СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 7. Быт поместного дворянства. Сцена охоты. Сцена пляски у дядюшки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентации к урокам по роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир". Приложения: видеоматериалы (отрывки из к/ф Бондарчука "Война и мир", тесты проверки по главам в программе Hot potatoes. Папка в стадии доработки. В итоге будут представлены все материалы к изучению романа. ...

Просмотр содержимого документа
«Урок 7. Быт поместного дворянства. Сцена охоты. Сцена пляски у дядюшки.»

Тема: Быт поместного дворянства  анализ сцены охоты и  «в гостях у дядюшки» ) Л.Н.Толстой Война и мир

Тема: Быт поместного дворянства

анализ сцены охоты и

«в гостях у дядюшки»

)

Л.Н.Толстой

Война и мир

Эпиграф к уроку  «Только потому так серьезно описана охота, что она одинаково важна…»  (Л.Н.Толстой)

Эпиграф к уроку

«Только потому так серьезно описана охота, что она одинаково важна…»

(Л.Н.Толстой)

Бородинское сражение Предыдущие и последующие события романа Отечественная Охота в имении  Ростовых война 1812г. ВОЙНА 1805г. Аустерлицкое  сражение «Всем народом навалиться хотят…» Партизанская война

Бородинское сражение

Предыдущие и последующие события романа

Отечественная

Охота в имении

Ростовых

война 1812г.

ВОЙНА

1805г.

Аустерлицкое

сражение

«Всем народом

навалиться

хотят…»

Партизанская

война

1 2 3 4 5 6 7 Структура эпизода «охота» Описание утра – часть4,гл.3 Разговор Николая Ростова с Данилой Наташа заявляет брату о своем решении ехать на охоту Охота Ростовых в поле – ч.4, гл.4 Старый граф на охоте. Встреча с дядюшкой. Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5 Молитва Ростова. Травля зверя. Встреча Николая с соседом Илагиным. 1

1

2

3

4

5

6

7

Структура эпизода «охота»

Описание утра – часть4,гл.3

Разговор Николая Ростова с Данилой

Наташа заявляет брату о своем решении ехать на охоту

Охота Ростовых в поле – ч.4, гл.4

Старый граф на охоте. Встреча с дядюшкой.

Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5

Молитва Ростова.

Травля зверя. Встреча

Николая с соседом Илагиным.

1

Охота в имении Ростовых

Охота в имении

Ростовых

 Почему Л.Н.Толстой описывает сцену охоты именно в имении  Ростовых?

Почему Л.Н.Толстой

описывает сцену охоты

именно в имении

Ростовых?

Стиль писателя Способ выражения авторской  позиции  Пейзаж. (Человек и природа) Внутренний монолог (молитва Ростова). Характеристика героя с помощью художественной детали. Прямая авторская характеристика героя. Поведение героев во время охоты. Речевая характеристика героев. «…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.»  В.П.Катаев Художественно-выразительные средства (олицетворение; сравнение; аллегория; ирония и т.д.),позволяющие  проникнуть в идейный  замысел романа. 2

Стиль писателя

Способ выражения авторской

позиции

Пейзаж. (Человек и природа)

Внутренний монолог (молитва Ростова).

Характеристика героя с помощью художественной детали.

Прямая авторская характеристика героя.

Поведение героев во время охоты.

Речевая характеристика героев.

«…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.»

В.П.Катаев

Художественно-выразительные

средства (олицетворение;

сравнение; аллегория; ирония

и т.д.),позволяющие

проникнуть в идейный

замысел романа.

2

«…утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю». «…событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться.» (Л.Н.Толстой)

«…утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю».

«…событие должно было совершиться

только потому, что оно должно было

совершиться.» (Л.Н.Толстой)

Система образов в эпизоде Данило - ловчий, крестьянин Ростовых Дядюшка Михаил Никанорыч Старый граф Илья Андреевич Ростов Николай Ростов- молодой барин Наташа Ростова Помещик Илагин- сосед Ростовых Петя Ростов 3 По Толстому, близость человека к природе очень часто оказывается положительным критерием личности .

Система образов в эпизоде

Данило -

ловчий, крестьянин

Ростовых

Дядюшка

Михаил

Никанорыч

Старый граф

Илья Андреевич

Ростов

Николай Ростов-

молодой барин

Наташа

Ростова

Помещик Илагин-

сосед Ростовых

Петя

Ростов

3

По Толстому, близость человека

к природе очень часто оказывается

положительным критерием личности .

 «Несмотря на то, что Данило был невелик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обычно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь господских покоев, и стараясь поскорее все высказать и выйти на простор, из-под потолка под небо»  Какие художественные средства  использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы?

«Несмотря на то, что Данило был невелик

ростом, видеть его в комнате производило

впечатление подобное тому, как когда

видишь лошадь или медведя на полу между

мебелью и условиями людской жизни.

Данило сам это чувствовал и, как обычно,

стоял у самой двери, стараясь говорить тише,

не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь

господских покоев, и стараясь поскорее все

высказать и выйти на простор, из-под

потолка под небо»

Какие художественные средства

использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы?

Данило - охотник «…из-за угла вышел…ловчий Данило, по-украински в скобу обстриженный, седой, морщинистый охотник, с гнутым арапником в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает  только у охотников.»  Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презрения  ко всему в мире , которое бывает только у охотников»?  Какова роль Данилы в сцене охоты?  Почему он так «самостоятелен»?

Данило - охотник

«…из-за угла вышел…ловчий Данило,

по-украински в скобу обстриженный, седой,

морщинистый охотник, с гнутым арапником

в руке и с тем выражением самостоятельности

и презрения ко всему в мире, которое бывает

только у охотников.»

Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире , которое бывает только у охотников»?

Какова роль Данилы в сцене охоты?

Почему он так «самостоятелен»?

Данило и Николай Ростов «Он снял свою черкесскую шапку перед барином и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот все  презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.»  Почему автор выстраивает так отношения между барином и крепостным? В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?

Данило и Николай Ростов

«Он снял свою черкесскую шапку перед

барином и презрительно посмотрел на него.

Презрение это не было оскорбительно для

барина: Николай знал, что этот все

презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.»

Почему автор выстраивает так

отношения между барином и крепостным?

В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?

Том 2, часть4, 5глава Николай в ожидании зверя  Почему сходны чувства и даже мечты Николая на охоте и в бою?  Что сближает в его сознании  Аустерлиц, Долохова, карты,  войну и охоту?

Том 2,

часть4,

5глава

Николай в ожидании зверя

Почему сходны чувства и даже

мечты Николая на охоте и в бою?

Что сближает в его сознании

Аустерлиц, Долохова, карты,

войну и охоту?

 Каково состояние людей на охоте и во время военных  действий?

Каково состояние людей

на охоте и во время военных

действий?

 «Лабиринт сцеплений» - так называет Толстой свой роман. 1812г Николай Ростов со своим эскадро- ном атакует  французов, берет в плен офицера.  (Том3, ч.1, гл.15) За Николаем Ростовым гонятся французы (Шенгра- бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19) Идет «охота»   1805г 1809г Николай Ростов охотится  в своем имении на волка  (т.2, ч.4,гл.3-6)

«Лабиринт сцеплений» -

так называет Толстой свой роман.

1812г

Николай Ростов

со своим эскадро-

ном атакует французов, берет в плен офицера.

(Том3, ч.1, гл.15)

За Николаем Ростовым гонятся

французы (Шенгра-

бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19)

Идет «охота»

1805г

1809г

Николай Ростов

охотится в своем

имении на волка

(т.2, ч.4,гл.3-6)

Что объединяет понятия:  война и охота? Уничтожить (лишить жизни) Война -«забава»  политиков  и людей, наделенных властью (их оружие- целая армия) Охота –«забава» людей привилеги- рованного класса (с применением оружия) Результат: военные трофеи, шкура убитого зверя.

Что объединяет понятия:

война и охота?

Уничтожить

(лишить жизни)

Война -«забава»

политиков и

людей, наделенных

властью (их оружие-

целая армия)

Охота –«забава»

людей привилеги-

рованного класса

(с применением

оружия)

Результат:

военные трофеи, шкура убитого

зверя.

Князь Андрей Болконский о бессмысленной войне 1805 года «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей.» Что имел в виду князь Болконский,  сравнивая войну с «забавой праздных и легкомысленных людей»?

Князь Андрей Болконский

о бессмысленной войне 1805 года

«Война не любезность, а самое гадкое дело

в жизни, и надо понимать это и не играть

в войну. Надо принимать строго и серьезно

эту страшную необходимость. Все в этом:

откинуть ложь, и война так война,

а не игрушка. А то война – это любимая

забава праздных и легкомысленных людей.»

Что имел в виду князь Болконский,

сравнивая войну с «забавой праздных и

легкомысленных людей»?

«Граф Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубу, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять»  Какая фраза в описании старого графа содержит авторскую иронию?

«Граф Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубу, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять»

Какая фраза в описании старого графа содержит авторскую иронию?

Данило и старый граф   «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа. -Про…ли волка-то! ..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.»  Как меняет охота привычные  отношения людей, их иерархию?

Данило и старый граф

«- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа.

-Про…ли волка-то! ..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по

ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.»

Как меняет охота привычные

отношения людей, их иерархию?

«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.» Какими словами автор подчеркивает «единение» Наташи Ростовой с народом?

«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.»

Какими словами автор подчеркивает «единение» Наташи Ростовой с народом?

Зачем автор использует аллегорию в сцене травли волка собаками? В чем замысел автора?

Зачем автор

использует аллегорию

в сцене травли волка

собаками?

В чем замысел

автора?

Описание волка «Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные на него, и, слегка поворотив к охотнику голову, остановился – назад или вперед? «Э! все равно, вперед!..» - видно, как будто сказал он сам себе и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.»   Зачем нужно было автору так детально описывать повадки и «мысли» зверя, на которого идет охота?

Описание волка

«Вдруг вся физиономия волка изменилась;

он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда

не виданные им человеческие глаза,

устремленные на него, и, слегка поворотив

к охотнику голову, остановился – назад или

вперед? «Э! все равно, вперед!..» - видно,

как будто сказал он сам себе и пустился

вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.»

Зачем нужно было автору так детально описывать повадки и «мысли» зверя, на которого идет охота?

Сцена травли волка собаками  «Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-то  сделалось с Караем ,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними.  Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5)  Почему автору важна сцена борьбы собак с волком?  Какие ассоциации возникают, когда читаешь этот эпизод?

Сцена травли волка собаками

«Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-то сделалось с Караем ,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними.

Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5)

Почему автору важна сцена борьбы собак с волком?

Какие ассоциации возникают, когда

читаешь этот эпизод?

Бородинское сражение Русский мужик 1812 год Народ «Долго еще они поглядывал- ли на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел рысцой за ногами лошади дядюшки.» «…Данило уже лежит в середине собак, на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для охотников, и для собак, и для волка, что теперь все кончено.» Кто настоящий победитель «сражений»? Соотнесите моменты «победы» в сцене «охоты» с событиями романа.  Травля волка заканчивается «победой» Данилы Травля зайца заканчивается «победой» пса Ругая Итог сцены «охота» 1809 год

Бородинское

сражение

Русский

мужик

1812 год

Народ

«Долго еще они поглядывал-

ли на красного Ругая,

который с испачканной

грязью, горбатой спиной,

побрякивая железкой,

с спокойным видом

победителя шел рысцой

за ногами лошади дядюшки.»

«…Данило уже лежит в

середине собак, на заду

волка, стараясь поймать

его за уши. Очевидно

было и для охотников, и

для собак, и для волка,

что теперь все кончено.»

Кто

настоящий

победитель

«сражений»?

Соотнесите

моменты «победы»

в сцене «охоты» с

событиями романа.

Травля волка заканчивается «победой» Данилы

Травля зайца заканчивается «победой» пса Ругая

Итог сцены

«охота» 1809 год

Вывод:   Чем важна в концепции романа сцена охоты? Концепция - замысел, то или иное понимание чего-нибудь.

Вывод:

Чем важна

в концепции

романа сцена

охоты?

Концепция -

замысел, то или иное понимание

чего-нибудь.

В гостях у дядюшки после охоты «…Анисья Федоровна …сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.»

В гостях у дядюшки после охоты

«…Анисья Федоровна …сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя