Просмотр содержимого документа
«Урок № 43-44. Гуманистическая роль естественного права.»
Обществознание, 11
Урок № 43-44
«Закон суров, но это закон!»
(из норм римского права )
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Д.З.: § 19, ?? (с.227), задания (с.227-228)
© А.И. Колмаков
Цели урока
- Изучить современные подходы к пониманию права . Дать характеристику законотворческого процесса. Обосновать неразрывность позитивного и естественного права.
- Развивать критическое мышление учащихся, речь, умение выражать мысли.
- Содействовать формированию уважения к закону .
Универсальные учебные действия
- Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.
Понятия, термины
- норма права;
- естественное право;
- принудительная сила государства;
- позитивное право;
- нормативность права;
- формальная определённость нормы;
- санкции;
- мера свободы и справедливости;
- права человека;
- ценность права;
- законотворческий процесс.
Изучение нового материала
- Тоталитарное правопонимание.
- Развитие норм естественного права.
- Естественное право как юридическая реальность.
- Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Вспомните . Почему люди по-разному понимают право? В каком случае закон противоречит праву? Можно ли создать идеальное право? Может ли класс выступить с законодательной инициативой?
Заполните таблицу ответив на вопросы (работаем в парах)
1. В чём суть нормативного подхода к праву?
1. Каковы наиболее типичные черты естественного права?
2. Каковы достоинства этого подхода?
2.Какими путями естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность?
3.Почему этот подход привлекателен с практической точки зрения?
3. Почему естественное право – это духовная основа демократических преобразований?
4. Почему в науке нет однозначной оценки нормативного подхода?
4.Почему только права человека могут определить границу свободы человека?
Ответить на вопросы
§ 19, пункт 3
- Почему именно качество закона является основным требованием к позитивному праву?
- Почему в современном праве идёт процесс сближения позитивного и естественного права?
- Почему свобода не может быть безграничной? Как определяются границы свободы?
- Как вы понимаете смысл слов Б.Н. Чичерина, что свобода становиться только тогда правом, когда она признаётся законом ?
Запишите стадии законотворческого процесса ( § 19, п.4 )
Стадии законотворческого процесса
1
2
3
4
5
Практические выводы
Практические выводы
Контрольные вопросы
- В чём суть нормативного подхода к праву?
- Охарактеризуйте основные особенности естественного права.
- Какими путями естественное право становится юридической реальностью?
- Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.
- В чём гуманистический смысл естественного права?
- Почему законодательный процесс строится поэтапно? Каковы основные этапы создания закона?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
ЛИТЕРАТУРА
- Обществознание. Учебник для 11кл. Базовый уровень.
- Под редакцией Л. Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева. М., Просвещение,2008.
- Ресурсы сети Интернет.
- Райзинк Е.В., учитель истории, права и обществознания МОСШ № 2
- Юмадилова Надежда Владимировна
- Мартыновский Иван Александрович