Урок 60
Е. ЧАРУШИН «ЯШКА».
А. КУШНЕР «ЧТО Я УЗНАЛ!»
Цели деятельности учителя: способствовать расширению читательского кругозора; создать условия для ознакомления с творчеством писателя и художника Е. Чарушина, жанрами изобразительного искусства: «портрет», «натюрморт», «пейзаж» на основе стихотворения А. Кушнера.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе, выражать чувства, передавать настроение в стихотворении.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности.
Звучит песня (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).
Небылицы
Я купил на птичьем рынке
Говорящего кота,
Но не знал ещё, что будет
С ним сплошная маята.
Убежал мой кот из дома
И явился в детский сад.
Пел он песню «Чунга-чанга»
Тридцать три часа подряд.
II. Постановка учебной задачи.
− Хотите завести такого кота? Можно ли кота научить говорить? Кого можно научить разговаривать? Каких птиц?
− Сегодня мы узнаем, как можно научить говорить птицу, но не попугая. Е. Чарушин написал об этом в рассказе «Яшка».
III. Открытие нового знания.
1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» учителем (или хорошо читающими учениками).
2. Работа по вопросам учебника.
3. Выборочное чтение текста, работа с иллюстрациями.
− От чьего имени ведётся рассказ? (Рассказ ведётся от лица автора. Евгений Чарушин рассказывает о случае, произошедшем с ним в зоосаду.)
− Рассмотрите первую иллюстрацию. Какое название можно дать этой картинке? («Удивление», «Неожиданная просьба».)
− Найдите и прочитайте соответствующий ей отрывок текста. Как вы думаете, появилась ли у автора рассказа говорящая птица? Объясните свой ответ. (Последнее предложение говорит о намерении купить птицу и научить её говорить. На иллюстрации автор уже обучает птицу.)
4. Выборочный пересказ текста.
− Хочется ли вам завести дома птицу и научить её говорить? Расскажите, как вы справитесь с этим заданием.
− Евгений Иванович Чарушин был не только детским писателем. Он – один из самых любимых детьми художников мира животных. Чарушин был лучшим художником-анималистом.
Учитель обращается к выставке книг, написанных и проиллюстрированных Е. И. Чарушиным.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Чтение стихотворения А. Кушнера «Что я видел!».
На доске: детские рисунки, репродукции картин (портреты, пейзажи, натюрморты).
− Рассмотрите картины. Чем они похожи (различаются)?
− Какая картина называется «пейзаж»? Хотите узнать это наверняка? Прочитайте стихотворение А. Кушнера «Что я видел!».
Выборочное чтение стихотворения.
6. Работа по вопросам учебника.
Соотнесение рисунков, репродукций картин на доске с названиями жанров изобразительного искусства.
Ученики прикрепляют таблички со словами «портрет», «натюрморт», «пейзаж» рядом с соответствующей иллюстрацией.
IV. Рефлексия деятельности.
− Какие научные знания вы получили на уроке?
− Кто помог вам узнать жанры изобразительного искусства?
– Кто рассказал, как научить птицу говорить?
– Какие ещё открытия вы сделали на уроке?