Тема: Систематическое положение человека
Цель: повторить систематические таксоны; определить место человека в системе живых существ; привести доказательства эволюции животных и человека: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, раскрыть значение рудиментов и атавизмов.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Заслушать сообщения о методах изучения человека и роли санитарной службы для сохранения здоровья населения.
Актуализация темы урока
- Вопрос о происхождении человека остается одним из основных в естествознании и философии. Чтобы ответить на него необходимо проанализировать множество фактов из разных областей знаний о природе и обществе. Сегодня на уроке мы рассмотрим положение человека системе живых организмов. Давайте вспомним основные понятия классификации и систематики живых существ.
Повторение ранее изученного материала
Слайды 2-3 – Дайте определение понятий.
Систематика – это раздел биологии, задачей которой является … (описание, обозначение и классификация по таксонам).
Классификация – это … (распределение всего множества животных на соподчиненные группы).
Таксон – это … (структурный элемент классификации).
Вид – это … (таксон самого низкого порядка).
Впервые отвел человеку место в отряде приматов, класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный) … (Карл Линней)
Изучение нового материала
Слайд 4 - К. Линней в XVIII веке на основе сходства строения тела систематическое положение человека как представителя царства животных. Это был важный шаг для решения вопроса о происхождении человека. Этот же вопрос в XIX веке доработали Чарлз Дарвин и его последователи Т. Гексли, Э. Геккель и Э. Дюбуа.
Слайд 5 – Место человека в системе органического мира.
Царство Животные
Подцарство Многоклеточные животные
Тип Хордовые
Подтип Черепные, или Позвоночные
Класс Млекопитающие, или Звери
Отряд Приматы
Семейство Гоминиды
Род Человек
Вид Человек разумный
Слайд 6 – Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян.
Классификация
Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека.
В этой связи, прежде всего, выделим два понятия:
Гомологичные органы – органы сходные по строению, но имеющие различную форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций.
Аналогичные органы – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение.
Слайд 7 - А теперь доказательства происхождения человека от животных:
Общность в строении:
a) Сходство в скелете
b) Общий план строения систем органов
c) Признаки млекопитающих:
- внутриутробное развитие (матка)
- диафрагма
- млечные железы
- дифференциация зубов
- ушные раковины
- три слуховые косточки среднего уха
НО: у человека большая мозговая часть головы, маленькая часть челюстей, не развиты; S-образный позвоночник; чашеобразная грудная клетка и таз; толстые и длинные нижние конечности; свободная стопа; подвижные пальцы, противопоставление большого пальца; короткие руки.
Слайд 8 - Особенности строения человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и речью. Прямохождение человека имеет не только преимущества, но и недостатки.
Преимущества | Недостатки |
1. Вертикальная ориентация человека способствует широкому обзору местности, использованию рук для трудовой деятельности | 1. Открытый, плохо защищенный живот. Возможны грыжи, так как органы брюшной полости удерживаются спереди стенками живота. Основная нагрузка приходится на кости крестца и таза |
2. Подвижность верхних конечностей обеспечивает тонкие движения, а прочность нижних конечностей — способность выдерживать высокую весовую нагрузку. S-образный позвоночник и своды стопы смягчают сотрясения при движениях | 2. Позвонки находятся друг под другом, из-за чего при неловких движениях возможно их смещение и защемление нервов, отходящих от спинного мозга |
3. Узкие родовые выходы содействуют укреплению таза. | 3. Узкий таз затрудняет женщинам роды |
4. Прочные нижние конечности способны выдерживать значительную весовую нагрузку. | 4.Тяжесть тела может привести к плоскостопию при ослаблении мышц столы. |
Слайды 9-10 - Сходство в строении зародышей.
Биогенетический закон (Мюллер и Геккель): «Особь в индивидуальном развитии повторяет историю развития своего вида».
У зародыша человека закладываются жаберные щели, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, хвост, пятипузырный головной мозг.
Общие болезни человека и человекообразных обезьян, общие группы крови и резус-фактор.
Слайд 11 - У человека, как и у любого млекопитающего, присутствуют о длинной цепи предков.
Рудименты – органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения (тазовые кости кита, крылья киви, задние конечности питона).
- мелкие волоски на теле
- копчик
- аппендикс
- мелкие мышечные волокна в коже
- бугорок на ушной раковине
- третье веко
- зубы мудрости
Некоторые рудименты в случае явно выраженного развития ко времени рождения или позже могут проявляться в виде атавизмов.
Слайд 12 - Атавизмы – признаки, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции (развитие хвоста, сплошной волосяной покров у человека, появление дополнительных молочных желез).
- хвост
- густой волосяной покров
- дополнительные соски
- шейная фистула (остатки жаберной щели)
- когти на пальцах
Слайд 13 - Вывод: На основании сравнительно-анатомических, эмбриологических данных, указывающих на сходство человека с животными, можно обосновать идею родства, а, следовательно, и общности происхождения от древнего исходного предка.
Закрепление изученного материала
Слайд 14 – Ответьте на вопросы:
- Можно ли считать современных человекообразных обезьян предками человека?
- Человек – представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому является родственным рыбам, земноводным, пресмыкающимся и птицам. Так ли это?
- У кого из животных, по вашему мнению, унаследованы основные черты человеческого тела:
А) костный скелет, б) пятипалые конечности, в) легочное дыхание, дифференцированная зубная система, молочные железы, теплокровность, д) плацента, живорождение?
Слайд 15 – Попробуйте составить ряд по рисунку.
Подведение итога урока
Слайд 16 - Домашнее задание: § 3 прочитать. Повторить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину.