СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 36. «А может быть, это и есть настоящая жизнь» (Александр Грин «Алые паруса»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок 36. «А может быть, это и есть настоящая жизнь» (Александр Грин «Алые паруса»)

Просмотр содержимого документа
«Урок 36. «А может быть, это и есть настоящая жизнь» (Александр Грин «Алые паруса»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 36. «А может быть, это и есть настоящая жизнь» (Александр Грин «Алые паруса»)

Раздел 2. «Я и Я»

Рабочее название урока: Почему повесть называется «Алые паруса?»


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Изучаем структуру повести Александра Грина и обосновываем её название эпизодами из текста.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.



Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.








2. Анализ текста.






























































































3. Работа с текстом после чтения.


– Повесть называется «Алые паруса». В центре её – мечта Ассоль и любовь Ассоль и Грэя. Как А. Грин постепенно подготавливает нас к мысли, что судьба Ассоль неразрывно будет связана с капитаном корабля с алыми парусами? Какое настроение создают репродукции картин европейских художников, изображающих море и парусные суда (с. 32, 40, 42, 50)?

Формулируем тему урока:

«Почему повесть называется «Алые паруса»?

– Ищем и отмечаем фрагменты в тексте, связанные с алыми парусами.


Информация для учителя.

Повесть построена на основных (опорных) эпизодах, связанных с мечтой Ассоль: маленькая Ассоль любуется игрушечной лодкой с алыми парусами, и всё вокруг озаряется алым и розовым светом («…паруса тотчас сверкнули алым отражением в прозрачной воде; свет, пронизывая материю, лёг дрожащим розовым излучением на белых камнях дна»), сама же Ассоль беседует с воображаемым капитаном; Эгль предсказывает девочке её судьбу («Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе… ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. “Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет всё, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали”».); Ассоль, придя на обрыв, видит разгорающийся рассвет («За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света, белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На чёрной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану, к ногам Ассоль, алую рябь»); сидя на обрыве, Ассоль видит призрачный корабль с алыми парусами («Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он плыл, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл к Ассоль. Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; уже встав, девушка прижала руки к груди, как чудная игра света перешла в зыбь; взошло солнце, и яркая полнота утра сдёрнула покровы с всего, что ещё нежилось, потягивалось на сонной земле); Грэй приплывает к Ассоль на настоящем корабле («…вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами… “Секрет” в это время огибал небольшой мыс, держась к берегу углом левого борта; негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнём алого шёлка…»).


– Написать, какие цвета и в связи с чем использует Грин в «Алых парусах». (Индивидуальная работа в тетради.)


Информация для учителя.

Необходимо обратить внимание учащихся на богатую гамму цветов: розовый, алый, пунцовый, багровый. Всё словно освещается трепещущими отблесками алого шёлка: и вода, и небо, и лицо Ассоль, и травы на обрыве. Здесь стоит вспомнить, что розовый цвет всегда сочетался со словами «мечта», «мечтать»: «розовые мечты», «смотреть на мир сквозь розовые очки» и пр. Вот такой розово-ало-пунцовой мечтой о счастье проникнута вся повесть Грина. И у него эта мечта становится реальностью, сбывается.


– У А. Грина сказано: «Так, – случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать, – Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности». Итак, случайность или неизбежность? (Работа в парах, один доказывает, что случайность, другой – что закономерность.)


Информация для учителя.

При ответе на этот вопрос очень важно подчеркнуть, что для Грина встреча его героев была закономерна и неизбежна. Дело в том, что внутреннее «я» Ассоль было открыто и понятно только Грэю. И Грэя могла до конца понять только Ассоль. Недаром герои перед своей первой «встречей» испытывают одинаковые предчувствия: «глухо затосковал» Грэй, не находит ночью себе покоя Ассоль. Их обоих тянет к себе простор: Грэю не сидится на корабле, ночью он уплывает на лодке; Ассоль, проснувшись ночью, убегает из дома. Им обоим открывается великолепная картина раннего блистающего утра. И решение Грэя связать себя с Ассоль, когда он ей, спящей, надевает на палец кольцо, воспринимается как абсолютно естественное внешнее выражение тех связей, которые давно уже образовались между двумя душами незнакомых людей.


– Можно ли сказать, что Ассоль и Грэй «умеют любить»? В чём это выражается? (Возвращаемся к прошлому уроку, где мы говорили про «внутреннее я» и находим общее в судьбах персонажей. Выводим составляющие определения «любить» в виде блок-схемы.

(Индивидуальная работа.)


Информация для учителя.

Грэй уверен, что он и Ассоль рождены друг для друга. Для этого он готов совершить ожидаемое Ассоль чудо: «Когда для человека главное – получить дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя»; «Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками»; «Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь».

Грэй совершил то, что хотел; то, чего хотела Ассоль; Ассоль дождалась своего счастья. Этим Грин доказывает истинность и глубину чувств своих героев.


– Чему научил Грэй жителей Каперны? Чему учит Александр Грин своей повестью? (Мини-эссе, индивидуальная работа.)


Информация для учителя.

Грэй говорит: «вы… слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни; они кричат, но вы не услышите. Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном-несбыточном, и что, по существу, так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка. Скоро вы увидите девушку, которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом, какой развиваю я на ваших глазах». Грэй учит окружающих, что представления их о реальном и «прекрасном-несбыточном» ложны. Прекрасное, чудесное, то, что обывателям кажется сказкой, «розовой мечтой», так же реально, как их повседневная жизнь. Надо только захотеть сотворить чудо для любимого человека, считает А. Грин, и чудо войдёт в нашу жизнь. Любовь, вера в прекрасное, мечта о счастье, чудо, сотворённое мужчиной для женщины, которая сама по себе является чудом, – это и есть истинная жизнь, к ней рвалось сердце писателя в те далёкие тревожные годы.

Формулируем ответ на главный вопрос урока.


III. Итог урока.

Повесть называется «Алые паруса». В центре её – мечта Ассоль и любовь Ассоль и Грэя. Как А. Грин постепенно подготавливает нас к мысли, что судьба Ассоль неразрывно будет связана с капитаном?



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся выполняют задание III (1, 2, с. 33) в «Тетради по литературе» и объясняют смысл названия повести.


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!