СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 4. Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы/

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы.»

Урок 4 Русский язык 10 класс

Тема. Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы

Цели: повторить, обобщить и углубить знания об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах; наблюдать за их употреблени­ем в тексте; повышать культуру речи учащихся; углублять знание лексической сочетаемости.

Ход урока

          1. Проверка домашнего задания

Домашние упражнения проверяются устно, а карточки с при­мерами тропов сдаются на проверку учителю.

          1. Работа по теме урока

1. Слово учителя.

На прошлых уроках мы с вами повторили то, что знаем о сло­ве. Мы вспомнили, какими признаками оно обладает, обобщи­ли знания о значениях слов и о том, как многозначность слова может «работать» при создании художественного текста. Но это далеко не все, что изучает лексика. Дело в том, что слова, состав­ляющие лексикон, не рассыпаны в беспорядке. Лексика русского языка — это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы обобщим наши знания о системных отношениях в лексике.

(На доске записаны пары слов. Учащиеся должны определить, как соотносятся между собой звучание слов и их значение.

Радостный - грустный.

Смелый - храбрый.

Адресат - адресант.

Ключ (от двери) - ключ (родник).

Учащиеся анализируют записанные на доске пары слов. В ходе беседы выясняется, что в первой паре слов (радостный — грустный) звучание слов разное, а значение — противоположное. Во второй паре (смелый — храбрый) слова различаются по звуча­нию, но близки по значению: смелый — не поддающийся чувству страха, отважный, а храбрый — отличающийся храбростью, от­важный. В третьей паре слова схожи (но неодинаковы) по звуча­нию и различается по значению: адресат — это тот, кто отправляет письмо, а адресант — тот, кто его получает.

Наконец, в четвертой паре слова не отличаются друг от друга по звучанию, но имеют разное лексическое значение (на это ука­зывают записанные в скобках пояснения).

В результате анализа четырех пар слов учащиеся делают вывод, что для лексики русского языка характерны четыре типа систем­ных отношений: антонимы, синонимы, паронимы и омонимы.

В заключение работы над заданием учащиеся формулируют определение каждого типа системных отношений в лексике:

            1. слова с противоположным значением и неодинаковым зву­чанием называются антонимами;

            2. слова с неодинаковым звучанием при близком смысле на­зываются синонимами;

            3. слова с одинаковым звучанием при разных значениях на­зываются омонимами;

            4. слова с близким звучанием, но разным значением называ­ются паронимами.)

2. Упражнение на закрепление темы урока.

— Определите, что представляет собой каждая пара слов: омо­нимы, паронимы, синонимы или антонимы. Распределите пары слов в таблице 3.

Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искус­ный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, тру­долюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный ин­струмент) - горн (в кузнице).

Таблица 3


Омонимы

Паронимы

Синонимы

Антонимы

Запустить(ракету) ­

— запу­стить (учебу),

(крепкий) брак – брак (в работе),

край (обрыва) -

край (область),

горн (музыкаль­ный инстру­мент) — горн

(в кузнице)

Искусный — ис­кусственный,

усвоить — осво­ить,

невежа — не­вежда,

глиняный —

глинистый

Искусный —

умелый,

доктор — врач,

горячий - жар­кий,

дефект — недо­статок,

ненастный -пасмурный

Мягкий — жест­кий,

трудолюбие —

лень,

взрослый — дет­ский,

радость — грусть



Типы системных отношений в лексике



Чтобы понять системные отношения в лексике, вам нужно знать не только то, какими они бывают, но и то, как они работают в тексте.


3. Вопросы и задания по теме «Омонимы».

  • Какие виды омонимов вы знаете? Дайте определение каж­дого из них.

  • Определите, на основе каких видов омонимов создается каждый из приведенных ниже текстов.

А) Много разных есть ключей:

Ключ - родник между камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

(Полные омонимы.)

Б) Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду кринку.

Вдруг на мишку - вот напасть! -

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть.

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

(«Крынку» и «кринку» — омофоны, «напасть» и «напасть» — омо­формы, «осиной» и «осиной» — омоформы, «впасть» и «в пасть» — омофоны, «попало» и «попало» — омоформы.)

  • Выполните упражнение 10 (с. 16).

  • К каким словарям нужно обращаться, если вы не знаете точного значения слов-омонимов? (К словарям омонимов или толковым словарям.)

    1. Вопросы и задания по теме «Паронимы».

  • Какие слова обычно вступают в паронимические отно­шения? (Родственные слова, принадлежащие к одной части речи.)

  • Что нужно знать, чтобы избегать ошибок в употреблении паронимов? (Лексическое значение слов-паронимов, их смыс­ловое различие.)

  • К каким словарям нужно обращаться, если затрудняетесь в правильном выборе слова? словарям паронимов или тол­ковым словарям.)

  • Объясните разницу в лексическом значении паронимов. Для этого можно составить с паронимами словосочетания, подобрать к ним синонимы или антонимы.

  • Например: буд­ний — обычный, будний день, антоним к слову «выходной». Будничный — будничная одежда.

Жалостный - жалостливый.

Ответный - ответственный.

Тактичный тактический.

Фактичный - фактический.

Воспитательный - воспитательский.

Длинный - длительный.

Запасный - запасливый.

Злой - злостный.

Нестерпимый - нетерпимый.

Освоить - усвоить.

Описка - отписка.


  1. Вопросы и задания по теме «Синонимы».

  • Какие виды синонимов вам известны? Дайте определение каждого из них. (Идеографические и стилистические.)

  • Выполните упражнение 19 (с. 19).

С помощью Толкового словаря русского языка С.И. Оже­гова определите различие между словами синонимического ряда, установите, каждому ли синониму соответствует ан­тоним.

Горячий - жгучий - знойный - палящий - раскаленный.

Известие - извещение - весть - новость - сообщение.

Наружность - вид - внешность - облик - портрет.

Бедствие - несчастье - беда - катастрофа - злоключение.

Эпоха - период - время - век - пора.

Старый - древний - ветхий - дряхлый - старинный.

Цепи - оковы - узы - путы - вериги.

Прочный - твердый - крепкий - долговечный - нерушимый.

Смелый - бесстрашный - храбрый - отважный - доблестный.

Учить - изучить - штудировать - твердить - зубрить.

Умный - понятливый - толковый - сметливый - смышленый.



6. Вопросы и задания по теме «Антонимы».

  • Могут ли быть антонимами однокоренные слова? {Да. На­пример, народный — антинародный.)

  • С помощью каких средств однокоренные слова приобре­тают противоположные значения? {С помощью приставок с отрицательным значением, например честный — нечестный, атака — контратака.)

  • Как используются антонимы при создании текста? {Они используются для создания антитезы, т. е. резкого противо­поставления предметов и явлений.)

  • Выполните упражнения 23, 25, 27.

III. Итог урока

  • Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? {Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)

  • Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омони­мы и паронимы? {Используются мастерами слова при созда­нии текстов.)

Омонимы могут служить основой для каламбуров, паронимы помогают выразить оттенки значений, синонимы разнообразят речь и делают ее выразительнее, с помощью паронимов создаются резкие противопоставления описываемых предметов и явлений.

Домашнее задание (может быть дифференцированным)

  1. § 8-10 (с. 22-29).


  1. Упражнение 1. Отредактировать предложения: найти слу­чаи неправильного употребления паронимов и исправить ошибки.

Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы.

Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.

Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.

Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с боль­шой заинтересованностью.

Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.

Под текстом заявления нужно поставить роспись.

Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.

Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего.

Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в мате­матику и биологию.



  1. Упражнение 2. Подобрать по одному синониму и одному антониму к каждому слову. Отметить однокоренные анто­нимы.

Радость, жить, красивый, ловкость, понятный, аккуратный, серь­езно, умный, молодой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!