Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Будьте собранны, друзья, Ведь без знаний нам нельзя! Чтобы сказки узнавать, Надо много книг читать! | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу |
II. Проверка домашнего задания | – О чем раздел, над которым начали работать? – Составим модель обложки произведения, над которым работали дома. – Какое произведение читали? – Как оно называется? – Кто написал это произведение? – Как автор относится к жителям леса? – Какие слова подчеркивают его бережное отношение к природе? – Чему учит это произведение? | – О братьях наших меньших. Каждому ученику даются листок и памятка (см. Ресурсный материал). Осуществляют самопроверку модели обложки по образцу. – Рассказ. – «Старый гриб». – М. Пришвин. – Заботливо, внимательно, по-доброму. – Природу нужно беречь, любить, охранять, защищать | Осознанно строят речевое высказывание (устно), осуществляют поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации. Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
III. Актуализация знаний. 1. Отгадывание загадок | – О ком будем читать сегодня на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Рыжая плутовка, хитрая и ловкая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка! Кто это? – Лиса приглашает посетить Страну лисьих сказок. Она приготовила нам сюрпризы-загадки. Думаю, вы сможете правильно их разгадать. – Какие вы знаете русские народные сказки, где главная героиня – лиса? | – Лиса. | Осознанно строят речевое высказывание (устно), осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Высказывать свои мысли и доказывают свою точку зрения, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Устанавливают значение результатов своей деятельности, проявляют чувство сопереживания героям. Знакомятся с произведением. Овладевают приемами понимания прочитанного и прослушанного текста. Овладевают основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза |
2. Игра «Отгадай сказки» (работа в группах) | – Вы будете зачитывать отрывки из сказок и отгадывать. • «И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса – тут как тут: села под окошечко и поет: – Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка». – Какая здесь лиса? • «Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится: – Хозяин, пусти меня ночевать! Он говорит: – Некуда, лисонька, тесно!» – Какой здесь показана лиса? • «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: – Стук-стук-стук». – Какая здесь лиса? Почему? | – «Петушок – золотой гребешок». – Коварная, хитрая. – «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку». – Не только хитрая, но и коварная, злая насмешница. – «Лисичка со скалочкой». – Глупая. Ей удается обмануть двух хозяев, а третий перехитрил ее |
IV. Постановка учебной задачи | – Сказку про Лису Патрикеевну написал Константин Дмитриевич Ушинский. Это великий русский педагог, он писал сказки и рассказы для детей. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из его сказок – «Лиса Патрикеевна» | Внимательно слушают |
V. Работа по теме урока. 1. Словарная работа | – Посмотрите на доску. Как вы понимаете значения этих слов? Зубушки – зубы; рыльце – мордочка лисы; тихохонько – очень тихо; пригибается – низко нагибается; кладовые – место, где хранятся заготовки; спаленка – место для сна; травушка – трава; выстланы – застелены; постница – соблюдающая пост. Патрикеевна – …? – Остановимся на слове Патрикеевна. – Откуда такое странное отчество и почему его носит именно лиса? – Патрикей – имя старинное, происходит от латинского патриций, то есть аристократ. Но в старину «ц» на Руси произносилось как [к]. Вот и получилось Патрикей, так называли только детей княжеского рода. – Как же это связано с лисой? Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей Наримунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец. А так как лиса считалась самым хитрым зверем, то получила отчество Патрикеевна | Объясняют значение слов. | Строят рассуждения. Принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свое действие. Оценивают правильность выполнения действия |
2. Чтение сказки учителем | – Какой вам представилась лиса? – Как автор относится к лисе? На доске слова: любуется, ненавидит, уважает, восхищается, осуждает, ценит, ругает. – Выберите нужное слово. – Почему К. Ушинский называет лису разбойницей? Прочитайте | – Красавица, умница. Автор любуется ею, хвалит, но и слегка осуждает, называя разбойницей. – Она хитро и нагло ворует птиц из-под носа у людей: «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика» |
Физкультминутка | Утром лисонька проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – тихонько покружилась, Три – нагнулась, посмотрела, На пенек тихонько села | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
| – Сколько абзацев? – Чем лисонька хороша? Найдите в 1-м абзаце и прочитайте. – Как она выглядит? Найдите во 2-м абзаце и прочи- тайте. | – 5. | |
3. Работа с текстом | – Найдите слова из 1-го и 2-го абзацев, к которым можно задать вопросы: какая, какое, какой? – Как называются эти слова? У Патрикеевны рыжий нос, У нее пушистый хвост, Шуба рыжая лисы Несказанной красоты. Лиса павою похаживает, Шубу пышную поглаживает. – Я охотница до птицы! Кур ловить я мастерица! – Вот какая Лиса Патрикеевна! | – Прилагательные, потому что указывают на признаки | |
4. Работа в паре | – Пользуясь памяткой, ответьте на второй вопрос. Осуществляет проверку задания | Описывают олененка. Читают стихотворение П. Комарова «Олененок» | |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Какой секрет мы раскрыли сегодня на уроке? – Что нового вы узнали про лису? – Что вам особенно понравилось на уроке? – Оцените свою работу на уроке. Поднимите кружочки: • Если вы довольны своей работой – красный кружок; • не очень довольны – половинка кружка; • не доволен – белый кружок. – Что было легким при изучении сказки? Сложным? Интересным? | Отвечают на вопросы. Выбирают кружок и высказываются по цепочке | Осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, самооценку; адекватно реагируют на трудности |
Домашнее задание | Подготовить рассказ о лисе; выполнить задания 2, 4 в тетради; выразительно читать стихотворение П. Комарова «Олененок» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Умеют слушать и вступают в диалог |