Урок 4. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»
Цель урока: раскрыть роль второстепенных героев.
Оборудование: индивидуальные карточки, видеофильм «Несколько дней из жизни Обломова».
Ход урока
I. Проверка знания текста
II. Работа в группах по образам героев и индивидуальным заданиям
Заканчивая I часть романа, автор ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»? И всем последующим описанием ведет читателя к ответу.
Задания.
1 ряд: Рассказать и проанализировать историю жизни И. И. Обломова по следующему плану:
а) образ главного героя: основные черты характера, формирование характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке образа главного героя;
б) жизненные идеалы героя;
в) отношение автора к герою;
г) Захар и Обломов;
д) обломовские черты в Захаре.
— Почему обломовская лесть не производит на нас впечатления пошлости?
— Каковы основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера Обломова?
— Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?
— Можем ли мы сказать, что Обломов — характер типический. Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам — легион»?
— Как же нам понять сочетания в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить; с третьей стороны, «мне давно совестно жить на свете»? Выделить привлекательные черты характера героя, его слабости, символы.
(Привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта... Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни... Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли).
2 ряд: Рассказать и проанализировать материал об Андрее Штольце по следующему плану:
а) характеристика Штольца;
б) деятельность Штольца, его идейная позиция;
в) отношение автора к Штольцу;
г) выявить — Штольц — антипод Обломова или его двойник;
д) выделить привлекательные черты и слабости этого героя.
— В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?
— Почему Гончаров и критики считали, что образ А. Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?
— А. П. Чехов (1889 г.) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная...» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова.
(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперек). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения. В нем нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни — стремление к личной независимости, это буржуазный делец. К обломовщине относится снисходительно, считая ее временной болезнью общества).
Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу:
| Обломов | Штольц |
Образ жизни | | |
Отношение к семье и родителям | | |
Отношение к образованию | | |
Поведение в обществе и на службе | | |
Восприятие любви | | |
После этого учащиеся должны обобщить данные и сделать выводы.
Примерный ответ-вывод учащихся:
Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.
3 ряд: Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы:
— Каков характер и идеалы Ольги?
— Почему Ольга полюбила Обломова?
— Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?
Расскажите историю любви Ольги и Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа:
Зарождение любви | Неоправдавшиеся надежды |
| |
— Роман согрет двумя историями любви. Равная ли это любовь— любовь Агафьи Матвеевны и любовь Ольги?
— Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?
(Привлекательные черты Ольги: неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками (добродушная насмешка над ленью, пение, чтение, беседа по прочитанному, прогулки). Деятельная, страстная натура, много сделала чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремится приносить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.)
III. Беседа
— Какова функция II-III ч. романа?
(Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но и в это время в нем идет борьба, которой он не выдержит.)
— О чем идет речь в IV ч. романа?
(Описание «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается еще больше, погружается в спячку, а затем гибнет физически. Как жил он незаметно, так и умер. «...Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».)
IV. Просмотр фрагментов видеофильма и сравнение с эпилогом романа
— В чем вы видите историко-философский смысл романа?
V. Домашнее задание
См. предварительную часть урока 2.