СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. Систематическое положение человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение человека в системе живых организмов

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Систематическое положение человека»

Тема: Систематическое положение человека


Цель: повторить систематические таксоны; определить место человека в системе живых существ; привести доказательства эволюции животных и человека: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, раскрыть значение рудиментов и атавизмов.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Заслушать сообщения о методах изучения человека и роли санитарной службы для сохранения здоровья населения.

  1. Актуализация темы урока

- Вопрос о происхождении человека остается одним из основных в естествознании и философии. Чтобы ответить на него необходимо проанализировать множество фактов из разных областей знаний о природе и обществе. Сегодня на уроке мы рассмотрим положение человека системе живых организмов. Давайте вспомним основные понятия классификации и систематики живых существ.

  1. Повторение ранее изученного материала

Слайды 2-3Дайте определение понятий.

Систематика – это раздел биологии, задачей которой является … (описание, обозначение и классификация по таксонам).

Классификация – это … (распределение всего множества животных на соподчиненные группы).

Таксон – это … (структурный элемент классификации).

Вид – это … (таксон самого низкого порядка).

Впервые отвел человеку место в отряде приматов, класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный) … (Карл Линней)


  1. Изучение нового материала

Слайд 4 - К. Линней в XVIII веке на основе сходства строения тела систематическое положение человека как представителя царства животных. Это был важный шаг для решения вопроса о происхождении человека. Этот же вопрос в XIX веке доработали Чарлз Дарвин и его последователи Т. Гексли, Э. Геккель и Э. Дюбуа.

Слайд 5 – Место человека в системе органического мира.

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные животные

Тип Хордовые

Подтип Черепные, или Позвоночные

Класс Млекопитающие, или Звери

Отряд Приматы

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек разумный

Слайд 6 – Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян.

  1. Классификация

  2. Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека.

В этой связи, прежде всего, выделим два понятия:

Гомологичные органы – органы сходные по строению, но имеющие различную форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций.

Аналогичные органы – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение.

Слайд 7 - А теперь доказательства происхождения человека от животных:

Общность в строении:

a) Сходство в скелете

b) Общий план строения систем органов

c) Признаки млекопитающих:

- внутриутробное развитие (матка)

- диафрагма

- млечные железы

- дифференциация зубов

- ушные раковины

- три слуховые косточки среднего уха

НО: у человека большая мозговая часть головы, маленькая часть челюстей, не развиты; S-образный позвоночник; чашеобразная грудная клетка и таз; толстые и длинные нижние конечности; свободная стопа; подвижные пальцы, противопоставление большого пальца; короткие руки.

  1. Слайд 8 - Особенности строения человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и речью. Прямохождение человека имеет не только преимущества, но и недостатки.

Преимущества

Недостатки

1. Вертикальная ориентация человека способствует широкому обзору местности, использованию рук для трудовой деятельности

1. Открытый, плохо защищенный живот. Возможны грыжи, так как органы брюшной полости удерживаются спереди стенками живота. Основная нагрузка приходится на кости крестца и таза

2. Подвижность верхних конечностей обеспечивает тонкие движения, а прочность нижних конечностей — способность выдерживать высокую весовую нагрузку. S-образный позвоночник и своды стопы смягчают сотрясения при движениях

2. Позвонки находятся друг под другом, из-за чего при неловких движениях возможно их смещение и защемление нервов, отходящих от спинного мозга

3. Узкие родовые выходы содействуют укреплению таза.

3. Узкий таз затрудняет женщинам роды

4. Прочные нижние конечности способны выдерживать значительную весовую нагрузку.

4.Тяжесть тела может привести к плоскостопию при ослаблении мышц столы.


  1. Слайды 9-10 - Сходство в строении зародышей.

Биогенетический закон (Мюллер и Геккель): «Особь в индивидуальном развитии повторяет историю развития своего вида».

У зародыша человека закладываются жаберные щели, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, хвост, пятипузырный головной мозг.

  1. Общие болезни человека и человекообразных обезьян, общие группы крови и резус-фактор.

  2. Слайд 11 - У человека, как и у любого млекопитающего, присутствуют о длинной цепи предков.

Рудименты – органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения (тазовые кости кита, крылья киви, задние конечности питона).

- мелкие волоски на теле

- копчик

- аппендикс

- мелкие мышечные волокна в коже

- бугорок на ушной раковине

- третье веко

- зубы мудрости

Некоторые рудименты в случае явно выраженного развития ко времени рождения или позже могут проявляться в виде атавизмов.

Слайд 12 - Атавизмы – признаки, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции (развитие хвоста, сплошной волосяной покров у человека, появление дополнительных молочных желез).

- хвост

- густой волосяной покров

- дополнительные соски

- шейная фистула (остатки жаберной щели)

- когти на пальцах

Слайд 13 - Вывод: На основании сравнительно-анатомических, эмбриологических данных, указывающих на сходство человека с животными, можно обосновать идею родства, а, следовательно, и общности происхождения от древнего исходного предка.


  1. Закрепление изученного материала

Слайд 14 – Ответьте на вопросы:

- Можно ли считать современных человекообразных обезьян предками человека?

- Человек – представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому является родственным рыбам, земноводным, пресмыкающимся и птицам. Так ли это?

- У кого из животных, по вашему мнению, унаследованы основные черты человеческого тела:

А) костный скелет, б) пятипалые конечности, в) легочное дыхание, дифференцированная зубная система, молочные железы, теплокровность, д) плацента, живорождение?

Слайд 15 – Попробуйте составить ряд по рисунку.

  1. Подведение итога урока


Слайд 16 - Домашнее задание: § 3 прочитать. Повторить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!