Урок 50
речевой этикет: слова и выражения,
обозначающие запрет. повторение
Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета; научить обозначать на письме мягкость согласных звуков; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – грамотно записывать самостоятельно простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают); получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – освоение умений использовать различные речевые формы запретов с учётом возникших ситуаций общения; понимание особенностей йотированных букв (е, ё, ю, я); овладение навыком обозначать на письме мягкость согласных звуков; оперирование вопросами к словам, обозначающим предметы и действия; логические – осуществление анализа различных речевых форм запрета; использование алгоритма порядка действий при списывании.
Регулятивные: осмысливать учебный материал; выполнять оперативные действия по усвоенному алгоритму; определять конкретные практические результаты деятельности; вносить необходимые изменения в работу с учётом возникших трудностей.
Коммуникативные: осознавать цель и ситуацию устного общения; владеть диалогической формой речи с соблюдением произношения слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского литературного языка.
Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; владеют общими логическими приёмами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации; стремятся к достижению положительных результатов учебно-познавательного труда.
Сценарий урока
I. Мотивация учебной деятельности (Р.).
– Работать сегодня мы будем под девизом: «Мало уметь писать, надо уметь думать». Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать красиво, будем думать и рассуждать.
− Давайте вместе подумаем, в каких ситуациях необходимы запреты?
II. Включение в систему знаний и повторение (П. + К. + Р.).
1. Работа по учебнику.
Самостоятельная работа (упражнение 1).
Упражнение 2-й категории «Трудное задание».
Комментированное выполнение (упражнение 3).
Физкультминутка
2. Работа в тетради «Русский язык» (П. + К. + Р.).
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
Упражнение «Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги».
Упражнение «Найди слова, которые нужно вписать». (Фронтальная работа.)
− Прочитайте первое слово-подсказку, определите, в какой столбик его запишем.
Проверка выполненной работы.
Что? мороз холод веселье лёд крик ночь | Какой? морозный холодный весёлый ледяной крикливый ночной | Что делать? морозить холодать веселить леденеть кричать ночевать |
− Обратите внимание на слова крикливый, кричать. В них чередование в корне – крик- / крич-.
− В слове ночь на конце слова пишется мягкий знак, а в слове ночной – нет.
− Что объединяет слова в столбиках? (Они отвечают на один и тот же вопрос.) Что объединяет слова в строчках? (Они родственные.)
Упражнение «Заполни пропуски». (Самостоятельная работа.)
Упражнение «Разгадай кроссворд». (Самостоятельная работа.) (Р.)
(Ответ: 1 − картина; 2 – медведь; 3 – Москва; 4 – ребята; 5 − город; 6 – спасибо; 7 – деревня.
− Придумайте предложение с каждым из этих слов. Одно предложение запишите в тетрадь.
Упражнение «Раздели слова на слоги». (Самостоятельная работа.)
Проверка выполненной работы.
− Какие слова нельзя переносить? (Очень, один.) Почему? В каких словах деление на слоги не совпадает с делением для переноса? (Арена, обезьяна.)
Упражнение «Вспомни вежливые слова».
− Впишите вежливые слова в предложения. Какие ещё «волшебные» слова вы знаете?
Упражнение «Спиши».
− Прочитайте текст. Обратите внимание на написание слов (на) арену, цирк, костюмы, канаты, оркестр. Подчеркните «опасные места» в словах гимнасты, серебристые, засветились, заискрились, уцепились, подниматься. Разделите эти слова на слоги, прочитайте несколько раз.
− Спишите текст. Подчеркните знак в конце каждого предложения и заглавную букву в начале следующего.
Проверка выполненной работы. (Р.)
3