СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 41. Р.Р. Подготовка к написанию изложения-повествования «Отважный пингвиненок»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Создать условия для написания изложения – повествования.
  2. Совершенствовать  навык деления текста на части, составления плана текста, определения главной мысли текста, темы текста, особенностей художественного стиля, типа речи.
  3. Воспитывать любовь ко всему живому.  

Просмотр содержимого документа
«Урок № 41. Подготовка к написанию изложения-повествования «Отважный пингвиненок»»

6


5 класс

Урок 41.

Подготовка к написанию изложения-повествования «Отважный пингвиненок»

Цели:

  1. Создать условия для написания изложения – повествования.

  2. Совершенствовать навык деления текста на части, составления плана текста, определения главной мысли текста, темы текста, особенностей художественного стиля, типа речи.

  3. Воспитывать любви ко всему живому.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают, что такое тема и идея текста, как строить работу над изложением;

  2. Умеют делить текст на части, составлять план текста, определять тему и идею, составлять логико – смысловую модель.

  3. Могут увидеть и оценить результаты своих действий; умеют слушать и слышать друг друга.

Оборудование:

учебник "Русский язык" для 5 класса, под ред. М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, рабочие тетради, РМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-

ный этап.

Создание психологического настроя. Стратегия «ХИ-ХА-ХО»

По команде учителя они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши.

  1. Реализация до-

машнего задания. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего упражнения по цепочке.

  2. Фонетический разбор слова ЯСТРЕБ


  1. Выход на

тему урока. Совместное целеполагание.


  1. Анализ эпиграфа.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет

- Прочитайте выразительно эпиграф. Мы вернемся к нему в конце урока, чтобы ответить на вопрос: Как вы понимаете его смысл?

  1. Совместное целеполагание

Учащиеся участвуют в обсуждении, определяют цель урока и задачи

  1. Открытие

нового знания.




Физминутка.

«Вычерчивать» глазами:

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути.

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец,

Зарядка окончена. Ты молодец!


  1. Слово учителя

- Сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению об одной удивительной птице. Отгадав загадку, вы узнаете, о ком пойдет речь.

Не летает эта птица!

В Антарктиде между льдин

Ходит важно и гордится,

Что одет во фрак... (Пингвин)

- Итак, как вы думаете, о ком мы сегодня будем писать изложение? (О пингвинах). А что вы знаете о них?

  1. Рассказ о пингвинах

До недавнего времени пингвины представляли собой большую загадку для исследователей. Никто не мог сказать, какая группа из семейства птиц ближе всего к пингвинам. Это происходило из-за крыльев, превращенных в ласты, а также особой формы перьев, одинакового размера и похожих на чешую. Но последние исследования показали, что пингвины — обыкновенная разновидность морских птиц, близкие родственники гагар, альбатросов, буревестников и фрегатов. Первые пингвины появились 70 миллионов лет назад, в конце эры динозавров. Старейший экземпляр пингвина был найден в окаменелостях возрастом 40 миллионов лет. Современные пингвины появились в таком виде порядка двух миллионов лет назад.

Все пингвины живут и обитают в южном полушарии.

Самый большой пингвин в мире — императорский пингвин, который весит 30 кг и имеет рост около 120 см. Они водятся на побережье Антарктики, но иногда достигают Новой Зеландии, Южной Америки и Фолкленда. Самый мелкий пингвин — малый голубой пингвин. Эти крохи ростом в 35 см и весом не более полутора килограмм водятся в дюнах южной Австралии, поблизости от побережья, а также в Тасмании и Новой Зеландии. Это из ныне живущих пингвинов. Если же погрузиться в прошлое, то самые большие найденные ископаемые пингвины были ростом до 170 см и имели клюв 18-сантиметровой длины.

Пингвины исключительно приспособлены к холодному климату.

От всех прочих птиц пингвинов отличает особое строение тела. Форма тела этих птиц обтекаемая, это идеально подходит для передвижения в воде. Передние конечности пингвинов – ласты. Под водой они ими работают как винтами. Крылья пингвинов – основной двигатель в воде, то на суше функцию руля выполняют перепончатые лапы. Под водой пингвины могут развивать скорость от 5-10 км/ч до 36 км/ч. Они ныряют на глубину до 200 метров, под водой могут оставаться до 20 минут.

Большинство пингвинов имеют одинаковую окраску: сверху – черные, белые снизу. Такая окраска маскировочная для многих морских животных.

Пингвины обитают лишь в Южном полушарии, гнездятся они большими колониями


  1. Эссе по ключевым словам. Пингвин, море, скала, взрослые пингвины, страшно,

высота трехэтажного дома, искупался

  1. Работа по подготовке к изложению.

  1. Восстановление текста. Работа в парах.

У вас на столе лежит текст в разобранном виде. Вам предстоит его восстановить.

  1. Изучение памятки по написанию изложения. Стр. 113

  2. Беседа по содержанию текста.

- Кто является главным героем рассказа? Опишите его.

- За кем наблюдал пингвин?

- Почему пингвин долго не прыгал в открытое море?

- Как он преодолел свой страх?

- Определите тему текста. (рассказ о маленьком пингвиненке, совершившем отважный поступок).

- Сформулируйте основную мысль (пингвиненок преодолел свой страх).

- От чьего лица ведется повествование? (от лица автора)

- Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове, маленький хвостик)

- Как вы понимаете выражение «голый пингвиненок»?

- Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действия пингвиненка? Какие глаголы?

- Как вы понимаете слово «вскарабкаться»? (Подняться, цепляясь руками и ногами).

- В каком времени употреблены все глаголы? (Прошедшем).

- Как автор связывает предложения в тексте? (Он, ему – использует местоимения).

- Подберите синонимы к слову «пингвиненок». (Малыш, птенец).

- Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный. Он первый искупался..).

- Определите тип текста (Повествование с элементами описания).

- Определите стиль изложения (Художественный)

- А как бы вы озаглавили данный текст? (Пингвиненок, Маленький пингвиненок, Смелый пингвиненок, Решительный пингвиненок, Отважный пингвиненок.)

- Назовите наиболее удачный. (Отважный пингвиненок) Почему? Докажите словами текста. (Это был отважный пингвиненок) Запишите название.

  1. Составление плана изложения. Работа в парах

- Правильно. Прежде, чем озаглавить каждую часть, подумаем, что должно отражать заглавие? (Главную мысль)

-Сколько частей в нашем рассказе? (4)

- Значит, сколько будет пунктов плана? (4)

  1. Маленький пингвиненок

  2. Трудное решение

  3. Храбрый поступок

  4. Отважный пингвиненок


  1. Маленький пингвиненок.

  2. Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.

  3. Наконец малыш решился и бросился в море.

  4. «Это был самый отважный пингвиненок».



  1. Словарно-орфографическая работа. Работа в парах

- Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, объясните орфограммы в словах.

Маленького, выросли, коротенький, подошел, на голове, купаются, птенцы, нагретых солнцем, вскарабкался, броситься, удивленно, искупался в холодном зеленом море.

  1. Составление логико – смысловой модели. Пересказ

см. в приложении


  1. Написание черновика изложения.

Отгадывают загадку









Слушают учителя

Называют запомнившиеся, понравившиеся, неожиданные для них факты о пингвинах



























Пишут и читают эссе



Восстанавливают текст, обсуждая, выясняют правильность последовательности


Ведут диалог с учителем

























В парах составляют план, обсуждают, выбирают удачный.















Составляют опорную схему

  1. Подведение

итогов.

-Ребята, может быть, кому-то из вас доводилось стать очевидцем отважных поступков ваших питомцев? А может быть вы читали произведения, похожие на наш рассказ об отважном пингвиненке? Приведите примеры.

- А теперь давайте вновь вернемся к эпиграфу урока и объясним, как понимаете его смысл.( )

Рефлексия. Стратегия «Три М»



Учащиеся подводят итоги урока, называя три положительных момента урока

Домашнее задание.


Переписать изложение в чистовик.

Подготовка к контрольному диктанту (повторение правил написания безударных гласных в корне, непроизносимых согласных, знаков препинания при прямой речи, порядка синтаксического и фонетического разбора)



Просмотр содержимого документа
«текст изложения»

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.


Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.


Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.


Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.


Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!