СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 31. РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. С. БАРУЗДИН «ЧЕЛОВЕКИ» (хрестоматия), В. ОСЕЕВА «КТО ХОЗЯИН?», «НА КАТКЕ» (учебник).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представления о жанре «рассказ», для развития умения слушать и слышать литературные произведения (рассказы) о сверстниках, высказывать свое отношение к поступкам героев.

Просмотр содержимого документа
«Урок 31. РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. С. БАРУЗДИН «ЧЕЛОВЕКИ» (хрестоматия), В. ОСЕЕВА «КТО ХОЗЯИН?», «НА КАТКЕ» (учебник).»

Урок 31
РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ.
С. БАРУЗДИН «ЧЕЛОВЕКИ» (
хрестоматия),
В. ОСЕЕВА «КТО Хозяин?», «на катке»
(учебник)

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представления о жанре «рассказ», для развития умения слушать и слышать литературные произведения (рассказы) о сверстниках, высказывать свое отношение к поступкам героев.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: соотносят поступок с моральной нормой, оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и т. п.); воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

метапредметные: регулятивные – анализируют собственную работу, оценивают результаты деятельности; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, применяют модели для получения информации; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют план текста: делят на смысловые части, озаглавливают каждую; пересказывают по плану;

предметные: научатся читать вслух (или про себя) рассказы и отвечать на вопросы по содержанию, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения), работать с несложными таблицами; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения, находить в тексте информацию о героях произведений.

Сценарий урока

I. Психологический настрой.

Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

Из глубокого колодца

(руки поставить в форме буквы «О»)

Солнце медленно встаёт.

(Руки поднимают над головой.)

Свет его на нас прольётся

(руки вытянуты перед собой ладошками вверх),

Луч его нам улыбнётся

(руки параллельно опущены вниз),

Новый день оно начнёт

(руки широко развести).

− С наступлением нового дня! Пусть он будет радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

II. Работа по теме урока.

– Тема урока – произведения о детях. Искусство жить – «предмет» один из самых сложных. Готовых рецептов на все случаи жизни никто не найдёт. Сегодня вы прочитаете рассказы уже хорошо вам знакомой писательницы, а также познакомитесь с Саней-Ваней, героями рассказа «Человеки» С. Баруздина. Вместе подумаем, с кого стоит брать пример, а какие поступки ребят считаются неправильными, посоветуемся и найдём верное решение. Давайте учиться жить!

1. Слушание рассказа С. Баруздина «Человеки». Беседа после чтения.

− Поделитесь впечатлениями. Что вам особенно понравилось? Назовите действующих лиц. Какими были мальчики?

2. Моделирование обложки.

− Что я вам читала? Правильно, это рассказ. Как обозначите на модели? Нарисуйте. О ком этот рассказ? (О детях.) Каким цветом раскрасите прямоугольник? (Жёлтым.)

3. Знакомство с биографией.

− Написал этот рассказ известный писатель Сергей Алексеевич Баруздин (1926−1991).

Сергей Алексеевич Баруздин с десятилетнего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских газетах и журналах. Первые две книжки для детей вышли в свет в 1950–1951 гг., когда автору было 24–25 лет: сборник стихотворений «Кто построил этот дом» и сборник рассказов «Про Светлану». С тех пор автором было написано около ста книг для детей и взрослых.

Участник Великой Отечественной войны, С. Баруздин писал о воинском подвиге в годы войны. Этой теме посвящено много повестей и романов, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Когда началась война, Сергею Баруздину было всего четырнадцать лет – на фронт его не взяли. Но бороться за победу можно не только на фронте. Он оставил школу, пошел подсобным рабочим в одну из московских типографий. А после работы, как многие его ровесники, дежурил на крыше, обезвреживая вражеские зажигалки (бомбы, которые вызывали пожары), копал траншеи.

В семнадцать его все-таки взяли на фронт – рядовым артиллерийской разведки. К медали «За оборону Москвы» прибавились новые боевые награды. Он брал Берлин, освобождал Прагу. В восемнадцать лет вернулся домой бывалым воином. А вот экзамены за курс средней школы пришлось ему сдавать не в семнадцать, как это обычно бывает, а в двадцать семь лет, и виной тому – война.

− Что вы узнали о жизни С. Баруздина? Что вас удивило? Кто запомнил, сколько книг написал С. Баруздин? (Около ста.)

− Как называется произведение, которое вы слушаете сегодня? Запишите на модели обложки.

4. Работа с готовой моделью.

− Кто автор? Что вы слушали? Прочитайте заголовок. Объясните название рассказа. Почему человеков все называли Сани-Вани? Какими вы их представляете? Как автор к ним относится?

− В хрестоматии есть другие рассказы про Саню-Ваню. Прочитайте их дома самостоятельно.

5. Повторное слушание.

Учитель читает произведение, а дети помогают ему, проговаривая запомнившиеся слова, предложения.

– Как начинается и как заканчивается рассказ? Расскажите.

6. Работа в рабочей тетради.

Упражнение в чтении, выполнение заданий.

Чтение отрывков, эпизодов из прослушанного произведения вслух индивидуально, группой, всем классом.

− Рассмотрите иллюстрацию. Почему художник изобразил братьев в обнимку? (Братья живут дружно, вместе играют, вместе помогают родителям.) Сани-Вани своим примером учат вас жить дружно, ведь дружба помогает справиться с любым делом.

Учитель читает стихотворение.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

− Чему научил вас рассказ С. Баруздина «Человеки»?

7. Работа с рассказом В. Осеевой «Кто хозяин?».

− Посмотрите на портрет. Кто эта писательница? (В. Осеева.) Что вы о ней знаете? Какие рассказы В. Осеевой вы читали? Кто главные герои её рассказов? (Дети.) Чем вам нравятся рассказы В. Осеевой?

Чтение учащимися рассказа по частям.

− Поделитесь впечатлениями от прочитанного.

Выполнение заданий в учебнике, самостоятельная работа в тетради (выполнение заданий 1, 2).

Коллективная проверка выполнения заданий.

Упражнение в чтении пословиц в рабочей тетради, объяснение их смысла.

− Дружить можно не только друг с другом, но и с животными.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для нас всех таящее.

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.

− Самая главная дружба начинается в семье. Семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Именно родители объясняют первые уроки жизни: что такое хорошо, а что плохо, что такое добро и зло, чем опасно равнодушие.

8. Инсценирование рассказа Л. Яхнина «Силачи».

Ведущий. Идут два приятеля и хвастаются.

Силач 1. Я такой сильный, что одной рукой грузовик подниму!

Силач 2. Подумаешь, грузовик! Я дом могу поднять!

Силач 1. Я могу электровоз поднять! Правда, двумя руками.

Силач 2. Ну если двумя, так я целый поезд в сто вагонов подниму.

Силач 1. А я слона подниму да еще десять раз подкину!

Силач 2. Что слон! Я гору подниму! Одной левой.

Ведущий. Вот какие силачи! Да только проверить трудно. Правда, шла рядом с ребятами старушка с тяжелой сумкой. Но разве это тяжесть для наших силачей? Они и смотреть-то на нее не стали.

− Что вы скажете об этих «силачах»?

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

9. Самостоятельная работа с рассказом В. Осеевой «На катке».

Чтение, выполнение заданий в тетради (дифференцированная работа).

– Какое настроение вы испытывали, читая произведение?

− Назовите героев рассказа. Каким вы представили себе мальчика? Правильно ли он поступил? Почему он не помог девочке? Какие слова помогают понять, что мальчик ни секунды не раздумывал?

− Расскажите о девочке. Почему она улыбнулась? Почему девочка больше ничего не сказала? О чём она думала? Какие чувства родились в её душе?

− Как надо читать слова автора? Выразительно или нейтрально?

Чтение по ролям.

− Как бы вы поступили в подобном случае? О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ?

− Определите главную мысль рассказа. (Хорошие дела можно делать каждую минуту, не важно, кому делать добро и когда.) Попробуйте объяснить, почему рассказ называется «На катке».

Коллективная проверка выполнения заданий в тетради.

Чтение пословицы и объяснение ее смысла.

III. Итог урока.

− На уроке мы говорили о человеческих качествах, о дружбе, хорошем отношении между людьми и между людьми и животными. Какие произведения помогли нам разобраться в трудных вопросах, которые были заданы в начале урока?

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

− Спасибо писателям, которые своими произведениями учат нас уму-разуму.

Викторина «Послушай и назови».

Учитель читает отрывок из знакомых произведений о детях, а учащиеся называют произведение (фамилия автора, заголовок).

…Был на квартиру налёт? Нет.

К нам заходил бегемот? Нет…

(Э. Успенский «Всё в порядке».)

…Пять деревьев, пять ребят −

Я напрасно вышел в сад...

(А. Барто «Я – лишний».)

...Несёт, несёт маменька

Жареной говядинки,

А бабушка – кренделёк,

А тётушка – киселёк

И леденчиков кулёк:

– На досуге, птенчик,

Пососи леденчик!..

(Е. Благинина «Тюлюлюй».)

Повторение произведений о детях и для детей. Работа с таблицей.

Фамилия автора

Заголовок

Жанр

О детях или для детей

Пляцковский

«Добрая лошадь»

Сказка

Для детей

Баруздин

«Человеки»



Осеева




Пермяк




Для самостоятельной работы: найти в библиотеке книги о детях, рассмотреть, прочитать понравившуюся книгу и принести в класс.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!