СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 28. УСТНАЯ РЕЧЬ: ВЫМЫШЛЕННЫЕ ИСТОРИИ. ЗНАКОМСТВО С УСТОЙЧИВЫМИ СОЧЕТАНИЯМИ СЛОВ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для составления небольших рассказов, в которых представлены вымысел и фантазия; научить определять значение слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря; способствовать усвоению приемов и последовательности правильного списывания текста.

Просмотр содержимого документа
«Урок 28. УСТНАЯ РЕЧЬ: ВЫМЫШЛЕННЫЕ ИСТОРИИ. ЗНАКОМСТВО С УСТОЙЧИВЫМИ СОЧЕТАНИЯМИ СЛОВ.»

Урок 28
устная речь: вымышленные истории. знакомство

с устойчивыми сочетаниями слов

Педагогические задачи: создать условия для составления небольших рассказов, в которых представлены вымысел и фантазия; научить определять значение слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря; способствовать усвоению приемов и последовательности правильного списывания текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся решать учебные и практические задачи – безошибочно списывать текст; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию, выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря, выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осмысление значения и употребления в речи устойчивых сочетаний слов; овладение умением составлять вымышленные истории; освоение навыка работы с толковым словарём (определение значения слова); логические – осуществление анализа слов с определенными звуковыми характеристиками; использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, искать пути её решения; вносить изменения в процесс деятельности с учётом своих ошибок.

Коммуникативные: описывать объект, используя выразительные средства языка; характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы.

Личностные: мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового.


Сценарий урока

I. Организационный момент. Вступительное слово (Л. + К.).

Учитель читает стихотворение Ю. Погорельского:

Говорит лентяй лентяю:

– Скоро лёгким станет труд…

Я на кнопку нажимаю –

Робот личный тут как тут!

Он по заданной программе,

Как душа твоя велит,

Шустро действует руками

И мозгами шевелит.

Смотришь телепередачу,

Взгромоздившись на кровать, –

Он уже решил задачу,

Записал её в тетрадь.

А с тебя и взятки гладки,

Только знай что отдыхай…

– Тут ещё не всё в порядке, –

Заявил другой лентяй.

– Чтобы день был нами прожит

Совершенно без забот,

Пусть, считаю, кнопки тоже

Нажимает робот тот!

– Почему поэт назвал ребят лентями, а не выдумщиками или фантазёрами? Кому из вас захотелось иметь такого робота?

Просмотр м/ф «Нехочуха».


II. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику (П. + К. + Р.).

– Давайте узнаем, какие невероятные истории придумали фантазёры Н. Носова.

Выразительное чтение отрывка из рассказа Н. Носова «Фантазеры» (упражнение 1).

– Вспомните, какие истории маленьких фантазёров вы читали на прошлом уроке. Какая история вам больше всего понравилась? Для чего ребята их придумывали? Как вы думаете, легко ли быть фантазёром? Попробуйте придумать что-нибудь невероятное.

Комментированное выполнение упражнения 2.

Учитель читает слова И. С. Тургенева, записанные на доске: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

– Давайте проверим себя, выполнив упражнение 3 из категории «Трудное задание». («Набрать в рот воды», «заблудиться в трёх соснах», «клевать носом», «мастер на все руки».)

– Соотнесите устойчивые сочетания и их значения.

Самостоятельная работа (упражнение 4). (Коллективная проверка.)

– Приведите примеры, когда одно слово помогает объяснить значение другого. (Зима – зимовать, школа – школьник.)

Физкультминутка

2. Работа в тетради «Русский язык» (Р. + П.).

Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

− Отгадайте загадки:

• У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

(Рыбки.)

• Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(Рыбка.)


Упражнение «Напиши красиво».

− Найдите синюю точку. Запишите букву о, руководствуясь стрелочкой, направляющей движение руки в воздухе (в тетради).

− На второй строчке напишите за одно движение букву о и соединительный штрих. На третьей строчке напишите сочетание букв. На четвертой строчке запишите буквосочетания и слова, первыми элементами в которых являются буква о и соединительный штрих. (Например: оно, -ои-, -оу-, -ор-, -оя-, -ол-, оба, один, -ом-, -оа-.)


Упражнение «Допиши слова». (Самостоятельная работа.)

Учитель читает стихотворение. Учащиеся подбирают и договаривают пропущенные слова: щука, чашка, шишки, туча, задача.

− Допишите строчки.

Проверка и обсуждение выполненной работы.

− Назовите вписанное слово и буквосочетание в нем, на написание которого нужно было обратить внимание.


Упражнение «Распредели слова по столбикам». (Самостоятельная работа.)

Проверка выполненной работы. (Слова, которые нельзя переносить: смех, ель, яма, ёж, этаж, эхо, тень, осень. Слова, которые можно переносить: бу-сы, ва-за, кро-лик, си-лач, ко-тя-та, яго-ды, шо-фёр, мо-ло-ко.)

− Все ли слова, записанные в первую колонку, состоят из одного слога? (Нет.) Какие из них нельзя переносить? (Яма, этаж, эхо, осень.) Почему? (Первый слог состоит из одной буквы.)

− В каких словах из второй колонки возможны два варианта переноса? Какие? (Ко-тя-та (ко-тята, котя-та), мо-ло-ко (мо-локо, моло-ко).)


Упражнение «Выпиши из стихотворения по два слова в каждый столбик». (Работа в парах.)

− Прочитайте стихотворение. Найдите слова, отвечающие на вопросы кто?, какой?, что делает?

Проверка выполненной работы.


Кто?

Какой?

Что делает?

воробей

пёстрый

скачет


тёплый

ходит


чёрный

(не) боится


Упражнение «Вставь пропущенные слова». (Работа в парах.)

− Прочитайте слова-подсказки. От слов-подсказок карандашом проведите линии к нужным строчкам. Впишите пропущенные слова.

Проверка выполненной работы.

Упражнение «Спиши».

− Прочитайте текст. Расскажите правила списывания текста.

Слова «однажды», «посыпались», «разноцветные», «земляничные» учитель выписывает на доску.

− Поставьте ударение в словах, разделите их на слоги. Подчеркните в словах «опасные места».

III. Итог урока.

Учащиеся проговаривают все слова хором орфографически.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!