СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 64. К. УШИНСКИЙ «ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА». П. КОМАРОВ «ОЛЕНЕНОК».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением; способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения, умения работать с текстом произведения, развитию учебно-информационных умений и навыков (бегло, сознательно и правильно читать; пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух); создать условия для формирования выразительного чтения (ясного, четкого произношения слов, соблюдения интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски); умения работать самостоятельно, в паре, группе, делать выводы; воспитывать любовь к народному творчеству,  животным, родной природе, ко всему живому на земле, стремление к взаимопомощи, умения слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок 64. К. УШИНСКИЙ «ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА». П. КОМАРОВ «ОЛЕНЕНОК».»

Урок 64. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». П. Комаров «Олененок»

Тип урока: изучение нового материала, урок-игра

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением; способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения, умения работать с текстом произведения, развитию учебно-информационных умений и навыков (бегло, сознательно и правильно читать; пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух); создать условия для формирования выразительного чтения (ясного, четкого произношения слов, соблюдения интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски); умения работать самостоятельно, в паре, группе, делать выводы; воспитывать любовь к народному творчеству, животным, родной природе, ко всему живому на земле, стремление к взаимопомощи, умения слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека

Планируемые результаты

Предметные: выявляют авторское отношение к герою; замечают эмоционально-оценочные слова, ярко характеризующие героя

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие;

коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Личностные: имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы

Образовательные ресурсы: памятка по составлению обложки


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Будьте собранны, друзья,

Ведь без знаний нам нельзя!

Чтобы сказки узнавать,

Надо много книг читать!

Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу

II. Проверка домашнего задания

– О чем раздел, над которым начали работать?

– Составим модель обложки произведения, над которым работали дома.



– Какое произведение читали?

– Как оно называется?

– Кто написал это произведение?

– Как автор относится к жителям леса?


– Какие слова подчеркивают его бережное отношение
к природе?

– Чему учит это произведение?

– О братьях наших меньших.

Каждому ученику даются листок и памятка (см. Ресурсный материал).

Осуществляют самопроверку модели обложки по образцу.

– Рассказ.

– «Старый гриб».

– М. Пришвин.

– Заботливо, внимательно,
по-доброму.



– Природу нужно беречь, любить, охранять, защищать

Осознанно строят речевое высказывание
(устно), осуществляют поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации.

Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

III. Актуализация знаний.

1. Отгадывание загадок

– О ком будем читать сегодня на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Рыжая плутовка, хитрая и ловкая.

Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка!

Кто это?

– Лиса приглашает посетить Страну лисьих сказок. Она приготовила нам сюрпризы-загадки. Думаю, вы сможете правильно их разгадать.

– Какие вы знаете русские народные сказки, где главная героиня – лиса?





– Лиса.

Осознанно строят речевое высказывание
(устно), осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Высказывать свои мысли и доказывают свою точку зрения, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Устанавливают значение результатов своей деятельности, проявляют чувство сопереживания героям.

Знакомятся с произведением.

Овладевают приемами
понимания прочитанного и прослушанного
текста.

Овладевают основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза

2. Игра
«Отгадай сказки»
(работа
в группах)

– Вы будете зачитывать отрывки из сказок и отгадывать.

• «И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса – тут как тут: села под окошечко и поет:

– Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка».

– Какая здесь лиса?

• «Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится:

– Хозяин, пусти меня ночевать!

Он говорит: – Некуда, лисонька, тесно!»

– Какой здесь показана лиса?


• «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла
и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу:

– Стук-стук-стук».

– Какая здесь лиса? Почему?










– «Петушок – золотой гребешок».

– Коварная, хитрая.



– «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку».

– Не только хитрая, но и коварная, злая насмешница.



– «Лисичка со скалочкой».

– Глупая. Ей удается обмануть двух
хозяев, а третий перехитрил ее

IV. Постановка учебной задачи

– Сказку про Лису Патрикеевну написал Константин Дмитриевич Ушинский.

Это великий русский педагог, он писал сказки и рассказы для детей. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из его сказок – «Лиса Патрикеевна»

Внимательно слушают

V. Работа
по теме
урока.

1. Словарная работа

– Посмотрите на доску. Как вы понимаете значения этих слов?

Зубушки – зубы;

рыльце – мордочка лисы;

тихохонько – очень тихо;

пригибается – низко нагибается;

кладовые – место, где хранятся заготовки;

спаленка – место для сна;

травушка – трава;

выстланы – застелены;

постница – соблюдающая пост.

Патрикеевна …?

– Остановимся на слове Патрикеевна.

– Откуда такое странное отчество и почему его носит именно лиса?

Патрикей – имя старинное, происходит от латинского патриций, то есть аристократ. Но в старину «ц» на Руси произносилось как [к]. Вот и получилось Патрикей, так называли только детей княжеского рода.

– Как же это связано с лисой?

Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей Наримунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец. А так как лиса считалась самым хитрым зверем, то получила отчество Патрикеевна

Объясняют значение слов.










Строят рассуждения.

Принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свое действие.

Оценивают правильность выполнения действия

2. Чтение сказки
учителем

– Какой вам представилась лиса?

– Как автор относится к лисе?

На доске слова: любуется, ненавидит, уважает, восхищается, осуждает, ценит, ругает.

– Выберите нужное слово.

– Почему К. Ушинский называет лису разбойницей? Прочитайте


– Красавица, умница. Автор любуется ею, хвалит, но и слегка осуждает, называя разбойницей.


– Она хитро и нагло ворует птиц из-под носа у людей: «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика»

Физкультминутка

Утром лисонька проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – тихонько покружилась,

Три – нагнулась, посмотрела,

На пенек тихонько села

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя


– Сколько абзацев?

– Чем лисонька хороша? Найдите в 1-м абзаце и прочитайте.

– Как она выглядит? Найдите во 2-м абзаце и прочи-
тайте.

– 5.



3. Работа
с текстом

– Найдите слова из 1-го и 2-го абзацев, к которым можно задать вопросы: какая, какое, какой?

– Как называются эти слова?

У Патрикеевны рыжий нос,

У нее пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

– Я охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

– Вот какая Лиса Патрикеевна!



– Прилагательные, потому что указывают на признаки


4. Работа
в паре

– Пользуясь памяткой, ответьте на второй вопрос.

Осуществляет проверку задания

Описывают олененка.

Читают стихотворение П. Комарова «Олененок»


VI. Итог
урока. Рефлексия

– Какой секрет мы раскрыли сегодня на уроке?

– Что нового вы узнали про лису?

– Что вам особенно понравилось на уроке?

– Оцените свою работу на уроке. Поднимите кружочки:

• Если вы довольны своей работой – красный кружок;

• не очень довольны – половинка кружка;

• не доволен белый кружок.

– Что было легким при изучении сказки? Сложным? Интересным?

Отвечают на вопросы.





Выбирают кружок и высказываются по цепочке

Осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, самооценку; адекватно реагируют на трудности

Домашнее

задание

Подготовить рассказ о лисе; выполнить задания 2, 4 в тетради; выразительно читать стихотворение П. Комарова «Олененок»

Записывают задание на дом, задают вопросы

Умеют слушать и вступают в диалог


Ресурсный материал

Памятка

Жанры

Рассказ

Сказка

Стихотворение

Басня

Былина

Загадка

Пословица

Темы

О Родине – красный.

О детях – желтый.

О природе – зеленый.

О животных – коричневый.

О волшебстве и приключениях – синий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!