СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

 

Ход урока

I. Вступительная беседа

— Каково ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы романа являются современными и для нас?

(Отношение к природе, отношения отцов и детей.)

— Чему можно поучиться у главного героя?

(Сила воли, самообладание в сценах с П. П. Кирсановым, Одинцовой; добивается поставленной цели — работа превыше родительской привязанности; враг всего косного, застойного, ничего не принимает на веру, мыслит не по шаблону, стремиться разобраться во всем самостоятельно.)

— Что порицается в романе?

(Чрезмерное увлечение заграничными новинками — через образ Павла Петровича Кирсанова.)

— Какие взгляды главного героя вы бы не приняли?

(Рафаэль гроша медного не стоит; порядочный химик полезнее поэта...).

И. С. Тургенев писал «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучше из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе»

Урок 3. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе


Цели урока: проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.


Ход урока

I. Вступительная беседа

— Каково ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы романа являются современными и для нас?

(Отношение к природе, отношения отцов и детей.)

— Чему можно поучиться у главного героя?

(Сила воли, самообладание в сценах с П. П. Кирсановым, Одинцовой; добивается поставленной цели — работа превыше родительской привязанности; враг всего косного, застойного, ничего не принимает на веру, мыслит не по шаблону, стремиться разобраться во всем самостоятельно.)

— Что порицается в романе?

(Чрезмерное увлечение заграничными новинками — через образ Павла Петровича Кирсанова.)

— Какие взгляды главного героя вы бы не приняли?

(Рафаэль гроша медного не стоит; порядочный химик полезнее поэта...).

И. С. Тургенев писал «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучше из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».


II. Лекция учителя

Как же роман связан с эпохой? Роман написан в 1861 году. Время действия — 1855-1861 гг. — период, сложный для России. В 1855году закончилась Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления либеральной общественной мысли. Во время правления Александра II в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. Именно на базе этих взглядов строится теория Евгения Базарова.

В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. В статье «Базаров» Писарев верно отмечал, что роман Тургенева «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о «новых людях».

Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. Роман был начат в 1860 году на о. Уайте Франции и закончен в России в 1862 году (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.


III. Реализация индивидуального домашнего задания

Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нем людей 40-х гг., либеральных дворян. и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно сводить название романа «Отцы и дети» к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения — и «детей» в полном смысле этого слова. По жанру роман является социально-психологическим.

Проблема отцовства одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» — необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо — но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. В романе Тургенева показаны раздумья автора: кто они «новый люди», дети 60-ых гг., можно ли с ними найти общий язык и связать свое прошлое с их будущим?

«Я попытался представить конфликт двух поколений» — писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру романа.

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию романа. Композиция в романе кольцевая; Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино — Никольское— дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою Теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он человек из иной среды, и это проявляется его взглядах, словах, во взаимоотношениях его с родителями, другом, любимой женщиной. Знакомя нас в экспозиции с обстановкой и главными героями романа, автор рисует портрет Базарова. Тургенев — мастер многозначительной детали. Первое, что мы видим — это красная обнаженная рука Базарова. Перед нами человек дела человек труда, не считающий нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском быту. Это в последующем скажется во всех его поступках, привычках, речах.

Свое имя он произносит, как человек из народа «Евгений Васильевич», тогда как Николай Петрович его называет «Любезнейший Евгений Васильевич». Эти выразительные детали сразу же заставляют почувствовать, что перед нами человек, принадлежащий к миру, отличному от мира Кирсановых. Создавая портретную зарисовку, Тургенев обычно обращает внимание на выражение глаз: если у Павла Петровича они «особенно хороши», то у Базарова «большие зеленоватые глаза» «выражали самоуверенность и ум». Описание внешности этих двух героев делается по принципу контраста: франт, тщательно следивший за своим костюмом, Павел Петрович и Базаров, одетый в «длинный балахон с кистями». Все противоположно в этих людях: манера вести себя, держаться, говорить. Через небольшие реалистические детали, портрет героев автор показывает, как между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острая неприязнь с первого знакомства.

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в один из поворотных периодов его истории умещаются в рамках совсем небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции романа: писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстает не вся жизнь героя, а лишь самые важные узловые моменты его биографии. Причем особую роль играют его столкновения с идейными противниками. Поэтому больше место в романе занимают споры. Диалог — главное композиционное средство раскрытия характера Базарова, его взглядов философских и политических. Лаконизм повествования достигается благодаря тщательному отбору точных слов.

Детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе его героев. В этом проявляется характерный художественный принцип романиста. По словам Тургенева, писатель «должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления».

В любой сцене раскрывается эта «тайная психология» в романе. Когда мы впервые видим Аркадия то все, что станет очевидным потом: его духовная ограниченность, прикрытая красивой фразой, чисто внешняя приверженность базаровским взглядам — все это сказывается уже в первых репликах молодого Кирсанова.

Тургенев — мастер диалога тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние его героев. Меткое слово, найденное писателем, точная деталь позволяют ему раскрыть сложные глубоко личные, задушевные и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.

В романе социальная заостренность сочетается с глубоким лиризмом, мастерством создания человеческих характеров. Тургенев был сторонником «тайной психологии», считая, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев. Это и является художественным своеобразием романа.


IV. Комментированное чтение, беседа

Открываем первую страницу романа, читаем: «Посвящается памяти В. Г. Белинского».

— Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман именно В. Г. Белинскому? Каким образом это могло отразиться на страницах романа?

(Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского. Плебейство и демократизм критика (разночинец, сын флотского врача) послужили в какой-то мере источником качеств, похожих на Базарова.)


Задание.

1 глава. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты 1-3 гл.

(В первой главе знакомимся с Н. П. Кирсановым, который вместе со своим слугой приехал на постоялый двор встречать сына. Обращаем внимание на то, что Петр, слуга «новейшего» типа, приказания Н. П. Кирсанова выполняет снисходительно, к руке молодого барина не подходит, а издали кланяется. Во второй главе знакомимся с новым героем. Третья глава. Намечаются взаимоотношения Базарова с Павлом Петровичем).


Домашнее задание

Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать материал из текста романа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!