Литература.10 класс
Урок №102
Тема урока: Критическое изображение высшего света в романе.
Цель урока: показать, какие нормы жизни писатель отрицает, что утверждает, как он срывает «приличьем стянутые маски» с героев романа буквально с первых страниц его.
Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.
Князь Василий Курагин
И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины…
Князь Андрей Болконский
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Салон А.П.Шерер.
Действие романа начинается в июле 1805 г. в салоне фрейлины императрицы А.П.Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: это фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети - бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.
- Нравятся ли эти персонажи автору?
Отрицательное отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.
Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания все и всяческих масок». Наша задача - доказать, что голос автора постоянно слышен в описании поведения гостей, а также то, что персонажи предельно двойственны: говорят одно, а думают и показывают своим поведением – совсем другое.
-
Вот оценочные эпитеты и сравнения в описаниях героев («плоское лицо», Анна Павловна «угощала» своих гостей иностранцами, «сервировала»... сначала виконта, потом аббата...).
-
Прочитайте диалог А.П. Шерер и князя Василия без авторских ремарок.
-
Изменилось ли ваше понимание их «деятельной» речи? Какую роль играют авторские ремарки?
-
В чем смысл сравнения салона А.П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?
-
Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случаен» (А.А. Сабуров «Война и мир Л.Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительного сходства Ипполита и Элен?
-
Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А.П. Шерер ситуацию «горя от ума» (А.А. Сабуров)?
-
Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» - «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?
-
Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых».
-
И эпизод «Салон А.П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских.
Именно там, у Ростовых и Болконских, проистекает настоящая жизнь. И это будет темой нашего следующего урока. Но сейчас мы продолжим анализ начальных сцен романа.
II. Анализ эпизода.
Автор сравнивает посетителей салона с веретенами. Все вместе должны дать нити для ткани. Но получится ли эта ткань? Ведь мы уже поняли, что они вращаются все порознь, т.к. каждый пришел в салон со своей целью.
-
Вы можете назвать цели прихода в салон разных посетителей?
-
Но в то же время в салоне обнаруживается чужеродный элемент. Кто-то явно не хочет быть безликим «веретеном»? Кто же это?
-
Что мы узнаем о Пьере Безухове и Андрее Болконском, едва переступив порог салона фрейлины ее величества А.П.Шерер?
Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?
Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой.
Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархий в ее салоне», но при этом она чувствовала страх и беспокойство. Почему?
Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведения.
Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера и А.Болконского.
(Только с Болконского Пьер не спускает «радостных, дружелюбных глаз», и князь Андрей, смотревший на всех в гостиной «усталым, скучающим взглядом», улыбнулся только Пьеру «неожиданно доброю и приятною улыбкой»).
Нарушение Пьером заведенного Анной Павловной этикета, его неуклюжесть еще раз подтверждают, что он - инородное тело в великосветской гостиной. Князь Василий говорит о нем Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя».
О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него - чужие.
III. Подведение итогов урока.
Обратите внимание на эпиграфы к этому уроку.
- По какому принципу они подобраны?
Итак, отрицая нормы жизни высшего света, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, наличие в нем людей, которым претит такая жизнь.
Как в салоне оформлены политические споры?
Почему Пьер не совсем понимает, почему его трезвый взгляд на политические события времени не нравится ни А.П.Шерер, ни его гостям, а анекдот князя Ипполита звучит как раз, напротив, очень вовремя?
История об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского превращается в салоне в милый светский анекдот, который все находят прелестным. Когда в разговор о Наполеоне пытается вступить Пьер, Анна Павловна этого не допускает. Прекрасно осведомлен о Наполеоне и А. Болконский, он цитирует наполеоновские высказывания. На фоне общего осуждения Наполеона вдруг звучат слова Пьера в его защиту, приводя в ужас всех, и только А. Болконский поддерживает его. Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера и политическую реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства; вспомните слова Анны Павловны (1 гл.) о том, что нужно «задавить гидру революции в лице этого убийцы и злодея...»
Завершая разговор о светском обществе, обратим внимание на то, что страницы 1-4 гл. пестрят французским языком. С какой целью вводит толстой в роман французский язык?
(Французский язык - как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией).
Кроме того, простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет свое отношение к происходящему. Слова Пьера, хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, автор приводит только по-русски. Реплики Андрея Болконского (а он, как отмечает Толстой, по привычке часто переходит на французский язык и говорит на нем, как француз, даже слово «Кутузов» произносит с ударением на последнем слоге) тоже приведены в основном по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует Наполеона.
Как правило, там, где описывается ложь или зло, врывается французский или, позднее, немецкий язык.
Но что же сделало Пьера и Андрея непохожими на посетителей салона? И почему они тянутся друг к другу?
Как это проявляется в эпизоде «Пьер Безухов в доме Болконских»?
Как продолжается ситуация салона в разговоре Андрея и Пьера, Андрея и его жены?
Следующий урок мы посвятим анализу того, что представляет основу, сущность героев романа. И подобно тому, как Л.Толстой искал истоки событий 1825 года в 1805, так и в характерах людей он ищет отпечатки их воспитания, и именно об этом – наш дальнейший разговор.
Итак, эпизод в салоне не только вводит нас в роман, но и представляет нам некоторых героев. Наше знакомство автор продолжает, представляя по очереди не только героев, но и их семьи, в которых они выросли и были воспитаны.
Задание на дом: Стр.156-164
1) Том III, часть I, главы I – III, часть III, главы I – III ( Изображение войны 1812 года. Философия войны и мира, жизни и смерти.)
2) Подготовить ответы на вопросы:
1. Что есть война, по мнению Толстого?
-
Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?
-
Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие?
-
А почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний?
-
Каково отношение Толстого к фатализму?
-
Какую роль играет личность в истории?
Задание на дом:
1) Том III, часть I, главы I – III, часть III, главы I – III ( Изображение войны 1812 года. Философия войны и мира, жизни и смерти.)
2) Подготовить ответы на вопросы:
1. Что есть война, по мнению Толстого?
2. Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?
3. Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие?
4. А почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний?
5. Каково отношение Толстого к фатализму?
6. Какую роль играет личность в истории?
Задание на дом:
1) Том III, часть I, главы I – III, часть III, главы I – III ( Изображение войны 1812 года. Философия войны и мира, жизни и смерти.)
2) Подготовить ответы на вопросы:
1. Что есть война, по мнению Толстого?
2. Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?
3. Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие?
4. А почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний?
5. Каково отношение Толстого к фатализму?
6. Какую роль играет личность в истории?
Задание на дом:
1) Том III, часть I, главы I – III, часть III, главы I – III ( Изображение войны 1812 года. Философия войны и мира, жизни и смерти.)
2) Подготовить ответы на вопросы:
1. Что есть война, по мнению Толстого?
2. Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?
3. Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие?
4. А почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний?
5. Каково отношение Толстого к фатализму?
6. Какую роль играет личность в истории?
Задание на дом:
1) Том III, часть I, главы I – III, часть III, главы I – III ( Изображение войны 1812 года. Философия войны и мира, жизни и смерти.)
2) Подготовить ответы на вопросы:
1. Что есть война, по мнению Толстого?
2. Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?
3. Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие?
4. А почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний?
5. Каково отношение Толстого к фатализму?
6. Какую роль играет личность в истории?