СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 77 Тема: Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 77 Тема: Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. 5 класс»

Урок № 77

Тема: Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.

Цель: Продолжить работу над пьесой-сказкой «Двенадцать месяцев»; повторить

теорию литературы;

- развивать умения анализировать драматическое произведение, формировать

личностное отношение к таким понятиям, как положительное и отрицательное;

формировать умение высказывать своё отношение к героям;

- воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение

между учащимися, акцентировать внимание на добрых чувствах людей.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1)Беседа по содержанию произведения.

Слово учителя:

– Ребята, дома вы прочитали сказку «Двенадцать месяцев». Давайте обсудим содержание.

– Перечислите героев сказки, с которыми вы познакомились на страницах учебника?

Итак, давайте посмотрим начало пьесы. Вторая картина 1-го действия. – “Королевский урок”.

– Скажите, где происходит действие?

– Какими вы представляете девочку-королеву и учителя королевы? Королева

Капризная, ленивая, надменная, бессердечная.

Учитель- умный, терпеливый, выдержанный, робкий.

– Почему королеву можно назвать бессердечной? Какое неправильное решение она приняла? (подтвердите ответ словами из текста).

– Какой приказ (или каприз) издала королева? (принести во дворец подснежники к Новому году).

– Как называются люди, которые зачитываю указы королевы? (Глашатые)

– Почему королева выбирает написание слова казнить , а не помиловать?

– Почему профессор говорит о грубой ошибке, ведь эта жизненная проблема не касается предмета, который он преподает?

– Как вы считаете, королеве нужно ещё много учиться?

– Почему падчерица понравилась месяцам?

– Почему сестра и мачеха обманули падчерицу?


III. Озвучить цели и задачи урока.

– Тему нашего урока запишите в тетради.

Сегодня мы продолжим работу над анализом драматического произведения; повторим теорию литературы, познакомимся с новыми понятиями, обсудим, с какими проявлениями добра и зла мы столкнулись в сказке.

IV. Основная работа

1. Ответьте на вопросы:

– О чем мечтают старуха и дочка?

– Как они относятся друг к другу?

– К падчерице? Приведите примеры из текста.

– Какие жизненные ценности они считают главными в жизни? Приведите примеры из текста.

– Почему этих героинь мы называем отрицательными?

– Каково отношение автора к героиням? Как можно обнаружить авторское отношение к персонажам в пьесе?

– Почему падчерицу не любит мачеха и сестра?

– В чем выражается забота мачехи о падчерице?

– Можно ли это назвать истинной заботой?


2. Краткий пересказ

- Чем закончилась сказка?


3. Сравните двух сестер. Напишите их черты характера.

Падчерица - умная, отважная, имеет чувство юмора, сирота, щедрая, справедливая, весёлая, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.

Дочь - жадная, безжалостная, лживая, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

– Так с какими проявлениями добра и зла мы столкнулись в произведении? - – Перечислите положительных и отрицательных героев.

4. Работа с терминами и понятиями.

– Вспомним теорию литературы. Дайте устное определение следующих понятий:

Термин

Значение

Тема

Ответ на вопрос, о чем пишет автор.

Идея

Главная мысль произведения, что хотел сказать нам автор, чему хотел научить

Композиция текста

Построение текста (сколько частей, глав, действий в тексте)

Сюжет

Цепь событий, которые развиваются в произведении.

Жанр

Разновидность художественного произведений, имеющих общие черты. (Эпос - рассказ, повесть; лирика-стихотворение, песня, романс; драма – комедия, трагедия, драма.


Роды литературы: эпос (эпические произведения), лирика (лирические произведения), драма (драматические произведения). Жанры драмы: пьесы, сценки, комедия, трагедия, драма.



 А какие жанры произведений вы знаете? (Стихи, сказки, драматические сказки, сказы, рассказы, повести)

Действительно, мир художественной литературы очень разнообразен, но принято в литературоведение объединять все произведения в три группы, рода.



Эпос

Лирика

Драма




- А какие жанры этих родов вы знаете?

Слайд 1

Рассказ

Повесть

Роман

Стихотворение

Басня

Поэма

Пьеса

Комедия

Трагедия



Диалоги и монологи героев Предназначена для постановки в театре (спектакль) Герои – действующие лица Реплики – речь героев Акт, действие – большие части, на которые разделена пьеса Явления, сцены, картины – на них поделены акты и действия Ремарки – авторские короткие замечания


- Запишем в тетрадь новые определения:

Драма

1) Род литературы.

2) Произведения, предназначенные для постановки на сцене (жанры: драма, комедия, трагедия)

Пьеса

Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.

Ремарки

Пояснения автора о возрасте, внешности персонажей, их поведении, жестах, интонации

Ремарки

– Что такое ремарки? Подумайте, что означает каждая из них.

Действия, которые совершают герои. (Низко кланяется и т. д.)

Указывает на выражение лица. (Задумчиво)

Указывает на внешние шумы. (Хлопает в ладоши)

– Для чего нужны ремарки? (Автор не имеет возможности, кроме ремарок, говорить от себя).


5. Проблемный вопрос: «Чем отличается пьеса от сказки?» (отвечают)


– Посмотрите и скажите, чем текст сказки отличается от текста пьесы? (Записан по ролям, текст написан для постановки на сцене)

– Давайте посмотрим, из каких частей он состоит. Что вы заметили? Как называются эти части?

– Что необычного вы увидели в сюжете пьесы, есть ли фантастические элементы, напоминающие сказку? (Не могут месяцы года вместе встречаться, да ещё разговаривать между собой и с падчерицей)

–  Значит, это ещё раз нам доказывает, что какой вид сказки? (волшебная сказка)

– Можем ли мы сказать, что «Двенадцать месяцев» - это пьеса-сказка?


V. Закрепление.

1. Беседа на повторение:

–  К какому жанру относится произведение «Двенадцать месяцев»?

–  Разобрались ли мы в том, что такое пьеса? Дайте определение.

–  Какие новые термины по теории литературы вы узнали? Вспомним все термины, которые мы обговаривали на сегодняшнем уроке.

–  Кому мы симпатизируем в сказке-пьесе?

–  Кому симпатизирует автор?

–  Кому помогли силы природы? Почему?

–  Какова же главная мысль произведения? Какой мыслью хотел поделиться автор? (Добро побеждает зло. Силы природы помогают только добрым, трудолюбивым людям.)

2. Игра «О ком речь?» Назовите, кто из героев...

–  Самая капризная и легкомысленная?

–  Самая сварливая и жадная?

–  Самая завистливая и ленивая?

–  Самый вежливый и уступчивый?

–  Самая терпеливая и добрая?

–  Кого можно назвать фантастическими героями?


VI. Рефлексия. «Продолжи предложение»

Я понял, что…
Было интересно…

Было трудно…
Мне захотелось…


Оценивание

Домашнее задание: выучить литературоведческие понятия в тетради.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!