СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 50. Контрольная работа по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: контроль усвоения знаний по теме "Лексика"

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по лексике»

  1. По развернутому толкованию узнать понятие и записать одним словом.

1)Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

2)Теплая погода, наступившая после сильных морозов.

3)Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке.

4)Запас слов и выражений человека.

С любым из этих слов составьте и запишите распространенное предложение.

  1. Выпишите в первую колонку предложения со словами, употребленными в прямом значении, во вторую - в переносном.

1)Ветер в трубе воет и свистит.- Собака воет.

2)Усталый день клонился к ночи.- Усталый малыш склонился головкой к материнскому плечу.

3) Хозяйка согрела воды.- Веселая песня согрела нас в пути.

  1. Запишите синонимы, состоящие из такого же количества букв.

Лес

Горе

Стужа

Хотеть

Базар

Жара

Шум

  1. Подберите к данным словам антонимы

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, смеяться, хвалить, зло, холод, чистый, больной, поднимать, поломать, здороваться, храбрый, правда, горячий.

  1. Составить словосочетания таким образом, чтобы были видны смысловые различия омонимов.

Мир, заставить, петрушка.

  1. Составьте словосочетания, используя слова  паронимы жестокий и жесткий:

Волосы, нрав, диван, сердце, графика, мера, норма, враг.

  1. Из приведенных в скобках слов выберите нужные:

1)На девочке было (одето, надето) зимнее пальто.

2) (Абонемент, абонент) не отвечает.

3) Окружность и диаметр (несоизмеримые, несоразмерные) величины.

4) Как только (представится, предоставится) возможность, я поеду на юг.

5) (Дефективные, дефектные) вещи обмену не подлежат.


  1. По развернутому толкованию узнать понятие и записать одним словом.

1)Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

2)Теплая погода, наступившая после сильных морозов.

3)Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке.

4)Запас слов и выражений человека.

С любым из этих слов составьте и запишите распространенное предложение.

  1. Выпишите в первую колонку предложения со словами, употребленными в прямом значении, во вторую - в переносном.

1)Ветер в трубе воет и свистит.- Собака воет.

2)Усталый день клонился к ночи.- Усталый малыш склонился головкой к материнскому плечу.

3) Хозяйка согрела воды.- Веселая песня согрела нас в пути.

  1. Запишите синонимы, состоящие из такого же количества букв.

Лес

Горе

Стужа

Хотеть

Базар

Жара

Шум

  1. Подберите к данным словам антонимы

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, смеяться, хвалить, зло, холод, чистый, больной, поднимать, поломать, здороваться, храбрый, правда, горячий.

  1. Составить словосочетания таким образом, чтобы были видны смысловые различия омонимов.

Мир, заставить, петрушка.

  1. Составьте словосочетания, используя слова  паронимы жестокий и жесткий:

Волосы, нрав, диван, сердце, графика, мера, норма, враг.

  1. Из приведенных в скобках слов выберите нужные:

1)На девочке было (одето, надето) зимнее пальто.

2) (Абонемент, абонент) не отвечает.

3) Окружность и диаметр (несоизмеримые, несоразмерные) величины.

4) Как только (представится, предоставится) возможность, я поеду на юг.

5) (Дефективные, дефектные) вещи обмену не подлежат.


Просмотр содержимого документа
«тесты по лексике»

ЛЕКСИКА

ВАРИАНТ I

1. Укажите неверное утверждение:

а) лексика — словарный запас языка;

б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение;

в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений;

г) антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи;

д) старославянизмы — группа исконно русских слов;

е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

а) справа;                       

б) судьба;                       

в) играла;  

г) у брата;   

д) ворота;

е) красота.

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

а) золотой медальон;                 г) хвост кометы;

б) пустая голова;                         д) быстрый бег;

в) говор ручья;                             е) цветущий сад.

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

а) металлургический завод — завод часов;

б) тихий голос — тихая погода;

в) идут торги — идут часы;

г) счастливый брак — заводской брак;

д) корень слова — корень растения;

е) мягкий знак — мягкий климат.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке

Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели:

а) омоформы;     б) омофоны;      в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), 6), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соот­ветствуют пропущенным в словах буквам:

                                     а)б)в)г)д)

      сп..шите к нам    е и е и и

      сп..шите задание   е и и е е

      зап..вать песню    е и е и е

      зап..вать молоко  е и и е и

 

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

а) эпитет;      б) олицетворение;     в) метафора.

Природой здесь нам суждено

 В Европу прорубить окно (А. С. Пушкин).

8. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответ­ствующие антонимы из

правого столбика:

1)  бедная                                       а) маленькая;

растительность —                  б) скромная;

в) пышная;

2)  богатый опыт —                   а) ничтожный;

б) убогий;

в) скудный;

3)  волшебный голос —              а) божественный;

б) раздражающий;

в) безропотный;

4) полный ответ —                       а) пустой;

б) частичный;

в) жирный.

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является

стилистическим.

А. Множество людей пропало без вести во время войны.

Б. Многие слова утратили свое первоначальное значение.

В. С появлением первых лучей солнца туман разве­ялся.

Г. Куда запропастилась эта книга?

 

10. Найдите предложения, в которых для создания художествен­ных образов

используется антитеза.

А. Твой милый образ, незабвенный, он предо мной вез­де, всегда... (Ф. Тютчев).

Б. Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин).

В. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем... (М. Лермонтов).

 

Г. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные,

скучные комнаты (А. Чехов).

Д. О как мучительно тобою счастлив я... (А. Пушкин).

11. Подберите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова

из правого столбика:

1) одеть —                                а) пальто;

б) ребенка;

в) на голову;

2) объемная —                       а) книга;

б) сумка;

в) информация;

3) дипломатичная —             а) нота;

б) женщина;

в) служба;

4) дефективные —                 а) люди;

б) деньги;

в) книги.

12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствован­ными:

а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля;

б) ватрушка, жнец, мичман, галстук;

в) медальон, мольберт, либретто, гитара;

г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославя­низмами:

а) город, одежда, брег, един;

б) град, одёжа, берег, один;

в) город, одёжа, берег, один;

г) град, одежда, брег, един.

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

А. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобнос­ти... (Н. Гоголь).

Б. Тут же стоял окольничий, приставленный к полю  (А. К. Толстой).

В. Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин).

Г. Видит око, да зуб неймет (И. Крылов).

Д. Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях по­падал (А. Пушкин).

15. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из

правого:

1) космонавт;          а) устаревшее слово;

2) ультразвук;         б) общеупотребительное слово;

3) интернет;             в) неологизм.

4) паровоз;

5) ликбез;

6) инвестиция.

16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.

А. Настал день, назначенный для судного поединка (А. К. Толстой).

Б. По базам мычали, не наевшись молодой зеленки, коровы (М. Шолохов).

В. В Москву переведен через мое содейство (А. Грибо­едов).

Г. Увы! Куда ни брошу взор — везде бичи, везде желе­зы... (А. Пушкин).

17. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам:

а) паронимы;       в) баллада;        д) полисемия;

б) хорей;              г) сарказм;        е) фабула.

18. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях:

а) архаизмы;      

б) диалектизмы;   

в) жаргонизмы;

г) профессионализмы.

Слушай сюда, дело глухо, надо сматываться.

Давай только без закидонов, ладно?

 

 

 

ЛЕКСИКА

ВАРИАНТ II

1. Укажите неверное утверждение:

а) центральная единица лексикологии — слово;

б) лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой;

в) могут быть лексические и контекстуальные синони­мы;

г) различаются омонимы полные и частичные;

д) архаизмы и неологизмы составляют пассивный сло­варь языка;

е) многие заимствованные слова имеют русские сино­нимы.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамма­тическое значение:

а) крестьяне;

б) поле;

в)в море;

г) насекомое;

д) накануне;

е) нигде.

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова упот­реблены в переносном

значении:

а) черные мысли;  

б) седой старик;   

в) искры костра;   

г) рев водопада;

д) тянутся дни;

е) красный закат.

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова явля­ются омонимами:

а) годы прошли — воины прошли;

б) площадь треугольника — городская площадь;

в) крутой кипяток — крутой характер;

г) сборка конструкции — сборка на юбке;

д) строевой лес — строевая песня;

е) холодное молоко — холодный взгляд.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в пред­ложении

Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковс­кий):

а) омоформы;            

б) омофоны;              

в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором

последовательно расположенные буквы соот­ветствуют пропущенным в словах буквам:

       а)б)в)г)д)

      ч..стота колебаний   иаиае

      ч..стота белья       

Просмотр содержимого документа
«Ключ к контрольной работе по теме»

Ключ к контрольной работе по теме «Лексика»

  1. По развернутому толкованию узнать слово.

1) МАЯК

2) ОТТЕПЕЛЬ

3) ЖЮРИ

4) ЛЕКСИКОН

Прямое значение Переносное значение

Собака воет. Ветер воет.

Усталый малыш. Усталый день.

Согрела воды. Песня согрела.

  1. Запишите синонимы, состоящие из такого же количества букв.

Лес - БОР

Горе - БЕДА


Стужа - ХОЛОД

Хотеть - ЖЕЛАТЬ


Базар - РЫНОК

Жара - ЗНОЙ

Шум - ГАМ

  1. Подберите к данным словам антонимы

  1. Большой – маленький

  2. Высокий – низкий

  3. Длинный – короткий

  4. Широкий – узкий

  5. Толстый – тонкий

  6. Глубокий – мелкий

  7. Прямой – кривой

  8. Первый – последний

  9. Верхний – нижний

  10. Смеяться – плакать

  11. Хвалить – ругать

  12. Зло – добро

  13. Холод – тепло

  14. Чистый – грязный

  15. Больной – здоровый

  16. Поднимать – ронять

  17. Поломать – отремонтировать

  18. Здороваться – прощаться

  19. Храбрый – трусливый

  20. Правда – ложь

  21. Горячий – холодный

  1. Составить словосочетания таким образом, чтобы были видны смысловые различия омонимов.

  2. Мир: мир на планете, таинственный мир;

  3. заставить: заставить мебелью, заставить учить;

  4. петрушка: веселый Петрушка, свежая петрушка.

  5. Составьте словосочетания, используя слова  паронимы жестокий и жесткий:

  6. Жесткие волосы, жестокий нрав, жесткий диван, жестокое сердце, жесткий график, жестокая мера, жесткая норма, жестокий враг.

  7. Из приведенных в скобках слов выберите нужные:

  1. 1)На девочке было надето зимнее пальто.

  2. 2) Абонент не отвечает.

  3. 3) Окружность и диаметр несоизмеримые величины.

  4. 4) Как только представится возможность, я поеду на юг.

  5. 5) Дефектные вещи обмену не подлежат.

  1. Ключ к контрольной работе по теме «Лексика»

  1. По развернутому толкованию узнать слово.

  1. 1) МАЯК

  2. 2) ОТТЕПЕЛЬ

  3. 3) ЖЮРИ

  4. 4) ЛЕКСИКОН

  1. Прямое значение Переносное значение

  2. Собака воет. Ветер воет.

  3. Усталый малыш. Усталый день.

  4. Согрела воды. Песня согрела.

  1. Запишите синонимы, состоящие из такого же количества букв.

  1. Лес - БОР

  2. Горе - БЕДА

  3. Стужа - ХОЛОД

  4. Хотеть - ЖЕЛАТЬ

  5. Базар - РЫНОК

  6. Жара - ЗНОЙ

  7. Шум - ГАМ

  1. Подберите к данным словам антонимы

  1. Большой – маленький

  2. Высокий – низкий

  3. Длинный – короткий

  4. Широкий – узкий

  5. Толстый – тонкий

  6. Глубокий – мелкий

  7. Прямой – кривой

  8. Первый – последний

  9. Верхний – нижний

  10. Смеяться – плакать

  11. Хвалить – ругать

  12. Зло – добро

  13. Холод – тепло

  14. Чистый – грязный

  15. Больной – здоровый

  16. Поднимать – ронять

  17. Поломать – отремонтировать

  18. Здороваться – прощаться

  19. Храбрый – трусливый

  20. Правда – ложь

  21. Горячий – холодный

  1. Составить словосочетания таким образом, чтобы были видны смысловые различия омонимов.

  2. Мир: мир на планете, таинственный мир;

  3. заставить: заставить мебелью, заставить учить;

  4. петрушка: веселый Петрушка, свежая петрушка.

  5. Составьте словосочетания, используя слова  паронимы жестокий и жесткий:

  6. Жесткие волосы, жестокий нрав, жесткий диван, жестокое сердце, жесткий график, жестокая мера, жесткая норма, жестокий враг.

  7. Из приведенных в скобках слов выберите нужные:

  1. 1)На девочке было надето зимнее пальто.

  2. 2) Абонент не отвечает.

  3. 3) Окружность и диаметр несоизмеримые величины.

  4. 4) Как только представится возможность, я поеду на юг.

  5. 5) Дефектные вещи обмену не подлежат.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!