Тема: Быт поместного дворянства
анализ сцены охоты и
«в гостях у дядюшки»
)
Л.Н.Толстой
Война и мир
Эпиграф к уроку
«Только потому так серьезно описана охота, что она одинаково важна…»
(Л.Н.Толстой)
Бородинское сражение
Предыдущие и последующие события романа
Отечественная
Охота в имении
Ростовых
война 1812г.
ВОЙНА
1805г.
Аустерлицкое
сражение
«Всем народом
навалиться
хотят…»
Партизанская
война
1
2
3
4
5
6
7
Структура эпизода «охота»
Описание утра – часть4,гл.3
Разговор Николая Ростова с Данилой
Наташа заявляет брату о своем решении ехать на охоту
Охота Ростовых в поле – ч.4, гл.4
Старый граф на охоте. Встреча с дядюшкой.
Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5
Молитва Ростова.
Травля зверя. Встреча
Николая с соседом Илагиным.
1
Охота в имении
Ростовых
Почему Л.Н.Толстой
описывает сцену охоты
именно в имении
Ростовых?
Стиль писателя
Способ выражения авторской
позиции
Пейзаж. (Человек и природа)
Внутренний монолог (молитва Ростова).
Характеристика героя с помощью художественной детали.
Прямая авторская характеристика героя.
Поведение героев во время охоты.
Речевая характеристика героев.
«…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.»
В.П.Катаев
Художественно-выразительные
средства (олицетворение;
сравнение; аллегория; ирония
и т.д.),позволяющие
проникнуть в идейный
замысел романа.
2
«…утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю».
«…событие должно было совершиться
только потому, что оно должно было
совершиться.» (Л.Н.Толстой)
Система образов в эпизоде
Данило -
ловчий, крестьянин
Ростовых
Дядюшка
Михаил
Никанорыч
Старый граф
Илья Андреевич
Ростов
Николай Ростов-
молодой барин
Наташа
Ростова
Помещик Илагин-
сосед Ростовых
Петя
Ростов
3
По Толстому, близость человека
к природе очень часто оказывается
положительным критерием личности .
«Несмотря на то, что Данило был невелик
ростом, видеть его в комнате производило
впечатление подобное тому, как когда
видишь лошадь или медведя на полу между
мебелью и условиями людской жизни.
Данило сам это чувствовал и, как обычно,
стоял у самой двери, стараясь говорить тише,
не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь
господских покоев, и стараясь поскорее все
высказать и выйти на простор, из-под
потолка под небо»
Какие художественные средства
использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы?
Данило - охотник
«…из-за угла вышел…ловчий Данило,
по-украински в скобу обстриженный, седой,
морщинистый охотник, с гнутым арапником
в руке и с тем выражением самостоятельности
и презрения ко всему в мире, которое бывает
только у охотников.»
Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире , которое бывает только у охотников»?
Какова роль Данилы в сцене охоты?
Почему он так «самостоятелен»?
Данило и Николай Ростов
«Он снял свою черкесскую шапку перед
барином и презрительно посмотрел на него.
Презрение это не было оскорбительно для
барина: Николай знал, что этот все
презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.»
Почему автор выстраивает так
отношения между барином и крепостным?
В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?
Том 2,
часть4,
5глава
Николай в ожидании зверя
Почему сходны чувства и даже
мечты Николая на охоте и в бою?
Что сближает в его сознании
Аустерлиц, Долохова, карты,
войну и охоту?
Каково состояние людей
на охоте и во время военных
действий?
«Лабиринт сцеплений» -
так называет Толстой свой роман.
1812г
Николай Ростов
со своим эскадро-
ном атакует французов, берет в плен офицера.
(Том3, ч.1, гл.15)
За Николаем Ростовым гонятся
французы (Шенгра-
бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19)
Идет «охота»
1805г
1809г
Николай Ростов
охотится в своем
имении на волка
(т.2, ч.4,гл.3-6)
Что объединяет понятия:
война и охота?
Уничтожить
(лишить жизни)
Война -«забава»
политиков и
людей, наделенных
властью (их оружие-
целая армия)
Охота –«забава»
людей привилеги-
рованного класса
(с применением
оружия)
Результат:
военные трофеи, шкура убитого
зверя.
Князь Андрей Болконский
о бессмысленной войне 1805 года
«Война не любезность, а самое гадкое дело
в жизни, и надо понимать это и не играть
в войну. Надо принимать строго и серьезно
эту страшную необходимость. Все в этом:
откинуть ложь, и война так война,
а не игрушка. А то война – это любимая
забава праздных и легкомысленных людей.»
Что имел в виду князь Болконский,
сравнивая войну с «забавой праздных и
легкомысленных людей»?
«Граф Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубу, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять»
Какая фраза в описании старого графа содержит авторскую иронию?
Данило и старый граф
«- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа.
-Про…ли волка-то! ..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по
ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.»
Как меняет охота привычные
отношения людей, их иерархию?
«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.»
Какими словами автор подчеркивает «единение» Наташи Ростовой с народом?
Зачем автор
использует аллегорию
в сцене травли волка
собаками?
В чем замысел
автора?
Описание волка
«Вдруг вся физиономия волка изменилась;
он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда
не виданные им человеческие глаза,
устремленные на него, и, слегка поворотив
к охотнику голову, остановился – назад или
вперед? «Э! все равно, вперед!..» - видно,
как будто сказал он сам себе и пустился
вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.»
Зачем нужно было автору так детально описывать повадки и «мысли» зверя, на которого идет охота?
Сцена травли волка собаками
«Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-то сделалось с Караем ,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними.
Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5)
Почему автору важна сцена борьбы собак с волком?
Какие ассоциации возникают, когда
читаешь этот эпизод?
Бородинское
сражение
Русский
мужик
1812 год
Народ
«Долго еще они поглядывал-
ли на красного Ругая,
который с испачканной
грязью, горбатой спиной,
побрякивая железкой,
с спокойным видом
победителя шел рысцой
за ногами лошади дядюшки.»
«…Данило уже лежит в
середине собак, на заду
волка, стараясь поймать
его за уши. Очевидно
было и для охотников, и
для собак, и для волка,
что теперь все кончено.»
Кто
настоящий
победитель
«сражений»?
Соотнесите
моменты «победы»
в сцене «охоты» с
событиями романа.
Травля волка заканчивается «победой» Данилы
Травля зайца заканчивается «победой» пса Ругая
Итог сцены
«охота» 1809 год
Вывод:
Чем важна
в концепции
романа сцена
охоты?
Концепция -
замысел, то или иное понимание
чего-нибудь.
В гостях у дядюшки после охоты
«…Анисья Федоровна …сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.»