СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 30 ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. И. МАЗНИН «ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ» (учебник), Н. НЕКРАСОВ «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ» (хрестоматия). ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Ю. КОВАЛЬ «БАБОЧКА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для развития умения выражать свою читательскую точку зрения, воспитания бережного и чуткого отношения к природе, каждому живому существу.

Просмотр содержимого документа
«Урок 30 ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. И. МАЗНИН «ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ» (учебник), Н. НЕКРАСОВ «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ» (хрестоматия). ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Ю. КОВАЛЬ «БАБОЧКА».»

Урок 30
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ.
И. МАЗНИН «ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ» (учебник),
Н. НЕКРАСОВ «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»
(хрестоматия). Дополнительное чтение.
Ю. Коваль «Бабочка»

Цель деятельности педагога: создать условия для развития умения выражать свою читательскую точку зрения, воспитания бережного и чуткого отношения к природе, каждому живому существу.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: различают основные нравственно-этические понятия, оценивают свое и чужое отношение к природе, анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих;

метапредметные: регулятивные – принимают и удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, высказывают предположения; коммуникативные – воспринимают тексты с учетом поставленной учебной задачи, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

− Доброе утро! Выглянуло солнышко. Оно посылает вам свои тёплые лучи. Потянулись к солнышку! (Развести руки через стороны вверх, подняться на носочки.) Вы растёте, становитесь умнее, добрее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе. Пожелайте всем добра, любви.

II. Работа с новым разделом.

− Сегодня мы начинаем работу над новым разделом. Прочитайте его название. (О наших друзьях − животных.) Откройте содержание и прочитайте, какие произведения изучаются в этом разделе. Какие авторы вам уже знакомы? С каким произведением познакомимся сегодня?

III. Объявление темы урока.

− На уроке вас ждёт встреча с героями произведений И. Мазнина, Ю. Коваля и Н. Некрасова. Вы можете определить, кто герои их произведений? (Животные.) Почему вы так решили? (Изучаются в разделе «О наших друзьях – животных».)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с произведением И. Мазнина «Давайте дружить».

Учитель выразительно читает стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить», учащиеся следят по тексту.

− Понравилось ли вам стихотворение? О чём оно?

Чтение по строфам.

− Дружбы не может быть без очень важного элемента.

Работа по группам.

− Соберите из разрозненных слов фразу. (Чтобы радость миру дарить, нужно добрым и вежливым быть!)

− К чему призывает автор этого стихотворения? С кем дружит солнце? Почему автор говорит, что «солнце дружит со всеми»? Почему автор призывает всех своих читателей к тому, чтобы нас «любили и зверь, и птица»? Почему автор называет людей верными друзьями зверей и птиц? К чему призывает автор в последней строфе своего стихотворения? Какое чувство испытывает автор к своей планете? Какие строки доказывают это?

Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к стихотворению И. Мазнина. Какими строками произведения можно «подписать» данную иллюстрацию? А какую иллюстрацию можно было бы нарисовать к последней строфе стихотворения?

Чтение стихотворения учащимися: про себя; парами вслух; по строчкам; коллективное чтение вместе с учителем.

Выполнение задания 2 в учебнике.

Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради (коллективная проверка).

− Отгадайте загадку:

Вот загадка непростая,

Разгадай секрет!

Тело нитью обмотает,

И появится на свет

Чудо разноцветное,

Волшебство заветное. (Бабочка.)

− Как вам удалось отгадать такую непростую загадку?

− Посмотрите, какие бывают бабочки. (Учитель демонстрирует слайды, картинки, видеоролик, фотографии.) Понравились вам бабочки? Какая именно? Кому захотелось поймать бабочку для своей коллекции?

− Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Но давайте себе признаемся, что поймать бабочку – это значит убить её!.. Что же делать? Как сохранить красоту? (Рисовать, фотографировать.)

2. Работа над произведением Ю. Коваля «Бабочка».

Самостоятельное чтение рассказа Ю. Коваля «Бабочка».

− Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ, что вы почувствовали? Ответьте на вопросы 1, 2 в учебнике.

Хорошо читающие дети готовят информацию о редких бабочках.

Махаон − у этой бабочки остроконечные жёлтые крылья с чёрными полосками, голубыми и оранжевыми пятнышками. А на концах задних крыльев – «шпоры».

Аполлон − большая, белая, полупрозрачная бабочка, вся пронизанная светом солнца. На её крыльях – чёрные и красные кружки и точки. Аполлон летает только в солнечную погоду; летает очень медленно, не спеша, как будто специально хочет показать всем свою красоту.

Адмирал − на чёрных крыльях – красные полоски-«лампасы», как на брюках адмирала. Весной эти бабочки, как птицы, летят с юга на север.

Самостоятельная работа по рабочей тетради.

Вот ещё одна загадка:

Словно яркие цветы

Необычной красоты,

На лугу она порхает

И цветочки опыляет. (Бабочка.)

− С чем сравнивается бабочка в загадке? Вы с этим согласны? С чем вы могли бы её сравнить?

− Прочитайте загадку в учебнике на с. 48. Выполните задания к ней.

Спал цветок и вдруг проснулся.

(Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся

(руки вверх, потянуться),

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(Покружиться.)

3. Работа со стихотворением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, беседа, повторное слушание второй части, словарная работа.

− Ребята, познакомьтесь, это Маша и Витя. Они очень разные. Маша верит в сказки, а Витя не верит в них. Каждый из них по-своему прав, да только на словах, а на деле…

Раздаётся сигнал SOS из радиоприёмника.

– Маша удивилась, а Витя ей объяснил, что SOS – это международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, на каком бы языке ни говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то стряслась беда – кто-то молит о спасении.

Сигнал бедствия поступил из деревни Малые Вежи, в которой живёт одинокий добрый человек. Он любит природу и большую часть своей жизни проводит в лесу, на охоте. Деревня эта особенная. Она расположена в низине, и каждую весну её затопляет вода. Жители не ходят по улице, а плавают на лодках. Домики стоят на высоких столбах.

Маша и Витя, мальчики и девочки, слушайте внимательно. Я начинаю читать.

Учитель читает первую часть отрывка из стихотворения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

− Какой сигнал бедствия поступил из леса? Кто на него откликнулся? Прочитайте название произведения. Кто его автор?

4. Рассказ о писателе.

– Детство и юность Н. А. Некрасова прошли на Волге: он родился в селе Грешнево Ярославской губернии, свои первые стихи написал, когда ему исполнилось семь лет. Мальчиком будущий поэт дружил с деревенскими ребятами, катался с горок, играл в снежки, любил бродить по лесу:

Мне лепетал любимый лес:

Верь, нет милей родных небес!

Нигде не дышится вольней

Родных лугов, родных полей.

Эту любовь к крестьянской жизни Н. А. Некрасов сохранил на всю жизнь и отразил ее в своей поэзии. В ней живет все богатство русского языка, его напевность и выразительность. Многие стихи Н. А. Некрасова стали народными песнями, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов...». Немало стихов поэта посвящено детям – это, к примеру, «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы». обычно в хрестоматии входит и всеми любимое «Однажды в студеную зимнюю пору...». Поэзию Н. А. Некрасова называют гражданской, в ней выражена боль за страдания народа, преклонение перед его талантами, уверенность в счастливом будущем. Он писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Учитель читает стихотворение до конца.

− Понравилось вам стихотворение? Что больше всего тронуло? Рассмотрите иллюстрации к данному стихотворению. Расскажите, что на них изображено. Что такое половодье? Как вы понимаете это слово? (Предположения детей.)

− Витя знает определение. Послушайте.

Половодье – это весенний разлив реки.

− Некрасову очень нравилось бывать у дедушки Мазая в деревне, отдохнуть, поохотиться.

5. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

− За что дед Мазай осуждал односельчан? (Они дичь ловят сетями, давят силками, а весной ловят и топят зайцев.) Почему дед Мазай спасал зайцев? (Не ради забавы, ему было жалко их.)

− Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев?

Запись слов и выражений на доске: «их жалко до слёз…», «бедные зверьки», «команда косая», «зайчики», «зайчишко», «горемыка», «зверишки».

6. Моделирование обложки, итоговая беседа.

– Маша и Витя хотят научиться моделировать обложку книги. Что я вам читала? Правильно, это стихотворение. Нарисуйте на листочке треугольник.

Дети работают на листочках: рисуют «заместитель».

− Как вы думаете, это стихотворение о Мазае, о природе или о зайцах? О ком это стихотворение?

Вывод: стихотворение о зайцах. Закрасим «заместитель» коричневым цветом.

− Назовите автора этого стихотворения о животных. «Напечатайте» вверху листа. Прочитайте заголовок стихотворения Николая Некрасова.

7. Работа с готовой моделью.

− Покажите фамилию автора. Прочитайте. Что вы прочитали? (Фамилию автора.) Прочитайте заголовок. (Дети указывают на заголовок и «читают»: «Дедушка Мазай и зайцы».)

− Что вы узнали о жизни животных весной? (Во время половодья многие животные гибнут, поэтому нуждаются в помощи человека.) Какое отношение к животным пробуждает автор? (Доброе, заботливое отношение, как у деда Мазая. Животных надо не только любить, но и помогать им в беде, как это делал дед Мазай.)

− Как вы думаете, это реальный случай из жизни или сказочное описание? Почему вы так решили?

Учитель зачитывает начало стихотворения.

− Как относится поэт к главному герою?

Для самостоятельной работы: нарисовать иллюстрацию, выучить наизусть последнюю строфу стихотворения И. Мазнина.

V. Итог урока.

− С творчеством каких писателей и поэтов вы сегодня познакомились? Какое произведение произвело на вас наибольшее впечатление? Как вы оцениваете свою работу? Какое задание было для вас самым интересным?

Слайд: …Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

− Прочитайте самостоятельно. Как вы понимаете эти строки? О каких зверях внутри себя говорит поэт? (Жадность, злость, предательство, лень, зависть и т. д.) К чему призывает автор этого стихотворения? (Беречь и любить природу.) Прочитайте стихотворение выразительно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!