятельная работа (упражнение 4). (Коллективная проверка.)
– Приведите примеры, когда одно слово помогает объяснить значение другого. (Зима – зимовать, школа – школьник.)
Физкультминутка
2. Работа в тетради «Русский язык» (Р. + П.).
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
− Отгадайте загадки:
• У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыбки.)
• Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыбка.)
Упражнение «Напиши красиво».
− Найдите синюю точку. Запишите букву о, руководствуясь стрелочкой, направляющей движение руки в воздухе (в тетради).
− На второй строчке напишите за одно движение букву о и соединительный штрих. На третьей строчке напишите сочетание букв. На четвертой строчке запишите буквосочетания и слова, первыми элементами в которых являются буква о и соединительный штрих. (Например: оно, -ои-, -оу-, -ор-, -оя-, -ол-, оба, один, -ом-, -оа-.)
Упражнение «Допиши слова». (Самостоятельная работа.)
Учитель читает стихотворение. Учащиеся подбирают и договаривают пропущенные слова: щука, чашка, шишки, туча, задача.
− Допишите строчки.
Проверка и обсуждение выполненной работы.
− Назовите вписанное слово и буквосочетание в нем, на написание которого нужно было обратить внимание.
Упражнение «Распредели слова по столбикам». (Самостоятельная работа.)
Проверка выполненной работы. (Слова, которые нельзя переносить: смех, ель, яма, ёж, этаж, эхо, тень, осень. Слова, которые можно переносить: бу-сы, ва-за, кро-лик, си-лач, ко-тя-та, яго-ды, шо-фёр, мо-ло-ко.)
− Все ли слова, записанные в первую колонку, состоят из одного слога? (Нет.) Какие из них нельзя переносить? (Яма, этаж, эхо, осень.) Почему? (Первый слог состоит из одной буквы.)
− В каких словах из второй колонки возможны два варианта переноса? Какие? (Ко-тя-та (ко-тята, котя-та), мо-ло-ко (мо-локо, моло-ко).)
Упражнение «Выпиши из стихотворения по два слова в каждый столбик». (Работа в парах.)
− Прочитайте стихотворение. Найдите слова, отвечающие на вопросы кто?, какой?, что делает?
Проверка выполненной работы.
Кто? | Какой? | Что делает? |
воробей | пёстрый | скачет |
| тёплый | ходит |
| чёрный | (не) боится |
Упражнение «Вставь пропущенные слова». (Работа в парах.)
− Прочитайте слова-подсказки. От слов-подсказок карандашом проведите линии к нужным строчкам. Впишите пропущенные слова.
Проверка выполненной работы.
Упражнение «Спиши».
− Прочитайте текст. Расскажите правила списывания текста.
Слова «однажды», «посыпались», «разноцветные», «земляничные» учитель выписывает на доску.
− Поставьте ударение в словах, разделите их на слоги. Подчеркните в словах «опасные места».
III. Итог урока.
Учащиеся проговаривают все слова хором орфографически.
3