СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 54 Тема: Ф,И, Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды». 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 54 Тема: Ф,И, Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды». 5 класс»

Урок № 54

Тема: Ф,И, Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды».

Цель: Показать целостность художественного образа, его общую природу в разных

видах искусства и обратить внимание детей на специфику его выражения

языком поэзии, музыки и живописи.

Задачи урока:

  • показать что и музыкальные, и литературные (стихотворения), и живописные произведения И.И.Левитана "Весна. Большая вода", "Март", А.К.Саврасова "Грачи прилетели" могут создавать образ, выражать настроение;

  • при анализе стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится" обратить внимание детей на важную роль олицетворения и сравнения для создания поэтического образа и передачи настроения;

  • показать что такие тропы, как олицетворение, метафора и эпитет, помогают поэту создать великолепный образ молодой весны.

Оборудование

Грамзапись с произведениями П.И.Чайковского "Времена года": "Март", "Апрель";

Репродукции картин И.И.Левитана "Весна. Большая вода", "Март", А.К.Саврасова "Грачи прилетели"; словарь настроений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Звучит музыка из цикла "Времена года" ("Весна") П.И.Чайковского. На её фоне читаю четверостишие:

Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко - красном
Шагает по земле :

Дети хором: "Весна!"

Ученики определяют тему урока.

-Что помогло определить тему нового раздела? (Музыка, стихи)

Появляются иллюстрации на доске.

- Чьи это картины?

-У меня к сожалению рассыпались и перепутались карточки с буквами. Попробуйте прочитать.

СЛАЕВВРИАТСАОНВ

Ответ: Саврасов, Левитан.

-Как догадались? (Читали через букву.)

б) Чтение содержания раздела в конце учебника.

- Какие произведения мы будем читать?

Есть ли знакомые авторы? В каком жанре они работают?

-Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Рифма, ритм, образные слова.)

- А кто может предположить, с какой целью читают стихи?

Чтобы перенестись в весну. Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое.

- Каждый человек по - своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видит и чувствует весну Ф.И.Тютчев, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний.

-Как вы узнаёте весну?

Дети говорят о приметах - пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, тёплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы:

- А только ли видно весну? Её ещё слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут:

-Давайте послушаем голоса весеннего леса. (Прослушивание записи.)

- Откройте учебники


- Поэтическим мастерством Тютчева восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: ":кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии". Фет обращался к нему так: Мой обожаемый поэт:"- и называл его "поклонником вечной красоты". Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени.

2. Первичное чтение стихотворения "Зима недаром злится" учителем.

Установка перед чтением: "Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о весне?"

Проверка понимания, работа с текстом.

- О чём рассказал нам автор? (О борьбе Зимы с Весной.)

- Как названа Зима? (Ведьма злая.)

- А весна? (Прекрасное дитя.)

- Кого они тебе напоминают?

- Это рассказ (повествование) или описание? Если рассказ, то главное - это действия.

- Что делает Весна? А Зима?

- На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.)

- Как называется такой приём? (Олицетворение.)

- Поэт - волшебник. Совершил чудо - времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это их действиями.

 развернуть таблицу

Весна

Зима

стучится

злится

гонит (Зиму)

хлопочет

хохочет

ворчит

шумит

взбесилась

умылася

пустила

румяней стала

пустила

 развернуть таблицу

Два рисунка - Весна и Зима. Нарисовали в воображении Зиму и Весну.

Красивая девушка - это Весна. Она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы. Весна хохочет и зовёт с собой птиц, машет им руками.

Злая "ведьма", старая, некрасивая - Зима. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает,- снег, метель. Вот - вот налетит на Весну.

IV. Подведение итога работы по стихотворению.

-Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться от зимнего сна природа.)

- А Зиму - в образе старушки? (Зима подходит к концу, жить ей осталось недолго.)

-А как вы относитесь к зиме?

Правильно, ведь и зима была по - своему хороша. Вспомните, у Пушкина: "Мороз и солнце! День чудесный!" Или: ":И вот сама идёт волшебница зима!"

"Всему своё время", - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье.

5. Выразительное чтение. Что значит "читать выразительно"? (Соблюдать паузы, выделять голосом "нужные" слова, определять темп чтения:)

- Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы над новым материалом.

Работа по стихотворению "Весенние воды"

- Творчество Тютчева - это поэтическая повесть о жизни природы, со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы! Что ещё можно увидеть, услышать в стихах Тютчева?

Чтение стихотворения про себя, затем вслух.

Вопросы после чтения.

- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (Радости, ликования, ожидания тёплых дней.)

- Какие слова создают радостное настроение и у читателя?

"Весна идёт! Весна идёт!" "шумят", "будят", "гласят".

- Какой была природа до появления весенних ручьёв? (Сонной)

- Почему ручьям удалось пробудить природу? (Они шумели, кричали, пели.)

-Как называют себя весенние воды? (Мы молодой весны гонцы.) Кто обычно посылает гонцов?

- Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? (Потому что они быстрые, как гонцы.)

- Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? Ведь поэт не говорит: "Ручьи, как гонцы". Он просто называет их гонцами. (Метафора.)

- А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? (Олицетворение.)

- Найдите в тексте олицетворения.

- Найдите слова, которые передают движение весенних вод (явление звукописи.) Какую часть речи использует поэт в этих строках, чтобы передать движение? (Глаголы.)

- Прочитайте строки

Бегут и Будят сонный Брег,

Бегут и Блещут, выделяя звук Б. Вы чувствуете, будто воздух разрывает сомкнутые губы?

- Почему поэт называет майские дни хороводом? (Хороводы водили девушки по праздникам, а майские дни похожи на праздник, потому что радуют людей.)

- Поэт называет хоровод майских дней румяным. Как вам кажется, почему?

- Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню? (Хмурый, сонный, уставший.)

- И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение - эпитет.

VI. Подведение итога работы по стихотворению.

Итак, какая главная тема этого стихотворения? (Ожидание царицы - весны, которая посылает гонцов - весенние ручьи, весенние воды - возвестить о своём скором приходе.)

-Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям.

Брег.

Гласят.

Молодая весна.

VII. Подведение итога урока.

- Объясните смысл пословицы "Как февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет".

- Какие приёмы использует Тютчев для создания поэтического образа и передачи настроения?

Домашнее задание по выбору: (дифференцированное)

1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева.

2. Подготовить выразительное стихотворение обоих стихотворений.

3. Подготовить выразительное чтение одного понравившегося стихотворения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!