УРОК 52
Тема: ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (§ 3. с. 12)
Цель урока:
Ознакомить с понятиями «орфография», «орфограмма»; углубить знания о проверяемой и непроверяемой орфограмме в корне слова, способах проверки безударных гласных в корне слова;
формировать умения видеть орфограмму в слове, соблюдать орфографическую норму; совершенствовать навыки определения корня слова, разграничения однокоренных слов и форм одного слова;
воспитать интерес к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Многие слова, которыми мы пользуемся, родились в Древней Греции. Среди них и слово, которое выделено сегодня на доске — ОРФОГРАФИЯ. Что же оно обозначает? (Слово «орфография» равно слову «правописание».)
Что же мы будем изучать на протяжении многих уроков и чему постараемся научиться?
Мы отправляемся в долгое путешествие по стране Орфография. Как в любом путешествии, по дороге нас поджидают испытания и даже трудности. Как в дороге помогают правила дорожного движения, так и в нашем путешествии будут помогать правила, только орфографические. Знание этих правил поможет преодолеть трудности — «ошибкоопасные» места.
III. Изучение новой темы
Переход к теме урока. Работа с предложением на доске.
Де`рево до`рого плода`ми, а челове`к дела`ми.
Обозначим корни.
Попробуйте объяснить, почему некоторые буквы в словах подчеркнуты и для чего стоит ударение. (Написание букв под ударением не вызывает сомнения, а все безударные позиции требуют особого внимания.)
Итак, мы открываем тему сегодняшнего урока. (Озвучивание темы урока и задач, стоящих перед учащимися.)
Упр. 17 (устно) – анализ материала для наблюдения.
Чтение правила по учебнику (с. 13).
Составление опорного конспекта:
1. Один — много: трава — травы
Много — один: шаги – шаг формы одного слова
2. Слово-предмет: трещит — треск
Слово-признак: темнота — темный однокоренные слова
Слово-действие: ходьба — ходит
IV. Закрепление
Упр. 18 — работа над орфографической нормой.
1. 1) Сады (сад), поля (поле), дома (дом), столбы (столб), голоса (голос), стога (стог), деревья (дерево);
2) бродить (бродит), носить (носит), ловить (ловит), дарить (дарит), водить (водит), возить (возит), лечить (лечит), точить (точит), ценить (ценит);
3) голодный (голоден), босой (бос), косой (кос), молодой (молод), дорогой (дорог), прямой (прям), седой (сед), простой (прост), счастливый (счастлив), весёлый (весел).
2. Способы проверки безударных гласных в корне слова: 1) подбор однокоренных слов; 2) изменение формы слова.
3. Два предл. о зиме с данными словами. Снег украсил деревья серебром. Весёлый народ встречает Новый год.
Упр. 19 — работа над орфографической нормой.
1. Далёкий (даль), небесный (небо), ночной (ночь), речной (реки), зелёный (зелень), нежнейший (нежно); рассказать (рассказ), спешить (спешка), взглянуть (взгляд), взмахнуть (взмах), смеяться (смех), кормить (корм), удивляться (диво).
2. Способ проверки безударных гласных в корне слова – подбор однокоренных слов.
х х х х
3. 6 слов-й о зиме: ночной мороз, рассказать о зиме, спешить на каток, взглянуть на снеговика,
х х
кормить птичек, удивляться узорам.
Физкультминутка
Упр. 20 (устно) — анализ материала для наблюдения; анализ рубрики «Обратите внимание!» на с. 14.
Упр. 21 — работа над орфографической нормой.
Зайчонок (заяц), оленёнок (олень), крольчонок (кролик), аистёнок (аист), ежонок (ёж), страусёнок (страус), медвежонок (медведь); 2) темнеть (тёмный), толстеть (толстый), добреть (добрый), краснеть (красный), зеленеть (зелёный), синеть (синий), здороветь (здоровый).
5. «Минутка на шутку» (или физкультминутка). (Учитель читает стихотворения А. Шибаева «Грустные вести».)
Пришло письмишко мне, И что такое он плетет —
Гляжу — Не разберусь, хоть тресни:
Из лагеря, от Мишки... «Когда отряд идет в поход, я запиваю песни...
«Здесь чудный лук, и я лижу». — На днях в лесу нашел я грусть и очень был доволен…»
Написано в письмишке. Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Лук лижет?! Что за чудеса! Мой друг серьезно болен.
Наверно, шутит плут... Вернется — надо подлечить:
Читаю дальше: Заставить правила учить...
«Здесь — лиса, красивый длинный прут».
Занимательное упражнение (работа по вариантам).
Записать загадку и отгадку к ней. Подчеркнуть слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Устно подобрать проверочные слова.
• Выгоняли рога погулять на луга,
И рога вечерком прибрели с молоком. (Корова.)
• Всю зиму на дворе лежал, весной куда-то убежал. (Снег.)
VII. Подведение итогов. Рефлексия
Фронтальный опрос
Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Орфография)
В какой части слова мы сегодня изучали написание гласной? (В корне)
Какими двумя способами можно проверить написание безударной гласной в корне слова? (1) подбор однокоренных слов; 2) изменение формы слова.)
Добавить необходимую инф-ю в алгоритм (написан на доске или распечатан на каждую парту). Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова
1. Прочитай слово, поставь ... (ударение).
2. Выдели ... (корень) и подчеркни ... (безударную гласную).
3. Подбери ... (проверочное) слово так, чтобы гласный стал под ... (ударением).
4. Напиши в слове такую гласную, как в ... (проверочном).
VIII. Домашнее задание.
§ 3, упр. 17 (устно), 22 (устно).