УРОК 45 И. С. ТУРГЕНЕВ - СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО РОМАНА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ» Цель: ознакомить учащихся с историей создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»; рассмотреть художественное своеобразие романа и определить, в чём заключалось новаторство И. С. Тургенева; формировать культуру читательского восприятия, способность видеть и осмыслять глубинные пласты смысла художественного текста; прививать интерес к истории и литературе родной страны. Оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока. Тип урока: комбинированный урок. Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают об истории создания и художественном своеобразии, композиции романа «Отцы и дети»; определяют, в чём заключалось новаторство И. С. Тургенева; составляют тезисы лекции учителя; принимают участие в беседе. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний 2. Беседа • Кратко охарактеризуйте основные темы, принципы и художественные особенности прозы И. С. Тургенева. • Укажите книгу, которая принесла И. С. Тургеневу известность. Почему она стала событием не только в литературной, но и общественной жизни России? • Как складывались отношения писателя с отечественной публикой и литературной критикой? III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока Слово учителя — Духовный облик людей культурного слоя общества в эпоху И. С. Тургенева изменялся очень быстро. Это вносило драматизм в романы писателя: их отличает стремительная завязка, яркая, огненная кульминация и резкий, неожиданный спад, как правило, с трагическим финалом. Они захватывают небольшой отрезок времени, поэтому точная хронология играет в них существенную роль. Дар Тургенева заключался в его способности легко и непринуждённо сочетать современную ему действительность с общечеловеческими обобщениями самого широкого, порядка и придавать им совершенную форму художественного произведения. Но философская основа его произведений и по сей день остаётся нераскрытой и неизвестной даже для исследователей его творчества. Личность И. С. Тургенева на протяжении почти целого века окружали непримиримые споры в России и за рубежом. Уже его современники осознавали громадное общественное значение созданных им произведений, не всегда соглашаясь с его оценкой событий и деятелей русской жизни, нередко отрицая в самой резкой форме правомерность его писательской позиции, его концепцию социально-исторического развития России. Произведения И. С. Тургенева требуют глубоко и всестороннего анализа. Сделаем и мы с вами попытку глубоко и точно прочитать роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», чтобы понять художественный мир писателя. IV. Работа над темой урока 1. Вступительное слово учителя — 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян, обнародованный 5 марта того же года, а вступивший в силу в 1862-м. С этого момента Россия вступила в новый — пореформенный — период своего исторического развития. Начало его было отмечено новой волной крестьянских восстаний. Истинно грабительская сущность царских реформ вскоре стала ясна и многим представителям прогрессивной русской интеллигенции. Стала она ясна и Тургеневу. Однако прошло немало времени, прежде чем он окончательно освободился от иллюзий, связанных с его прежними надеждами на Александра II. Очень сложным и противоречивым был этот период эволюции его мировоззрения. Всё чаще покидает Тургенева уверенность в том, что его надежды сбудутся. Сколько боли было в его письмах этого периода, сколько беспокойства за судьбу родной страны! Именно в это тёмное и тяжёлое время Тургенев приходит к ещё более полному пониманию того огромного значения, какое имела для будущего России деятельность революционеров. Тогда же всё более критическим становится его отношение к либералам. В феврале 1862 г. был опубликован четвёртый роман Тургенева «Отцы и дети», в котором наиболее полно отразились общественно-политические взгляды писателя того времени, отразилось его отношение ко всему происходящему в России. Тема двух поколений, предопределившая сюжет романа «Отцы и дети», подсказала И. С. Тургеневу ожесточённая идеологическая борьба между либералами и демократами, развернувшаяся в период подготовки крестьянской реформы. 2. Выполнение интерактивного упражнения «Ассоциативный ряд» (Обращение к записи на доске.) Задание • Какие персонажи (в обобщённом значении) в романе «Отцы и дети»? • Какие отношения между ними? • Впишите свои ассоциации в таблицу. Предполагаемые ответы | Отцы | Дети | Взаимоотношения | Отцы и дети | Пожилые люди | Молодые люди | Любовь | Разные поколения | Старики | Юнцы | Враждебность | Не понимающие друг друга | Родители | Легкомыслие | Равнодушие | Противоборствующие | Умудрённые опытом | Безрассудные | Наивность | Вечно спорящие | Учителя | Нуждающиеся в помощи | Уважение | Двигатели прогресса | Консерваторы | Прогрессивные | Доверие | Символ жизни | |
3. Сообщение об истории создания романа «Отцы и дети» 1 - й у ч е н и к. Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в 1860 г. в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 г., когда мне пришла в голову первая мысль “Отцов и детей”…» Это было трудное для писателя время. Только что произошёл его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие писателем революционных идей, по его словам, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только начал зарождаться в русском обществе. «…В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 г.) В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах сам не мог хорошенько отдать себе в нём отчёта — и напряжённо прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» — писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей». 2 - й у ч е н и к. Работа над романом была продолжена в Париже в сентябре 1860 г. И. С. Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей — и я жажду за неё приняться. Что-то выйдет — не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти её в Россию». В течение зимы написаны первые главы, но работа идёт медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в её истории — отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 г. роман писатель заканчивает уже после неё в своём любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 г. «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике»,— писал И. С. Тургенев в труде «По поводу “Отцов и детей”». Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому. 4. «На заметку исследователю-литературоведу»: самостоятельная работа (в парах, с раздаточным материалом) Карточка В одном из диалогов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов называет Базарова «нигилистом». Что же означает слово «нигилизм» и кто такие «нигилисты»? «Нигилизм» (в переводе с лат.— ничто, ничего) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Это слово ввёл в употребление немецкий писатель и философ, друг Лессинга и Гёте Фридрих Генрих Якоби (1743–1819). Понятие «нигилизм» в своих учениях использовали многие философы — такие, как С. Кьеркегор, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хайдеггер и др. В России этот термин появился в 1829 г. в одной из статей литературного критика Николая Надеждина, а благодаря роману И. С. Тургенева слово «нигилист» стало популярным и нарицательным для человека, отрицающего общепринятые ценности. В русской культуре второй половины XIX в. нигилистами называли представителей русской разночинной интеллигенции, отрицательно относившихся к устоям дворянского общества и крепостному праву. Для нигилизма этой эпохи было также характерно отрицание авторитетов, критическое отношение к общепринятым экономическим, политическим и социальным устоям, вера в общественный прогресс, отстаивание прав свободы личности, культ разума и труда, увлечение естественными науками. 5. Объяснение учителя (Учащиеся составляют тезисы основных положений.) — В романе «Отцы и дети» отражён исторический процесс смены поколений. 40-е гг. XIX в. в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50–60-е гг. на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом. Композиция романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, родительский дом Базарова. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т. п.) меняются его взгляды и убеждения (обращение к записи на доске). Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью). В жанровом отношении «Отцы и дети» — роман многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта — социальным, глубокое исследование человеческих характеров — психологическим, а освещение философских проблем — философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр романа «Отцы и дети» определяют как социально-психологический. V. Рефлексия. Подведение итогов урока Мини-дискуссия «Учимся дискутировать» • Интересно ли для вас, современных читателей, произведение с названием «Отцы и дети»? • Согласны ли вы с тем, что рассматриваемый в романе конфликт отцов и детей является вечным? VI. Домашнее задание Подобрать цитатный материал к характеристике образа Базарова. |