СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 4. Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель; совершенствовать навыки анализа текста.

Оборудование урока: портрет В.Г. Распутина

Методические приёмы: аналитическая беседа.

 

Ход урока

 

I. Слово преподавателя

Валентин Григорьевич Распутин (1937) — один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Тема катастрофичности разрыва человека со своими корнями — в повести 1976 года «Прощание с Матерой». В повести «Пожар» (1985) Распутин выявляет причину вопиющего безразличия людей-«архаровцев», у которых в душе нет чувства привязанности к родной земле, а значит, и ответственности за то, что на ней происходит.

Проблема ответственности, проблема человечности и в повести 1970 года «Последний срок».

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок»»

Урок 4. Нравственное величие русской женщины

в повести В.П. Распутина «Последний срок»


Цели урока: дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель; совершенствовать навыки анализа текста.

Оборудование урока: портрет В.Г. Распутина

Методические приёмы: аналитическая беседа.


Ход урока


I. Слово преподавателя

Валентин Григорьевич Распутин (1937) — один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Тема катастрофичности разрыва человека со своими корнями — в повести 1976 года «Прощание с Матерой». В повести «Пожар» (1985) Распутин выявляет причину вопиющего безразличия людей-«архаровцев», у которых в душе нет чувства привязанности к родной земле, а значит, и ответственности за то, что на ней происходит.

Проблема ответственности, проблема человечности и в повести 1970 года «Последний срок».


II. Аналитическая беседа

— Как организовано повествование в этом произведении?

— Почему автор рассказывает о детях Анны, их жизни и проблемах отстраненно?

— В чем видит автор корни душевной черствости, душевной скудости? Как автор объясняет причины этого в повести?

— Какой образ противостоит образам бесчувственных детей Анны?

— Что за человек Анна? Как она относится к жизни? Какое значение имеет этот образ?

— Как автор показывает ее внутренний мир?

Распутин рассказывал: «Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого». Назовите такие образы из произведений Распутина. Можно ли утверждать, что образ Анны для Распутина является воплощением нравственного идеала?

Критик И. Дедков считает, что «главный смысл повествования заключен все-таки в самой Анне, в ее расставании с миром, в этой умудренной и страдающей душе старой русской крестьянки, замершей на самом краю зияния и не ведающей перед тем зиянием страха». Согласны ли вы с тем, что главный смысл повествования заключен в образе Анны? Какие еще «смыслы» вы видите в повести? Каковы, по-вашему, литературные корни образа Анны?

Критик А. Бочаров пишет: «За что же так трогательно и любовно поэтизируется нравственная неподвижность Анны, отсутствие у нее потребности самостоятельно принимать жизненные решения?» Какие основания были у критика для такой постановки вопроса? Согласны ли вы с тем, что Анне присуща «нравственная неподвижность»? Обоснуйте свое мнение.

Критик И. Дедков считает, что в «Последнем сроке» «выразилось убеждение, что нравственный урок, содержащийся в судьбе старухи Анны, нельзя забывать, отстранять, нельзя игнорировать, как нечто уходящее, отсталое, несущественное. Такое устранение с дороги, из круга мыслей и памяти было бы, наверное, кощунственным, потому что без таких судеб народная судьба непредставима».

— Какие черты Анны вам кажутся особенно привлекательными, ценными, необходимыми и в наше время?

— В чем вы видите нравственный урок повести?


III. Заключительное слово преподавателя

Роль писателя, считает Распутин, в том, чтобы «не молчать в тряпочку», а ставить вопросы и пытаться привлечь к ним внимание народа: «Что с нами, дорогие односельчане? Куда мы правим? Куда мы этаким образом придем?! На то он и совесть народная».


IV. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!