СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. Итоговое сочинение. Платонов. Возвращение.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию серию уроков, позволяющих подготовить учеников к итоговому сочинению. В основе этих уроков – тексты А.П.Платонова. Разнообразные приемы помогут ученикам погрузиться в платоновские тексты, определить содержательное ядро сочинения, увидеть «сигналы» художественных произведений.

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Итоговое сочинение. Платонов. Возвращение.»

Серия уроков:

погружение в платоновский текст на уроках литературы:

подготовка к итоговому сочинению

Урок 3 (2 часа)

Тема урока: Моделирование итогового сочинения на основе рассказа А.П.Платонова «Возвращение» (направления «Гордость и смирение», «Добро и зло», «Он и Она»)


Деятельностная цель:

формирование у обучающихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме для написания итогового сочинения;

Содержательная цель:

подготовка к итоговому сочинению за счёт расширения понятийной базы обучающихся.


Предварительное домашнее задание:

1) прочитать рассказ А. Платонова «Возвращение»;

2) посмотреть в словаре С.И. Ожегова (и других словарях) «портрет» слова ГОРДОСТЬ.

Ход урока

I. Введение в тему урока + проверка домашнего задания

Приём «Борьба противоположностей»

— Есть слова, которые погружают нас в хорошее настроение, а есть те, что напоминают об ужасах. Что эти за слова? Назовите их.

Запись на доске называемых учениками слов (примерный список):

Примечание: последнюю пару слов записывает учитель

ЗЛО

ВОЙНА

НЕНАВИСТЬ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

РАЗРУШЕНИЕ

ГОРЕ

ГОРДОСТЬ

ДОБРО

МИР

ЛЮБОВЬ

ВЕРНОСТЬ

СОЗИДАНИЕ

РАДОСТЬ

СМИРЕНИЕ


— Какой принцип лежит в распределении данных слов в два столбика?


— Все ли слова вписываются в данную схему? Почему?


— Вспомните направления итогового сочинения. Почему слову ГОРДОСТЬ противопоставлено слово СМИРЕНИЕ?


— Мы часто произносим слова «Я горжусь Родиной», «мы гордимся чемпионами», «Мама гордится сыном»... Почему же я записала слово «ГОРДОСТЬ» в первый столбик?


Приём «Портрет слова»

— Дома вы нашли «портрет» слова ГОРДОСТЬ в словаре С.И.Ожегова. Зачитайте.

ГО́РДОСТЬ, -и, жен. 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г. 2. Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой. 3. кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент г. института.


— Мы видим, что слово ГОРДОСТЬ не наделено отрицательным смыслом. Однако если заглянуть в Библию, то мы там прочтём: гордость – это грех. Она – основание всех грехов. Почему такое расхождение во мнениях. Может быть, кто-нибудь знает ответ на мой вопрос? (Православие под гордыней понимает гордость, заносчивость, эгоизм, высокомерие и зазнайство. Гордыняэто смертный грех. Он идёт в списке смертных грехов восьмым, но по времени своего появления он первый. В Писании сказано, что после того, как Господь создал ангелов, самый любимый из них Люцифер (Денница), отказался стать на колени перед Ним. Это было первое проявление гордыни на свете.)


— Давайте составим «портрет» двух противоположных слов: ГОРДОСТЬ и СМИРЕНИЕ (заполняем вместе с учениками).

Портрет слова «ГОРДОСТЬ»


наличие самоуважения


чувство собственного достоинства




чувство удовлетворения

от чего-нибудь


ГОРДОСТЬ


завышенное мнение о себе



пренебрежение к другим


заносчивость



— Какой смысл заложен в слове СМИРЕНИЕ? Так ли важен корень в данном слове? О чём он сигнализирует?

Портрет слова «СМИРЕНИЕ»




кротость




отсутствие гордости, высокомерия


СМИРЕНИЕ


покорность



«скромность духа»





II. Моделирование будущего сочинения

1. Составление опоры и составление темы сочинения

— Отражение каких направлений вы увидели в рассказе «Возвращение»? Почему?

— Давайте заполним таблицу, которую условно назовём «Спасательный круг»


Пятое направление

«ОН и ОНА»

Четвёртое направление

«ГОРДОСТЬ и СМИРЕНИЕ»

Третье направление

«ДОБРО и ЗЛО»


— Какие сюжетные нити связывают этот рассказ с данными направлениями?

ОН и ОНА

ГОРДОСТЬ и СМИРЕНИЕ

ДОБРО и ЗЛО

Взаимоотношения

мужчины и женщины,

мужа и жены



Алексей Иванов


ГОРДЫНЯ

Любовь Васильевна


СМИРЕНИЕ


Борьба противоположностей

СЕМЬЯ

МИР

РОДНОЙ ОЧАГ

(жена и дети)


ИЗМЕНА

ВОЙНА

РОДНОЙ ДОМ как ЧУЖБИНА (образ Маши)



— Выстройте логические цепочки - опоры, которые помогут написать основную часть сочинения

ОН и ОНА

ГОРДОСТЬ и СМИРЕНИЕ

ДОБРО и ЗЛО

Взаимоотношения

мужчины и женщины,

мужа и жены


потеря друг друга, физическая и душевная

возвращение к себе и друг к другу


Алексей Иванов


ГОРДЫНЯ

Любовь Васильевна


СМИРЕНИЕ


Борьба противоположностей

СЕМЬЯ

МИР

РОДНОЙ ОЧАГ

(жена и дети)

ВОЗВРАЩЁННОЕ ДЕТСТВО


ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ

ИЗМЕНА

ВОЙНА

РОДНОЙ ДОМ как ЧУЖБИНА (образ Маши)

РАННЕЕ ВЗРОСЛЕНИЕ


ДУШЕВНАЯ БОЛЬ


— Попробуйте сформулировать тему сочинения к каждому из названных направлений.


Примерные темы, предложенные учениками:

— Направление «ОН и ОНА»: Важно ли сохранить доверие во взаимоотношениях между мужем и женой?


— Направление «ГОРДОСТЬ и СМИРЕНИЕ»: «Можно ли усмирить гордость» («Как можно усмирить гордыню?»)


— Направление «ДОБРО и ЗЛО»: Что нужно сделать, чтобы научиться прощать зло, сделанное тебе другими, чтобы научиться исправлять зло, сделанное тобою?


2. Самостоятельный анализ ключевых положений рассказа «Возвращение» (работа в тетрадях)

Приём «Погружение в словесную ткань»

Задание:

— Прочитайте фрагменты рассказа.

— На какие вопросы нам помогает ответить анализ этого фрагмента, какие мысли у нас возникли при его чтении и обдумывании?

— Докажите, используя текст (подчёркивая нужные слова и предложения), что...

1) Алексея Иванова одолела гордыня

2) Любовь Васильевна смиренно переживала военные трудности

Фрагмент текста «Ночной разговор Ивановых»

Петрушка спал чутко и настороженно: он всегда боялся, что ночью может что-нибудь случиться и он не услышит — пожар, залезут воры-разбойники или мать забудет затворить дверь на крючок, а дверь ночью отойдет, и все тепло выйдет наружу. Нынче Петрушка проснулся от тревожных голосов родителей, говоривших в комнате рядом с кухней. Сколько было времени — полночь или уже под утро, — он не знал, а отец с матерью не спали.

— Алеша, ты не шуми, дети проснутся, — тихо говорила мать. — Не надо его ругать, он добрый человек, он детей твоих любил...

— Не нужно нам его любви, — сказал отец. — Я сам люблю своих детей... Ишь ты, чужих детей он полюбил! Я тебе аттестат присылал, и ты сама работала, — зачем тебе он понадобился, этот Семен Евсеич? Кровь, что ль, у тебя горит еще... Эх ты, Люба, Люба! А я там думал о тебе другое. Значит, ты в дураках меня оставила...

Отец замолчал, а потом зажег спичку, чтобы раскурить трубку.

— Что ты, Алеша, что ты говоришь! — громко воскликнула мать. — Детей ведь я выходила, они у меня почти не болели и на тело полные...

— Ну и что же!.. — говорил отец. — У других по четверо детей оставалось, а жили неплохо, и ребята выросли не хуже наших. А у тебя вон Петрушка что за человек вырос — рассуждает, как дед, а читать небось забыл.

Петрушка вздохнул на печи и захрапел для видимости, чтобы слушать дальше. «Ладно, — подумал он, — пускай я дед, тебе хорошо было на готовых харчах!»

— Зато он все самое трудное и важное в жизни узнал! — сказала мать. — А от грамоты он тоже не отстанет.

— Кто он такой, этот твой Семен? Хватит тебе зубы мне заговаривать, — серчал отец.

— Он добрый человек.

— Ты его любишь, что ль?

— Алеша, я мать твоих детей...

— Ну, дальше! Отвечай прямо!

— Я тебя люблю, Алеша. Я мать, а женщиной была давно, с тобою только, уже забыла когда.

Отец молчал и курил трубку в темноте.

— Я по тебе скучала, Алеша... Правда, дети при мне были, но они тебе не замена, и я все ждала тебя, долгие страшные годы, мне просыпаться утром не хотелось.

— А кто он по должности, где работает?

— Он служит по снабжению материальной части на нашем заводе.

— Понятно. Жулик.

— Он не жулик. Я не знаю... А семья его вся погибла в Могилеве, трое детей было, дочь уже невеста была.

— Не важно, он взамен другую готовую семью получил — и бабу еще не старую, собой миловидную, так что ему опять живется тепло.

Мать ничего не ответила. Наступила тишина, но вскоре Петрушка расслышал, что мать плакала.

— Он детям о тебе рассказывал, Алеша, — заговорила мать, и Петрушка расслышал, что в глазах ее были большие остановившиеся слезы. — Он детям говорил, как ты воюешь там за нас и страдаешь... Они спрашивали у него: а почему? А он отвечал им: потому, что ты добрый...

Отец засмеялся и выбил жар из трубки.

— Вот он какой у вас — этот Семен-Евсей! И не видел меня никогда, а одобряет. Вот личность-то!

— Он тебя не видел. Он выдумывал нарочно, чтоб дети не отвыкли от тебя и любили отца.

— Но зачем, зачем ему это? Чтоб тебя поскорее добиться? Ты скажи, что ему надо было?

— Может быть, в нем сердце хорошее, Алеша, — поэтому он такой. А почему же?

— Глупая ты, Люба. Прости ты меня, пожалуйста. Ничего без расчета не бывает.

— А Семен Евсеич часто детям приносил что-нибудь, каждый раз приносил, то конфеты, то муку белую, то сахар, а недавно валенки Насте принес, но они не годились — размер маленький. А самому ему ничего от нас не нужно. Нам тоже не надо было, мы бы, Алеша, обошлись без его подарков, мы привыкли, но он говорит, что у него на душе лучше бывает, когда он заботится о других, тогда он не так сильно тоскует о своей мертвой семье. Ты увидишь его — это не так, как ты думаешь...

— Все это чепуха какая-то! — сказал отец. — Не задуривай ты меня... Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить еще хочу.

— Живи с нами, Алеша...

— Я с вами, а ты с Сенькой-Евсейкой будешь?

— Я не буду, Алеша. Он больше к нам никогда не придет, я скажу ему, чтобы он больше не приходил.

— Так, значит, было, раз ты больше не будешь?.. Эх, какая ты, Люба, все вы, женщины, такие.

— А вы какие? — с обидой спросила мать.

— Что значит — все мы такие?

— Я не такая... Я работала день и ночь, мы огнеупоры делали для кладки в паровозных топках. Я стала на лицо худая, страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет. Мне тоже было трудно, и дома дети одни. Я приду, бывало, дома не топлено, не варено ничего, темно, дети тоскуют, они не сразу хозяйствовать сами научились, как теперь, Петрушка тоже мальчиком был... И стал тогда ходить к нам Семен Евсеевич. Придет — и сидит с детьми. Он ведь живет совсем один. «Можно, — спрашивает меня, — я буду к вам в гости ходить, я у вас отогреюсь?» Я говорю ему, что у нас тоже холодно и у нас дрова сырые, а он мне отвечает: «Ничего, у меня вся душа продрогла, я хоть возле ваших детей посижу, а топить печь для меня не нужно». Я сказала — ладно, ходите пока: детям с вами не так боязно будет. Потом я тоже привыкла к нему, и всем нам бывало лучше, когда он приходил. Я глядела на него и вспоминала тебя, что ты есть у нас... Без тебя было так грустно и плохо; пусть хоть кто-нибудь приходит, тогда не так скучно бывает и время идет скорее. Зачем нам время, когда тебя нет!

— Ну, дальше, дальше что? — поторопил отец.

— Дальше ничего. Теперь ты приехал, Алеша.

— Ну что ж, хорошо, если так, — сказал отец.

— Пора спать.

Но мать попросила отца:

— Обожди еще спать. Давай поговорим, я так рада с тобой.

«Никак не угомонятся, — думал Петрушка на печи, — помирились, и ладно; матери на работу надо рано вставать, а она все гуляет — обрадовалась не вовремя, перестала плакать-то».

— А этот Семен любил тебя? — спросил отец.

— Обожди, я пойду Настю накрою, она раскрывается во сне и зябнет.

Мать укрыла Настю одеялом, вышла в кухню и приостановилась возле печи, чтобы послушать — спит ли Петрушка? Петрушка понял мать и начал храпеть. Затем мать ушла обратно, и он услышал ее голос:

— Наверно, любил. Он смотрел на меня умильно, я видела, а какая я — разве я хорошая теперь? Несладко ему было, Алеша, и кого-нибудь надо было ему любить.

— Ты бы его хоть поцеловала, раз уж так у вас задача сложилась, — по-доброму произнес отец.

— Ну, вот еще! Он меня сам два раза поцеловал, хоть я и не хотела.

— Зачем же он так делал, раз ты не хотела?

— Не знаю. Он говорил, что забылся и жену вспомнил, а я на жену его немножко похожа.

— А он на меня тоже похож?

— Нет, не похож. На тебя никто не похож, ты один, Алеша.

— Я один, говоришь? С одного-то счет и начинается: один, потом два.

— Так он меня только в щеку поцеловал, а не в губы.

— Это все равно — куда.

— Нет, не все равно, Алеша... Что ты понимаешь в нашей жизни?

— Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя...

— Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала, у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов.

Мать говорила спокойно, только сердце ее мучилось, и Петрушке было жалко мать: он знал, что она научилась сама обувь чинить себе и ему с Настей, чтобы дорого не платить сапожнику, и за картошку исправляла электрические печки соседям.

— И я не стерпела жизни и тоски по тебе, — говорила мать.

— А если бы стерпела, я бы умерла, я знаю, что я бы умерла тогда, а у меня дети... Мне нужно было почувствовать что-нибудь другое, Алеша, какую-нибудь радость, чтоб я отдохнула. Один человек сказал, что он любит меня, и он относился ко мне так нежно, как ты когда-то давно...

— Это кто, опять Семен-Евсей этот? — спросил отец.

— Нет, другой человек. Он служит инструктором райкома нашего профсоюза, он эвакуированный...

— Ну, черт с ним, кто он такой! Так что случилось-то, утешил он тебя?

Петрушка ничего не знал про этого инструктора и удивился, почему он не знал его. «Ишь ты, а мать наша тоже бедовая», — прошептал он сам себе.

Мать сказала отцу в ответ:

— Я ничего не узнала от него, никакой радости, и мне было потом еще хуже. Душа моя потянулась к нему, потому что она умирала, а когда он стал мне близким, совсем близким, я была равнодушной, я думала в ту минуту о своих домашних заботах и пожалела, что позволила ему быть близким. Я поняла, что только с тобою я могу быть спокойной, счастливой и с тобою отдохну, когда ты будешь близко. Без тебя мне некуда деться, нельзя спасти себя для детей... Живи с нами, Алеша, нам хорошо будет!

Петрушка расслышал, как отец молча поднялся с кровати, закурил трубку и сел на табурет.

— Сколько раз ты встречалась с ним, когда бывала совсем близкой? — спросил отец.

— Один только раз, — сказала мать. — Больше никогда не было. А сколько нужно?

— Сколько хочешь, дело твое, — произнес отец. — Зачем же ты говорила, что ты мать наших детей, а женщиной была только со мной, и то давно...

— Это правда, Алеша...

— Ну как же так, какая тут правда? Ведь с ним ты тоже была женщиной?

— Нет, не была я с ним женщиной, я хотела быть и не могла... Я чувствовала, что пропадаю без тебя, мне нужно было — пусть кто-нибудь будет со мной, я измучилась вся, и сердце мое темное стало, я детей своих уже не могла любить, а для них, ты знаешь, я все стерплю, для них я и костей своих не пожалею!..

— Обожди! — сказал отец. — Ты же говоришь — ошиблась в этом новом своем Сеньке-Евсейке, ты никакой радости будто от него не получила, а все-таки не пропала и не погибла, целой осталась.

— Я не пропала, — прошептала мать, — я живу.

— Значит, и тут ты мне врешь! Где же твоя правда?

— Не знаю, — шептала мать. — Я мало чего знаю.

— Ладно. Зато я знаю много, я пережил больше, чем ты, — проговорил отец. — Стерва ты, и больше ничего.

Мать молчала. Отец, слышно было, часто и трудно дышал.

— Ну вот я и дома, — сказал он. — Войны нет, а ты в сердце ранила меня... Ну что ж, живи теперь с Сенькой и Евсейкой! Ты потеху, посмешище сделала из меня, а я тоже человек, а не игрушка...

Отец начал в темноте одеваться и обуваться. Потом он зажег керосиновую лампу, сел за стол и завел часы на руке.

— Четыре часа, — сказал он сам себе.

— Темно еще. Правду говорят, баб много, а жены одной нету.

Стало тихо в доме. Настя ровно дышала во сне на деревянном диване. Петрушка приник к подушке на теплой печи и забыл, что ему нужно храпеть

.— Алеша! — добрым голосом сказала мать. — Алеша, прости меня!

Петрушка услышал, как отец застонал и как потом хрустнуло стекло; через щели занавески Петрушка видел, что в комнате, где были отец и мать, стало темнее, но огонь еще горел. «Он стекло у лампы раздавил, — догадался Петрушка, — а стекол нету нигде».

— Ты руку себе порезал, — сказала мать. — У тебя кровь течет, возьми полотенце в комоде.

— Замолчи! — закричал отец на мать. — Я голоса твоего слышать не могу... Буди детей, буди сейчас же!.. Буди, тебе говорят! Я им расскажу, какая у них мать! Пусть они знают!

Петрушка сел на печи, спустил ноги вниз и сказал всем:

— Спать пора! Чего вы разбудили меня? Дня еще нету, темно во дворе! Чего вы шумите и свет зажгли?

— Спи, Настя, спи, рано еще, я сейчас сама к тебе приду, — ответила мать. — И ты, Петрушка, не вставай, не разговаривай больше.

— А вы чего говорите? Чего отцу надо? — заговорил Петрушка.

— А тебе какое дело — чего мне надо? — отозвался отец. — Ишь ты, сержант какой?

— А зачем ты стекло у лампы раздавливаешь? Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает.

— А ты знаешь, что мать делала тут, чем занималась? — жалобным голосом, как маленький, вскричал отец.

— Алеша! — кротко обратилась Любовь Васильевна к мужу.

— Я знаю, я все знаю! — говорил Петрушка. — Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет. Ты не знаешь!

— Да ты еще не понимаешь ничего! — рассерчал отец. — Вот вырос у нас отросток.

— Я все дочиста понимаю, — отвечал Петрушка с печки. — Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...

Петрушка умолк; он прилег на свою подушку и нечаянно, неслышно заплакал.

— Большую волю ты дома взял, — сказал отец. — Да теперь уж все равно, живи здесь за хозяина...

Утерев слезы, Петрушка ответил отцу:

— Эх ты, какой отец, чего говоришь, а сам старый и на войне был... Вон пойди завтра в инвалидную кооперацию, там дядя Харитон за прилавком служит, а он хлеб режет, никого не обвешивает. Он тоже на войне был и домой вернулся. Пойди у него спроси, он всем говорит и смеется, я сам слышал. У него жена Анюта, она на шофера выучилась ездить, хлеб развозит теперь, а сама добрая, хлеб не ворует. Она тоже дружила и в гости ходила, ее угощали там. Этот знакомый ее с орденом был, он без руки и главным служит в магазине, где по единичкам промтовар выбрасывают...

— Чего ты городишь там, спи лучше, скоро светать начнет, — сказала мать.

— А вы мне тоже спать не давали... Светать еще не скоро будет. Этот без руки сдружился с Анютой, стало им хорошо житься. А Харитон на войне жил. Потом Харитон приехал и стал ругаться с Анютой. Весь день ругается, а ночью вино пьет и закуску ест, а Анюта плачет, не ест ничего. Ругался-ругался, потом уморился, не стал Анюту мучить и сказал ей: чего у тебя один безрукий был, ты дура баба, вот у меня без тебя и Глашка была, и Апроська была, и Маруська была, и тезка твоя Нюшка была, и еще на добавок Магдалинка была. А сам смеется. И тетя Анюта смеется, потом она сама хвалилась — Харитон ее хороший, лучше нигде нету, он фашистов убивал и от разных женщин ему отбоя нету. Дядя Харитон все нам в лавке рассказывает, когда хлеб поштучно принимает. А теперь они живут смирно, по-хорошему. А дядя Харитон опять смеется, он говорит: «Обманул я свою Анюту, никого у меня не было — ни Глашки не было, ни Нюшки, ни Апроськи не было и Магдалинки на добавок не было, солдат — сын отечества, ему некогда жить по-дурацки, его сердце против неприятеля лежит. Это я нарочно Анюту напугал...» Ложись спать, отец, потуши свет, чего огонь коптит без стекла...

Иванов с удивлением слушал историю, что рассказывал его Петрушка. «Вот сукин сын какой! — размышлял отец о сыне. — Я думал, он и про Машу мою скажет сейчас...»

Иванов взялся за поручни вагона и смотрел из тамбура на домики, здания, сараи, на пожарную каланчу города, бывшего ему родным. Он узнал две высокие трубы вдалеке: одна была на мыловаренном, а другая на кирпичном заводе; там работала сейчас Люба у кирпичного пресса; пусть она живет теперь по-своему, а он будет жить по-своему. Может быть, он и мог бы ее простить, но что это значит? Все равно его сердце ожесточилось против нее .

Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они сразу оба упали, поднялись и опять побежали вперед.

Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

Он еще раз поглядел со ступенек вагона в хвост поезда на удаленных детей. Он уже знал теперь, что это были его дети, Петрушка и Настя. Они, должно быть, видели его, когда вагон проходил по переезду, и Петрушка звал его домой к матери, а он смотрел на них невнимательно, думал о другом и не узнал своих детей.

Сейчас Петрушка и Настя бежали далеко позади поезда по песчаной дорожке возле рельсов; Петрушка по-прежнему держал за руку маленькую Настю и волочил ее за собою, когда она не поспевала бежать ногами.

Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети.


— Какие слова или предложения вы подчеркнули, доказывая, что...

1) Алексея Иванова одолела гордыня

2) Любовь Васильевна смиренно переживала военные трудности?

— Какие качества герой демонстрирует на протяжении этих эпизодов?

— Что эти качества привносят в его жизнь?

— На какие мысли нас лично это натолкнуло?

— Вызывает ли поведение Иванова осуждение?

— Вызывает ли осуждение Любовь Васильевна?

— Можно ли сказать, что Любовь Васильевна в разговоре с мужем ведёт себя смиренно? Есть доказательство вашей точки зрения в тексте?

— Почему Иванов судит свою семью, не думая о том, что им пришлось пережить, хотя сам «задержался» с Машей?

— Чего не может простить Иванов своей жене? Почему? Какой выход он видит?

— «Его сердце ожесточилось…», пишет А.Платонов. Как вы понимаете это выражение? Можно ли сказать, что этими словами писатель подчёркивает гордыню своего героя?

— Какой смысл вкладывает писатель в слова: «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного достоинства интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем»

— Удалось ли ему преодолеть свою гордыню?

— Какой инструментарий есть у писателя, чтобы донести до читателей свое отношение к героям?

— На чьей стороне автор? Почему вы так считаете? Подтвердите свою позицию текстом.

— Что хочет донести до нас автор? Какие вопросы он поднимает и какие ответы на них дает?


III. Работа над сочинением.

1. Обсуждение ключевых предложений и слов в составе аргумента: определение принципиального отличия пересказа от анализа художественного произведения

— Прежде чем вы начнёте работу над сочинением, давайте вспомним, чем отличается пересказ от анализа текста.

— Что такое пересказ?

— Что такое анализ художественного текста?


пересказ анализ


что делают герои что делает автор

1) наблюдает за своими героями;

2) делится своими размышлениями о поступках героев;

3) вовлекает читателя в обсуждение нравственной проблемы;

4) анализирует поступки героев и их внутренний мир, их переживания;

5) сопоставляет (может, противопоставляет?) поведение героев;

6) создаёт образ

7) писатель не даёт прямых оценок, он выражает их косвенно,

опосредованно через речь героев (портрет, интерьер, пейзаж)

движение мысли писателя идёт через текст


2. Повторение структуры основной части («Основа основ!»)

— Давайте вспомним, какие подпункты пункты должна содержать в себе основная часть вашего сочинения.

тезис развитие мысли иллюстративная часть, т.е. доказательства, примеры микровывод


2. Самостоятельная работа над сочинением

— Напишите сочинение по одной из тем, названных вами на сегодняшнем уроке.


IV. Домашнее задание.

1. Прочитайте рассказ А.П. Платонова «Божье дерево».


2. Читая рассказ, составляйте таблицу с условным названием «Спасательный круг»

направление

сюжетные нити

(с выходом на поднятые в рассказе темы)

предложение темы сочинения


3. Напишите вступление к сочинению на тему «Как вы понимаете смысл высказывания Френсиса Бэкона, который отмечал, что «все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается с ними» (аргумент – рассказ «Возвращение»). Объём – 50-60 слов

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!