УРОК 35
Тема: И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова,
смысл его жизни и смерти.
Цель:
показать учащимся диалектику характера Обломова, смысл его жизни и смерти; сложность авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность главы «Сон Обломова»; актуализировать навыки выявления авторской позиции в романе; выявить связь проблематики романа с важнейшими вопросами российской действительности середины XIX в.; формировать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.
Оборудование:
раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся дают читательскую оценку герою на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; выполняют исследовательскую работу в группах; принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Как гоголевская традиция отразилась в романе «Обломов»?
• Наше первое представление о герое романа уже сложилось. Каково же это впечатление?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».
Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. «Наше имя — легион!» — так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же время он разительно не похож на других.
Как случилось, что человек, которого волнуют вопросы чести и справедливости, чуткий и умный, становится таким? Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Главная тема романа — судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».
В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная обломовщина?
Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех персонажей.
Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей характеристике характеров.
2. Аналитическая работа в группах:
диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти
(с последующей презентацией результатов аналитической работы представителями групп)
Задание для групп и предполагаемые ответы
1-я группа. «Один день из жизни Обломова»
• Проанализируйте начало романа «Обломов».
Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова?
Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Как оценивает Обломов каждого из посетителей?
Предполагаемый ответ
Лицо Обломова вызывает у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица. Герой полулежит на диване в расслабленной позе. Он облачён в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В XIX в. эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчины аристократического общества спали с покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале XX в., мужчины, как и женщины, надевали ночные сорочки. Причём имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, украшенными ручным шитьём.
Обстановка комнаты героя.
Гончаров со свойственным ему искусством живописует кабинет: «Комната, где лежал Обломов, с первого взгляда казалась прекрасно убранной…». Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: «На нём был халат…». Халат. Эту деталь Гончаров затем последовательно использует. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и в вечернее время. Обычно имелись в наличии стёганые атласные халаты, которые одевали поверх одежды, и шёлковые халаты, одеваемые поверх ночной сорочки. Автор намеренно остановился на подробном описании халата Обломова, потому что через милые хозяину вещи мы узнаём о его пристрастиях. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шёлковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.
Парад гостей во 2-й главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга — они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. По-гоголевски характеристики гостей одноплановы. Каждый из них — напоминание о трёх этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Высказывания Обломова о гостях — последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. «Человека, человека дайте мне! — говорил Обломов,— любите его…» Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие серьёзных интересов, за страстное стремление к стяжательству и карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью и т. п.
2-я группа. «Сон Обломова: его место и значение в романе»
• Проанализируйте «Сон Обломова» (часть I, гл. IX).
Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом.
Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её!»
Предполагаемый ответ
«Сон Обломова» — глава, помогающая понять сущность личности Обломова.
Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я… такой?..», перенесёмся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.
Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, «там ближе к земле», и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы и когти дикого зверя, а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем». «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом «благословенном Богом уголке».
Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Всё в Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим видом этой скромной и незатейливой местности». Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит её жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть — вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.
3-я группа. Обломов и Штольц
• Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц.
Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?
Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь?
Предполагаемый ответ
Обломов и Штольц — главные герои романа И. А. Гончарова «Обломов».
Они — люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но, читая роман, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность.
Что же делает их разными? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим их физическое и духовное развитие с самого детства, так как в детстве закладываются основы их характеров.
Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению — немец. Мать — русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда мальчик подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время и обучал его наукам, немецкому языку. Позже Штольц-отец стал отправлять сына в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.
Родители Обломова дворяне. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. Главным в их жизни была еда. Ей посвящали много времени. Они всей семьёй решали, «какие блюда будут в обед или ужин». После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили дни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую, что «Илья прошёл все науки и искусства». Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу: боялись, как бы он не ушибся, не заболел. Итак, Обломов вырос не образованным, но добрым.
Взгляды на жизнь.
Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Для Обломова — бременем. Он был барин, а значит, трудиться не должен. Он ленится встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались. О характере героев говорит и их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь на диване, ничего не делает, ничем не интересуется (он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке», даже страницы этой книги пожелтели). Штольц же ведёт деятельную жизнь. С того момента, как он ушёл из дома, он живёт своим трудом. Благодаря труду, силе воли, терпению он стал богатым и известным широкому кругу людей.
Идеал счастья Обломова — полный покой и хорошая еда. Идеал счастья Штольца — жизнь в труде.
3. Составление таблиц (коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)
Сон Обломова: его место и значение в романе
Таблица Сон Обломова: его место и значение в романе |
Характер атмосферы в Обломовке | •Любовь и умиротворение |
Влияние на формирование сознания героя | •Легенды и сказки, былины и притчи |
Качества, сформированные у героя | •Поэтическая мечтательность, чувство внутренней свободы |
Отторжение чуждого нравственным идеалам Ильи Ильича | •Служба, лишённая человеческого взаимопонимания; •друзья, мечтающие только о карьере; •женщины, не способные любить |
«Всё это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку» |
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
Таблица Сравнительная характеристика Обломова и Штольца |
Критерий | Обломов | Штольц |
Социальное положение | Барин | Представитель нового класса буржуазии |
Отличительные черты | Паралич воли и беспробудная лень | Непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии |
Чем живёт | Воображением | Практическим делом, опытом, фактами |
Жизненные идеалы | Безмятежный покой | Культ труда и предприимчивости |
Жизненная позиция | Апатичен к происходящему, всякую деятельность воспринимает не иначе как суету | Всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается |
Штольц — друг Обломова с детства. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не привели, и жизненные пути двух героев расходятся. Штольца является как бы фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют «хрустальной», чистой душой |
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• Какие художественные средства использует И. А. Гончаров при обрисовке характера своего героя?
• Каковы отличительные особенности Обломова? Как сформировался характер героя?
• Как Гончаров относится к своему герою? Что преобладает в изображении героя — сочувствие или ирония?
• Каким эпизодом завершается «Сон Обломова»? В чём смысл финальной истории из обломовского детства и авторского комментария к ней?
• Что связывает Обломова и Штольца, каковы их взаимоотношения? Какие факты биографии доказывают, что образ Штольца задуман как воплощение идеала гармоничной личности?
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Кто необходим будущей России — деятельный Штольц или созерцательный добряк-ленивец Обломов?» (по желанию учащихся).
2. Подобрать текстовый материал для характеристики образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016.