СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 7. Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока 5кл

Просмотр содержимого документа
«Урок 7. Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация 5 класс»

Урок 7. Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация 5 класс

Цель урока: формирование представлений о методах изучения природы.

Задачи:

- образовательные: сформировать у учащихся представление об основных методах изучения природы: измерение, наблюдение, эксперимент;

- развивающие: развивать умения работать с учебником, тестовыми заданиями, умение анализировать, сравнивать, проводить простейшие измерения и эксперименты; развивать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;

- воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу во время работы в группе.


Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, умение проводить элементарные исследования, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), умение организовать вы­полнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.


Тип урока: комбинированный


Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, мои юные друзья!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Актуализация опорных знаний. Проверка дз

Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.

- Вспомним изученный материал.

Индивидуальная работа: 6 учащихся приглашаются работать по карточкам. Приложение 1.


Фронтальная работа:

1. Что такое природа? На какие группы делятся объекты природы? Приведите примеры.

2. Назовите признаки живой природы.

3. Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.)

4. Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единой целое

5. Биология  — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. Связь биологии с другими науками (математика, география, и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека

6. Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами

7. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент и теория.

8. Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет)


Мотивация и целеполагание

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1) Отгадайте загадки:

1.В парке, в сквере и в саду

В вальсе тихо на ветру
Листья жёлтые кружат.
Что же это…(ЛИСТОПАД)

2.Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.

Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (СНЕГ)

3.Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне. (МОРОЗ)

- Скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста?

- Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Тема: Методы изучения природы. Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация

Ребята, вы теперь хорошо знаете, как определить, к какой группе относится изучаемый объект - к живой или неживой природе. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.

Слайд 2. Метод (от греческого «методос» – путь исследования) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

- Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие методы используют для изучения объектов живой природы.

- Итак, тема урока: «Методы изучения природы». Слайд 1. (Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на гиперссылку «стрелка» на слайде 2).

Запись числа и темы в тетрадь.


Совместное открытие знаний.

- Метод – способ, прием (с греч.) МЕТОД – способ познания или исследования; способ достижения цели или решения конкретной задачи

- Для ознакомления с методами изучения природы мы воспользуемся материалом учебника и заполним таблицу:

Название метода

Сущность метода

Работа с параграфом 3 и заполнение таблицы. Одновременно демонстрация презентации. Учитель дополняет материал.

- О каком первом методе вы узнали?

Рассказ учителя.

Слайд 4.

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Сущность метода:

восприятие  объектов природы  с  целью  получения  первичных  данных  для дальнейшего анализа.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях.

Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.

- Как называется второй метод, о котором вы узнали?

Слайд 5.

Итак, описание. Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание, как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.

Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.

- О каком еще одном методе вы узнали? В чем его сущность?

Слайд 6.

Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение, применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.

Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

- Назовите еще один очень важный метод.

Слайд 7.

Итак, экспериментСлово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.

Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

- Как называется метод, о котором шла речь в данном абзаце?

Слайд 8.

Метод сравнения.

Сущность метода: сопоставление, то есть установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.

- Как называется последний метод, о котором вы узнали?

Моделирование.

Сущность метода: изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.

- Итак, мы познакомились с основными методами изучения природы.

Измерение

Классификация


Физкультминутка Слайд 9.

- А теперь немного отдохнем.

Учащиеся встают.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).

Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).

Теперь в саду яблоки спелые рвете. (Учащиеся поднимают руки вверх).

Налево, направо, вокруг посмотрели. (Поворот туловища).

Открыли глаза, и снова за дело!


Практическая работа


Практическая работа.

Класс делится на 2 группы по 2-3 человека.

Каждая группа получает инструкционную карту. Приложение 2.


1 - «Растворение сахара в воде». эксперимент

2 – «Измерить размеров семян фасоли»-измерение

3 - «Измерить длину раковины моллюска» Измерение

4 – «Разложить листья лаврового листа по длине листа» классификация

5 - «Растворение соли в воде». эксперимент

6.- рассмотрите в окно деревья на пришкольном участке. Какие они? наблюдение, описание


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

А сейчас мы попробуем применить некоторые методы, о которых мы с вами говорили, на практике.

Слайд 10. Нам предстоит выполнить практическую работу: «Наблюдение за ростом корней и листьев лука». Запись в тетрадь.

- Для этого нам понадобится следующее оборудование:

пластиковый стаканчик,

луковица.

линейка. Запись в тетрадь.

Слайд 11. Учащиеся работают четверками. Закладывают опыт. Стаканчики маркируются, например, №1. Учащиеся запоминают номер своего стаканчика и ведут наблюдение за луковицей, помещенной в данный стакан.

- Ход работы:

Поместите луковицу в стаканчик с водой.

Поставьте стаканчик в теплое, хорошо освещенное место.

Через каждые 2-3 дня измеряйте длину корней и листьев луковицы.

Слайд 12.

Данные записывайте в таблицу. Запись таблицы в тетрадь.

Дата

Длина корней (max)

Длина листьев (max)

 

 

 

 

Наблюдайте за луковицей в течение 2 недель.

- Данные обобщите в выводах.

Запишите максимальную длину корней и листьев лука.

Напишите, какими методами вы пользовались для проведения данной практической работы.


Подведение итогов

Итак, давайте подведем итоги.

О каких методах изучения природы вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание с.17-19 новый учебник, записи в тетради, прр с луком



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!