СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 53 Тема: В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 53 Тема: В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. 5 класс»

Урок № 53

Тема: В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

Цель:  Открыть и обобщить рассказы А.П. Чехова «Каштанка», «Ванька»,

«Толстый и тонкий» ,«Хамелеон»

Развивать способности понимать тексты литературных художественных

произведений.

Закрепить понятия «юмор и сатира».

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания об авторе и биографических сведений о нем;

- развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи;

- развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации;

- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;

- способствовать развитию правильной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством извест-ного русского писателя А. П. Чехова. Тема нашего сегодняшнего урока:

«Сатира и юмор в творчестве А. П. Чехова»

4. Чтение и анализ рассказов А.П.Чехова.

1) «Хамелеон»

-Почему рассказ назван «Хамелеон»? Ведь в нем ни разу не встречалось это слово.

-Над кем смеется автор?

-От чего зависит мнение Очумелова по поводу собаки?

-Кого из героев рассказа можно назвать «хамелеоном»?

-Что такое художественная деталь? Какие художественные детали встречаются в рассказе?

-Этот рассказ сатирический или юмористический? Докажите свое мнение.

- Юмор это или сатира?

5. Знакомство с рассказом «Злоумышленник».

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним рассказом А. П. Чехова. Называется он «Злоумышленник». Давайте прочитаем этот рассказ по ролям.

5. Беседа по прочитанному рассказу:

- Посмотрите на иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев этого рассказа?

- О чем этот рассказ? Кто его главные герои?

- Почему рассказ назван «Злоумышленник»? Кого А. П. Чехов назвал так?

- Является ли Денис Григорьев «злоумышленником»?

- Что смешного в этом рассказе?

- Этот рассказ сатирический или юмористический? Докажите свою позицию?

- Есть ли в рассказе только положительный и только отрицательный герои?

- На чьей вы стороне? Почему?

6. Слово учителя:

В 1885 году в «Петербургской газете» был напечатан рассказ А. П. Чехо-ва «Злоумышленник», который вошел в сборник «Пестрые рассказы». Уже при жизни писателя рассказ был признан шедевром. Посмотрите, пожалуй-ста, глубже и вы увидите, что это рассказ не просто про невежественного мужика и строгого следователя, это рассказ про два мира, оторванных от одной жизни. Главные герои – два русских человека, оба в сущности незлые люди, и оба не понимают друг друга. С первого взгляда кажется, что в этом рассказе есть отрицательные герои. Но давайте посмотрим более внима-тельно. Чехов не стремится никого осудить, хотя оба виновны и невиновны, оба вольные или невольные преступники. С точки зрения крестьянского мира Денис Григорьев не преступник, с точки зрения интеллигентного – преступник. А следователь в глазах мужика выглядит преступником, пото-му что осуждает его, невиновного. В то же время в глазах цивилизованного общества следователь - исполнитель закона. У каждого из героев свой образ жизни, своя нравственность, свои понятия о справедливости и совести. Де-нис Григорьев никак не может понять, что отвинчивание гаек является каким-то преступлением, что за это его и правда могут посадить в тюрьму. Этот его поступок кажется ему чем-то незначительным, потому что все так делают. Следователь в свою очередь никак не может понять, что мужик не знает о последствиях, к которым может привести откручивание гаек. Он ду-мает, что его хотят провести, обмануть. Мотивы, которые приводит Денис Григорьев, не укладываются в сознание следователя, потому что они лежат в той области жизни, которая следователю неизвестна, недоступна, недося-гаема. Так и не установив мотив, следователь обращается к нравственному чувству Дениса, к его совести, что его поступок мог привести к гибели лю-дей. Но и здесь следователя постигает неудача: мужик отрицает всякий злой умысел и божится, что совесть его чиста: «Слава Те Господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было». Нам понятно, что следователь одновременно прав и не прав. Преступление совершено, но виновный не должен нести наказания, потому что он не знал о последствиях своего поступка. Закон в таких случа-ях освобождал от наказания. Следователь допустил ошибку и, заключив под стражу невиновного по закону человека, сам стал преступником. Но следователь совсем не злодей, он арестовал Дениса Григорьева потому, что действительно не поверил, что можно не знать о том, к какой трагедии может привести откручивание простой гайки.

Этот рассказ является юмористическим, потому что автор не стремится высмеять какого либо героя, выставить кого-либо в крайне невыгодном све-те. Чехов показывает нам, как могут два человека разговаривать и не пони-мать друг с друга. Но в то же время можно сказать, что этот юмор является грустным.

7. Сравнение рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник».

- В чем разница этих двух рассказов?

(один из них является сатирическим и направлен на высмеивание человечес-ких пороков, а другой – юмористический, который показывает нам наличие разных миров в одной жизни и полное отсутствие взаимопонимания между этими мирами).

- В чем сходство этих рассказов?

(во-первых, в том, что эти сюжеты этих рассказов взяты из жизни; во- вторых, схожи композиции этих рассказов: они представляют собой мини- сценки, и у них отсутствует завязка; мы становимся свидетелями развития событий, но не видим, с чего все начиналось).

8. Чтение и анализ рассказов «Каштанка», «Ванька Жуков»

9. Итог урока, выставление оценок.

Итак, давайте подведем итог нашему уроку и сделаем вывод по изученному материалу.

В чем же своеобразие чеховских рассказов, с которыми мы с вами познако-мились? В том, что автор в своей мини-сцене («Хамелеон») смог показать характер своих героев, высмеять нравственные пороки человека. В рассказе «Злоумышленник» автор попытался показать нам другую проблему - существование в одной жизни миров, не понимающих друг друга. Можно сказать, что то, над чем смеется Чехов, то, какими качествами обладают герои его рассказов, актуально, к сожалению, и сейчас.

Также мы с вами смогли увидеть в рассказах А. П. Чехова и сатиру, и юмор; научились различать эти понятия и находить их проявления в произведениях.

10. Домашнее задание:

Прочитать рассказы А. П. Чехова «Тоска», «Размазня». Подготовиться к беседе по этим рассказам 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!