СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 81. Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго". Соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции в романе. 11 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать учащимся, как в романе Б. Л. Пастернака сочетаются эпическое и лирическое начала; раскрыть тему интеллигенции в романе (на примере судьбы главного героя); развивать навыки анализа художественного произведения, сравнения и сопоставления; формировать активную гражданскую позицию: ответственность перед прошлым за настоящее и будущее; воспитывать любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.  

Просмотр содержимого документа
«Урок № 81. Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго". Соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции в романе. 11 класс.»

УРОК № 81
Тема: Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции в романе.

Цель: показать учащимся, как в романе Б. Л. Пастернака сочетаются эпическое и лирическое начала; раскрыть тему интеллигенции в романе (на примере судьбы главного героя); развивать навыки анализа художественного произведения, сравнения и сопоставления; формировать активную гражданскую позицию: ответственность перед прошлым за настоящее и будущее; воспитывать любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.
Оборудование: портрет Б. Л. Пастернака, текст романа «Доктор Живаго», раздаточный материал для работы парах, группах, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о сочетании эпического и лирического начал в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»; раскрывают тему интеллигенции в романе (на примере судьбы главного героя); формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют и комментируют эпизоды романа в соответствии с поставленным заданием.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Расскажите о судьбе романа «Доктор Живаго». Почему писатель В. А. Каверин утверждал, что «другой такой книги о русской интеллигенции пока нет»?
• Почему Б. Л. Пастернак назвал свой роман «моё христианство»?
• В чём своеобразие композиционного построения романа?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Рисуя широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны, сквозь призму биографии доктора-поэта книга затрагивает тайну жизни и смерти, проб лемы русской истории, интеллигенции и революции, христианства, еврейства.

Книга была резко негативно встречена советской официальной литературной средой и отвергнута от издания из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской революции и последующей жизни страны. Травля Пастернака из-за романа «Доктор Живаго» стала одной из причин его тяжёлой болезни и преждевременной смерти в 1960 г.

Многие страницы «Доктора Живаго» автобиографичны, особенно те, что посвящены поэтическому творчеству, ведь врач Юрий Живаго — тоже поэт. «Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака. Это духовная автобиография Пастернака»,— утверждает Д. С. Лихачёв. И с этим трудно не согласиться. За страницами, описывающими Юрия Живаго, встаёт собирательный образ русской интеллигенции, которая не без колебаний и духовных потерь приняла революцию. Трагедия Живаго — в постоянных сомнениях и колебаниях, однако в нём есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных и непродуманных решений. Он стоит как бы над схваткой, ощущая громадность совершающихся помимо его воли, несущих его событий, «метущих по всей земле».

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— В основе романа лежит судьба Юрия Живаго с момента, когда он, ещё мальчик, хоронит свою мать в 1902 г., до 1929 г., когда герой умирает сам от разрыва сердца на московской улице.

Пастернак рисует мир, в котором формировалась интеллигенция его поколения. В юности она ожидала и приветствовала революцию, ещё плохо представляя себе, что это такое. Затем мечты сталкиваются с правдой жизни, и открывается неожиданное: мир многогранен. В нём не совпадают христианские идеалы и революционные, индивидуальность оказывается подавленной категоричностью времени.

Роман не даёт нам описания политических событий, социальных столкновений, он философичен в основе своей: с интересом вдумываемся мы в размышления и споры героев о жизни, о предназначении человека, осознаём судьбу творческой личности в революции. Если сначала Юрию Живаго революция виделась как панацея от язв, лекарство для исцеления общества, то, утратив иллюзии, он видит прежде всего бесчеловечность. Любовь, милосердие, сострадание уходят из жизни.

2. «Читая — размышляем…»:
аналитическое чтение эпизодов романа
Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
(подготовительная работа перед самостоятельной работой в парах по созданию образа-характеристики Юрия Живаго)

А) Анализ эпизода
«Разговор Юрия Живаго с Анной Ивановной Громеко»
(кн. 1, ч. 3, гл. 2, 3)

• Почему Пастернак так подробно описывает комнату Анны Ивановны? Какой помощи и почему ждёт она от Юрия Живаго? Какой смысл вкладывает в понятие «талант»?
• Что Юрий Андреевич называет талантом? Как это выразилось в его словах, обращённых к Анне Ивановне?
• Как Юрий Живаго понимает «жизнь вечную»? Как меняется душевное и физическое состояние Анны Ивановны в этом эпизоде?

Б) Анализ эпизода
«Встреча Юрия Живаго с зыбушинским глухим Погоревших
по дороге из Мелюзеева в Москву»
(кн. 1, ч. 5, гл. 14, 15, 16)

• Случайно ли для Пастернака то, что встреча происходит в поезде? Почему Погоревших выведен писателем глухим? К чему он глух?
• В чём разница между Юрием Живаго и Погоревших? Почему Юрию Андреевичу стало не по себе после разговора с этим попутчиком?
• Каково в этом эпизоде значение пейзажных миниатюр?

В) Анализ эпизода
«Описание боя партизан с мальчиками-гимназистами»
(кн. 2, ч. 11, гл. 4)

• Что отмечает Живаго в мальчиках-гимназистах во время боя?
• Почему вопреки своей воле Юрий берётся за оружие? Каково значение в этом эпизоде упоминания о ладанке телеграфиста и тавлинке гимназиста, с вложенными в них текстами 90-го псалма?
• Что хотел показать Б. Л. Пастернак в этом эпизоде? Каково значение эпизода в судьбе главного героя и в идейно-художественной концепции романа?

Г) Анализ эпизода
«Возвращение Юрия Живаго из партизанского отряда в Юрятин»
(кн. 2, ч. 13, гл. 1, 2, 3, 7, 18)

• Каково значение описания дороги и пейзажных зарисовок в этом эпизоде?
• Какие чувства переполняют Юрия Живаго, когда он приходит в дом Лары? Чем Лара дорога Юрию?
• Почему на Юрия Живаго так сильно подействовали революционные декреты?

Д) Анализ эпизода
«Юрий Живаго в Варыкино после расставания с Ларой»
(кн. 2, ч. 14, гл. 13, 14, эпилог)

• Как Борис Пастернак показывает боль утраты Живаго?
• Почему после отъезда Лары Юрий Андреевич почти всё своё время отдаёт поэтическому творчеству?
• Как переплетаются в сознании Юрия Живаго воспоминания о Ларе с размышлениями о революции, истории, искусстве? Почему эти размышления приносят герою «трагическое счастье»?
• Какова роль эпилога в романе? Какие, с вашей точки зрения, стихи из тетради Ю. Живаго соотносятся с сюжетной конвой романа? Аргументируйте своё мнение.

3. «Начинающие литературоведы»:
самостоятельная работа по созданию
образа-характеристики Юрия Живаго (в парах)

• Опираясь на полученные при изучении романа «Доктор Живаго» знания, творчески переработав их, дополнив анализом самостоятельно подобранных эпизодов, составьте характеристику главного героя романа Юрия Андреевича Живаго.
При выполнении работы воспользуйтесь памяткой «План характеристики героя литературного произведения» (раздаточный материал).

Карточка
План характеристики
героя литературного произведения

При характеристике героя литературного произведения вам поможет план:

1. Определение места героя среди других персонажей.
2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).
3. Наличие прототипов и автобиографических черт.
4. Анализ имени.
5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
6. Речевая характеристика.
7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
8. Семья, воспитание, история жизни. Род занятий.
9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
13. Оценка литературного персонажа его современниками.
14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого мировоззрения.
15. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
16. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

С помощью представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое любого произведения. При анализе не обязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для любого героя, но не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам действительно помогут.

4. Презентация результатов работы:
слушание нескольких творческих работ,
их комментирование, рецензирование учителем

5. Обобщение учителя

— Меж двух лагерей стоит доктор Живаго. Бесчеловечные времена затягивают людей в водоворот кровавой бойни. Доктора этот водоворот тоже увлекает, как бы он ни сопротивлялся. Герой — не боец, но тем не менее участвует в Гражданской войне то на той, то на другой стороне.

Живаго — врач, он давал клятву Гиппократа, он призван спасать людей, да и по убеждениям доктор является гуманистом. У него даже нет оружия. Но вот это оружие оказывается в его руках. Юрий Живаго начинает стрелять, как все, но стреляет он в стоящее перед ним обуглившееся дерево. «Но ужас! Как ни остерегался доктор: двух он задел и ранил, а третьему несчастливцу, свалившемуся недалеко от дерева, это стоило жизни».

Так человек во времена убийств и кровавых злодеяний становится преступником против своей воли. Позиция над схваткой не спасает героя, он должен занять своё место в битве двух сторон. Но даже убив человека, Живаго остаётся самим собой. Он честно проживает свой век, не изменяя призванию истинного русского интеллигента. Живаго — яркий представитель интеллигенции в романе. Его трагическая судьба — судьба многих ярких её представителей. Живаго не потерял себя, не отказался от главного в себе, не принял ни одной из чуждых ему ролей.

Сломанный трамвай, в котором нечем дышать,— последний символ, характеризующий взаимоотношения Живаго с миром. Сердце не выдержало, но физическая смерть героя не означает прекращения существования. По мысли самого героя, никто не исчезает в мире. Остаются стихи доктора Живаго — а это новая форма жизни.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Выполнение интерактивного упражнения
«Пресс»
(работа в группах)

1-я группа.
Роман «Доктор Живаго» заканчивается дневником главного героя, где помещены его стихи. Как вы думаете, почему именно так поэт закончил свой роман? Воспринимается ли вами сборник стихов Живаго как одна из глав романа?

2-я группа.
Определите жизненную позицию Юрия Живаго. Как она связана с философской концепцией автора («безволие» и «бездеятельность», «фатализм» и жертвенность)? Какие из стихов Юрия Живаго позволяют глубже проникнуть в своеобразие его жизненной позиции?

3-я группа.
Сопоставьте эти высказывания О. Э. Мандельштама с романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»: поясните, в чём заключается новаторство подхода авторов XX в. к проблеме современного романа.
«…композиционная мера романа — человеческая биография… Человек без биографии не может быть тематическим стержнем романа, и роман, с другой стороны, немыслим без интереса к отдельной человеческой судьбе — фабуле и всему, что ей сопутствует. Кроме того, интерес к психологической мотивировке… в корне подорван и дискредитирован наступившим бессилием психологических мотивов перед реальными силами, чья расправа с психологической мотивировкой час от часу становится более жестокой».
(О. Э. Мандельштам «Конец романа»)

Презентация результатов работы

2. Обобщающее слово учителя

— 23 октября 1958 года Борису Пастернаку за роман «Доктор Живаго» была присуждена Нобелевская премия с формулировкой «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Власти СССР во главе с Н. С. Хрущёвым восприняли это событие с негодованием, поскольку сочли роман антисоветским.

Из-за развернувшейся в СССР травли Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от получения премии. Лишь 9 декабря 1989 года Нобелевский диплом и медаль вручили в Стокгольме сыну писателя Евгению Пастернаку.

«В СССР в 1958 году был лишь один человек, который, подняв забрало, сказал: “Я Борис Пастернак, я автор романа «Доктор Живаго». И я хочу, чтобы он вышел в том виде, в котором он был создан”. И этому человеку присудили Нобелевскую премию. Я считаю, что эта высшая награда присуждена самому правильному человеку в то время на Земле…»,— так писал Иван Никитич Толстой, автор книги «Отмытый роман Пастернака».

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «“Я весь мир заставил плакать над красой земли моей” (размышления над страницами романа Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”)».

2. Опережающие задания (3 учащихся).
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. И. Солженицына,
сообщения «История создания, появления повести “Один день Ивана Денисовича” в печати и общественный резонанс, вызванный её публикацией».

3. Знать содержание повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».



Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!