Открытие нового знания. Физминутка. «Вычерчивать» глазами: Рисуй восьмерку вертикально, Ты головою не крути. А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям веди И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись, Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец, Зарядка окончена. Ты молодец! | Слово учителя - Сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению об одной удивительной птице. Отгадав загадку, вы узнаете, о ком пойдет речь. Не летает эта птица! В Антарктиде между льдин Ходит важно и гордится, Что одет во фрак... (Пингвин) - Итак, как вы думаете, о ком мы сегодня будем писать изложение? (О пингвинах). А что вы знаете о них? Рассказ о пингвинах До недавнего времени пингвины представляли собой большую загадку для исследователей. Никто не мог сказать, какая группа из семейства птиц ближе всего к пингвинам. Это происходило из-за крыльев, превращенных в ласты, а также особой формы перьев, одинакового размера и похожих на чешую. Но последние исследования показали, что пингвины — обыкновенная разновидность морских птиц, близкие родственники гагар, альбатросов, буревестников и фрегатов. Первые пингвины появились 70 миллионов лет назад, в конце эры динозавров. Старейший экземпляр пингвина был найден в окаменелостях возрастом 40 миллионов лет. Современные пингвины появились в таком виде порядка двух миллионов лет назад. Все пингвины живут и обитают в южном полушарии. Самый большой пингвин в мире — императорский пингвин, который весит 30 кг и имеет рост около 120 см. Они водятся на побережье Антарктики, но иногда достигают Новой Зеландии, Южной Америки и Фолкленда. Самый мелкий пингвин — малый голубой пингвин. Эти крохи ростом в 35 см и весом не более полутора килограмм водятся в дюнах южной Австралии, поблизости от побережья, а также в Тасмании и Новой Зеландии. Это из ныне живущих пингвинов. Если же погрузиться в прошлое, то самые большие найденные ископаемые пингвины были ростом до 170 см и имели клюв 18-сантиметровой длины. Пингвины исключительно приспособлены к холодному климату. От всех прочих птиц пингвинов отличает особое строение тела. Форма тела этих птиц обтекаемая, это идеально подходит для передвижения в воде. Передние конечности пингвинов – ласты. Под водой они ими работают как винтами. Крылья пингвинов – основной двигатель в воде, то на суше функцию руля выполняют перепончатые лапы. Под водой пингвины могут развивать скорость от 5-10 км/ч до 36 км/ч. Они ныряют на глубину до 200 метров, под водой могут оставаться до 20 минут. Большинство пингвинов имеют одинаковую окраску: сверху – черные, белые снизу. Такая окраска маскировочная для многих морских животных. Пингвины обитают лишь в Южном полушарии, гнездятся они большими колониями Эссе по ключевым словам. Пингвин, море, скала, взрослые пингвины, страшно, высота трехэтажного дома, искупался Работа по подготовке к изложению. Восстановление текста. Работа в парах. У вас на столе лежит текст в разобранном виде. Вам предстоит его восстановить. Изучение памятки по написанию изложения. Стр. 113 Беседа по содержанию текста. - Кто является главным героем рассказа? Опишите его. - За кем наблюдал пингвин? - Почему пингвин долго не прыгал в открытое море? - Как он преодолел свой страх? - Определите тему текста. (рассказ о маленьком пингвиненке, совершившем отважный поступок). - Сформулируйте основную мысль (пингвиненок преодолел свой страх). - От чьего лица ведется повествование? (от лица автора) - Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове, маленький хвостик) - Как вы понимаете выражение «голый пингвиненок»? - Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действия пингвиненка? Какие глаголы? - Как вы понимаете слово «вскарабкаться»? (Подняться, цепляясь руками и ногами). - В каком времени употреблены все глаголы? (Прошедшем). - Как автор связывает предложения в тексте? (Он, ему – использует местоимения). - Подберите синонимы к слову «пингвиненок». (Малыш, птенец). - Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный. Он первый искупался..). - Определите тип текста (Повествование с элементами описания). - Определите стиль изложения (Художественный) - А как бы вы озаглавили данный текст? (Пингвиненок, Маленький пингвиненок, Смелый пингвиненок, Решительный пингвиненок, Отважный пингвиненок.) - Назовите наиболее удачный. (Отважный пингвиненок) Почему? Докажите словами текста. (Это был отважный пингвиненок) Запишите название. Составление плана изложения. Работа в парах - Правильно. Прежде, чем озаглавить каждую часть, подумаем, что должно отражать заглавие? (Главную мысль) -Сколько частей в нашем рассказе? (4) - Значит, сколько будет пунктов плана? (4) Маленький пингвиненок Трудное решение Храбрый поступок Отважный пингвиненок | Маленький пингвиненок. Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины. Наконец малыш решился и бросился в море. «Это был самый отважный пингвиненок». | Словарно-орфографическая работа. Работа в парах - Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, объясните орфограммы в словах. Маленького, выросли, коротенький, подошел, на голове, купаются, птенцы, нагретых солнцем, вскарабкался, броситься, удивленно, искупался в холодном зеленом море. Составление логико – смысловой модели. Пересказ см. в приложении Написание черновика изложения. | Отгадывают загадку Слушают учителя Называют запомнившиеся, понравившиеся, неожиданные для них факты о пингвинах Пишут и читают эссе Восстанавливают текст, обсуждая, выясняют правильность последовательности Ведут диалог с учителем В парах составляют план, обсуждают, выбирают удачный. Составляют опорную схему |