Урок 58. Образ России, народа и автора в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.
Основное содержание урока
«Мёртвые души» — поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Подбор цитат на тему «Образ Родины в поэме». Определение художественной функции внесюжетных элементов композиции поэмы (лирических отступлений). Выявление в поэме признаков эпического и лирического родов
«Мёртвые души» — поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме
I. Рассматривание и обсуждение титульного листа к поэме «Мёртвые души», созданного Н. В. Гоголем:
— Почему слово поэма начертано более крупным шрифтом, чем название?
(Возможно, автор подчёркивает значительность произведения, задуманного в духе древнего эпоса.)
— Что символизируют черепа и скелеты вокруг букв?
(Черепа и скелеты «говорят» о теме поэмы — путешествии в царство мёртвых.)
— Какие черты быта города и помещичьих усадеб запечатлены на титульном листе?
(Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде — черты быта города и помещичьих усадеб, то есть России.)
— Почему вверху изображена бегущая лошадь, запряжённая в коляску?
(Это символ России, находящейся в движении, летящей вперёд.)
— Какие ещё детали титульного листа привлекли ваше внимание?
II. Вступительная беседа:
— Почему Н. В. Гоголь считал своё произведение поэмой о величии России?
— Почему председателя цензурного комитета Голохвастова возмутило название поэмы?
(«Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мёртвой души не может быть; автор вооружается против бессмертия».)
— Вспомните, какие смыслы вкладывал Н. В. Гоголь в название поэмы.
— Как эта мысль Данте трансформируется в поэме Н. В. Гоголя?
1. Мёртвые души — это товар, который покупает Чичиков, — крепостные души. Это буквальный смысл поэмы, связанный с сюжетом.
2. Мёртвые души — это помещики и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков; у них нет души, она мертва. Это иносказательный, метафорический смысл поэмы.
3. Моральный смысл: не может быть человека без души, такого не должно произойти.
4. Глубокий духовный смысл поэмы раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть тать и разбойник». Мёртвые души — это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека.
III. Аналитическая беседа:
— Есть ли в поэме живые души? Что Н. В. Гоголь ценит и чего не принимает в русском народе? Как входит в поэму Гоголя крестьянская Русь?
— Кто выводит заблудившегося Чичикова на правильную дорогу из поместья Коробочки и какой смысл при этом выявляется?
— Какие характеристики даёт Собакевич своим умершим крестьянам? Докажите, что в них звучит восхищение умениями русского человека.
— Что удивляет писателя в слугах Ноздрёва и Чичикова? О каких качествах слуг автор пишет с иронией?
— Перескажите историю капитана Копейкина. Какие качества русского человека присущи Копейкину? Какой смысл заключён в его фамилии?
— Как отразилась тема народа в поступках жителей села Вшивая-спесь?
— В поэме Н. В. Гоголь упоминает о «грустной, хватающей за душу песне». Как этот мотив связан с темой живой души?
— Докажите, что в поэме Н. В. Гоголя проступают «позади мёртвых душ — души живые» (А. И. Герцен). Что такое живые души? Найдите примеры в главах V, VII и XI.
IV. Практическая работа.
Составление схемы «Живые и мёртвые души в поэме».
V. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику.
Лирические отступления
Групповая работа.
Подбор цитат на тему «Авторское отношение к России в лирических отступлениях поэмы».
Группа 1. Глава V.
Прочитайте лирическое отступление о метком русском слове со слов «„А! заплатанной, заплатанной!“ — вскрикнул мужик…» до конца главы.
Что восхищает автора в русской речи и метком русском слове?
Докажите, что богатый язык является признаком величия страны.
Группа 2. Глава VII.
Прочитайте лирическое отступление со слов «Счастлив писатель…» до слов «…гром других речей».
Какой тип писателя характерен для русской литературы? В чём его долг перед Отечеством?
Группа 3. Глава XI.
Прочитайте лирическое отступление о Руси со слов «Русь! Русь! вижу тебя…» до слов «…незнакомая земле даль! Русь!..».
Какая сила влечёт русского человека к Родине, несмотря на её бедность и убогость?
Почему выразителем духа русского человека является русская песня?
Группа 4. Глава XI.
Прочитайте лирическое отступление со слов «Какое странное, и манящее, и несущее…» до слов «…сколько перечувствовалось дивных впечатлений!».
Почему для Н. В. Гоголя дорога — символ Родины?
Почему пребывание в дороге целительно для русского писателя?
Прокомментируйте смысл образа дороги с позиций времени и пространства.
Обобщающая беседа:
Какова роль в поэме лирических отступлений?
Каким в них предстаёт образ автора?
Как меняется его отношение к Родине на протяжении первого тома?
Какие причины побудили Гоголя рисовать свою Родину сатирически?
Создавая «Мёртвые души», Н. В. Гоголь брал на себя миссию пророка и проповедника. Можно ли утверждать, что автор выступил в этих ролях уже в первом томе? Обоснуйте свой ответ.
Итоговые вопросы:
Какой путь нравственного возрождения хотел показать Гоголь?
Какие «живые души» проступают в поэме «позади мёртвых»?
Какие нравственные проблемы поднимает Н. В. Гоголь в лирических отступлениях?
Домашнее задание
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.
Изучить статьи учебника «Своеобразие замысла и повествования» и «Построение характеров героев».
Составить конспект фрагмента статьи В. Г. Белинского «„Похождения Чичикова, или Мёртвые души“. Поэма Н. В. Гоголя» (по выбору учителя) (см. http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/gvs/gvs-358-.htm?cmd=p — критика второго издания «Мёртвых душ»).
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.