СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 87. "Деревенская проза" в русской современной литературе. Человек и природа в книге В. Астафьева "Царь-рыба". 11 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать учащимся понятие о «деревенской прозе» в русской современной литературе (об основных представителях, проблематике, связи с национальными традициями русской литературы); раскрыть взаимоотношения человека и природы в произведениях В. П. Астафьева (на примере повествования в рассказах «Царь-рыба»); исследовать и оценить авторскую позицию и образно-символическую насыщенность повествования; выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными и миром природы; развивать навыки анализа прозаического текста, творческого чтения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 87. "Деревенская проза" в русской современной литературе. Человек и природа в книге В. Астафьева "Царь-рыба". 11 класс.»

УРОК № 87
Тема: «Деревенская проза» в русской современной литературе:
основные представители, проблематика, связь с национальными традициями русской литературы (обзор). Человек и природа в повествовании в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба».

Цель: дать учащимся понятие о «деревенской прозе» в русской современной литературе (об основных представителях, проблематике, связи с национальными традициями русской литературы); раскрыть взаимоотношения человека и природы в произведениях В. П. Астафьева (на примере повествования в рассказах «Царь-рыба»); исследовать и оценить авторскую позицию и образно-символическую насыщенность повествования; выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными и миром природы; развивать навыки анализа прозаического текста, творческого чтения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, сборник повествования в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о «деревенской прозе» в русской современной литературе (об основных представителях, проблематике, связи с национальными традициями русской литературы; раскрывают взаимоотношения человека и природы в произведениях В. П. Астафьева (на примере повествования в рассказах «Царь-рыба»); обозначают место и роль образа автора в художественной структуре повествования в рассказах «Царь-рыба»; оценивают авторскую позицию и образно-символическую насыщенность повествования; участвуют в аналитической беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Расскажите о жизни и творчестве Н. М. Рубцова.
• Укажите основные художественные особенности поэтического мира Н. М. Рубцова.
• Объясните, почему Н. М. Рубцов считается продолжателем традиций русской классической поэзии.

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— 50–60-е гг. XX в.— это особый период в развитии русской литературы. Преодоление последствий культа личности И. В. Сталина, сближение с действительностью, изживание элементов бесконфликтности, как ювелирные камней приукрашивания жизни — всё это характерно для русской литературы этого периода.

В это время заметна особая роль литературы как ведущей формы развития общественного сознания. Это привлекало писателей к нравственной проблематике. Примером этому служит «деревенская проза».

Появление «деревенской прозы» в 1950-х гг. отразило потребность общества вспомнить свои вековые устои, подтвердить нравственный характер законов народной жизни. В «деревенской прозе» вопросы нравственности связаны с сохранением всего ценного в сельских традициях: вековой национальной жизни, уклада деревни, народной морали и народных нравственных устоев. Тема преемственности поколений, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, проблема духовных истоков народной жизни по-разному решается у разных писателей.

ІV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (лекция)
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Термин «деревенская проза», включённый в научный обиход и в критику, остаётся спорным. Прежде всего, под «деревенской прозой» мы подразумеваем особую творческую общность, то есть это в первую очередь произведения, объединённые общностью тем, постановкой нравственно-философских и социальных проблем. Писатели этого направления стремятся к глубокому психологизму в изображении характеров, к использованию диалектов, местных словечек. На этой почве вырастает их интерес к историко-культурным традициям русского народа, к теме преемственности поколений.

Художественная литература о селе, о человеке-крестьянине и его проблемах на протяжении 70 лет становления и развития отмечена несколькими этапами:

1) в 1920-е гг. в литературе были произведения, которые спорили друг с другом о путях крестьянства, о земле. В произведениях И. Е. Вольнова, Л. Н. Сейфуллиной, В. И. Иванова, Б. А. Пильняка, А. С. Неверова, Л. М. Леонова действительность деревенского уклада воссоздавалась с разных идейно-социальных позиций;

2) в 1930–1950-е гг. уже преобладал жёсткий контроль над художественным творчеством. В произведениях Ф. М. Панфёрова «Бруски», «Стальные рёбра» А. А. Макарова, «Девки» Н. И. Кочина, «Поднятая целина» М. А. Шолохова отразились негативные тенденции в литературном процессе тех лет;

3) после разоблачения культа личности И. В. Сталина и его последствий происходит активизация литературной жизни в стране. Для этого периода характерно художественное многообразие. Художники осознают своё право на свободу творческой мысли, на историческую правду.

Новые черты прежде всего проявлялись в деревенском очерке, в котором ставили острые общественные проблемы. («Районные будни» В. В. Овечкина, «На среднем уровне» А. В. Калинина, «Падение Ивана Чупрова» В. Ф. Тендрякова, «Деревенский дневник» Е. Я. Дороша).

В 1960-е гг. «деревенская проза» выходит на новый уровень. Рассказ «Матрёнин двор» А. И. Солженицына занимает важное место в процессе художественного осмысления народного бытия. Рассказ представляет собой новый этап в развитии «деревенской прозы».

Писатели начинают обращаться к темам, которые раньше были запретными:

• трагические последствия коллективизации («На Иртыше» С. П. Залыгина, «Кончина» В. Ф. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. А. Можаева, «Кануны» В. И. Белова, «Драчуны» М. Н. Алексеева и др.);
• изображение близкого и далёкого прошлого деревни, её нынешних забот в свете общечеловеческих проблем, губительное влияние цивилизации («Последний поклон», «Царь-рыба» В. П. Астафьева, «Прощание с Матёрой», «Последний срок» В. Г. Распутина, «Горькие травы» П. Л. Проскурина);
• в «деревенской прозе» этого периода наблюдается стремление приобщить читателей к народным традициям, выразить естественное миропонимание («Комиссия» С. П. Залыгина, «Лад» В. И. Белова).

Деревенская проза 1970–1980-х гг.— это не просто книги о сельском жителе, а произведения о русском человеке во всей сложности и трагичности его бытия в XX в., о тех коллизиях, что неизбежно следовали за катаклизмами в русской деревне. Так, многие горожане в эти годы были переселенцами из деревни. Ф. А. Абрамов с полным основанием утверждал, что в этих книгах подняты проблемы «нашего национального развития — исторических судеб».

В решении названного круга проблем были задействованы все виды прозаических произведений — от публицистического очерка до романа-эпопеи, все жанры — исторические, социальные, психологические, философские, сатирические, лирические и т. п. Современная проза не могла пройти мимо событий коллективизации, когда откровенным попранием справедливости, насилием над беззащитными, ложью и демагогией подрывались основы народной нравственности.

Таким образом, изображение человека из народа, его философии, духовного мира деревни, ориентация на народное слово — всё это объединяет таких разных писателей, как Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, М. Н. Алексеев, Б. А. Можаев, В. М. Шукшин, В. Г. Распутин, Е. В. Носов, В. В. Крупин и др.

2. Работа над идейно-художественным содержанием
повествования в рассказах «Царь-рыба»

А) Словарная работа

Запись на доске и в тетрадях
Царь — (от латинский caesar — «цезарь»), в России в 1547–1721 гг. официальный титул главы государства. Первым царём был Иван IV Грозный (Большой энциклопедический словарь).
Царь — устаревшая форма и слово книжное: тот, кто безраздельно обладает чем-нибудь, властитель (царь своей судьбы, царь моей души) (Словарь русского языка С. И. Ожегова).
Царь — государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царём небесным ходит, под Богом (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля).

Б) Слушание сообщения о творческой истории создания
повествования в рассказах «Царь-рыба»

В) «Читая — размышляем…»:
аналитическая беседа (по всей книге)

• Как бы вы определили жанр «Царь-рыбы»?
• Как вы понимаете смысл заглавия произведения?
• Как вы понимаете смысл эпиграфов к рассказам-новеллам?
• Почему главы о браконьерах выстроены как «галерея грешников»?
• Есть ли в «Царь-рыбе» герой, который несёт в себе авторский идеал?
• Вспомните, какие произведения русской литературы написаны тоже в жанре «повествования в рассказах». (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И. С. Тургенев «Записки охотника».)

3. Аналитическая беседа
по тексту новеллы «Бойе»

• О каких фактах биографии автора мы узнаём из этой новеллы?
• Рассказ распадается на две части. Определите эти части.
• Почему в центре повествования находится собака Бойе?
• Что воплощает образ собаки?
• Проанализируйте историю об охоте Николая на песца.
• Чему учит эта похожая на притчу история?

4. Аналитическая беседа
по тексту новеллы «Царь-рыба»

• Расскажите об интеллигенте из народа Игнатьиче.
• Какой грех таит душа этого человека? Ждёт ли он расплаты за него?
• Какой художественный образ позволил выразить преступность замысла героя в оценке автора?
• Какое событие является кульминационным в новелле?
• Расскажите о встрече Игнатьича с осетром. Есть ли что-то мистическое в этой встрече?
• Какой предстаёт перед читателем царь-рыба?
• Чьи слова вспоминает Игнатьич, увидев царь-рыбу? Подтвердите цитатой из текста.
• Почему же Игнатьич не отпускает рыбу? Найдите ответ в тексте, зачитайте.
• Каков философский смысл поединка Игнатьича с царь-рыбой?



5. Выполнение интерактивного упражнения
«Мозговой штурм» (работа в группах)

• Определите проблематику повествования в рассказах «Царь-рыба»: создайте мини-проект «Банк аргументов».

Комментарий.
Учащиеся в группах выдвигают варианты проблем: проблема воздействия человека на природу, проблема духовного возрождения человека, проблема нравственного выбора, проблема преемственности поколений, проблема смысла жизни и др. В это же время двое учащихся письменно фиксируют проблемы.
После обсуждения в группах представители групп показывают классу результаты работы. Учитель комментирует, рецензирует, корректирует ответы представителей групп.

6. Обобщение учителя

— Не случайно на последних страницах «Царь-рыбы» автор обращается за помощью к вековой мудрости, запечатлённой в Библии: «Всему свой час и время всякому делу под небесами. Время родиться и время умирать… Время войне и время миру». Но эти уравновешивающие всё и вся афоризмы тоже не утешают, и кончается «Царь-рыба» трагическим вопрошанием автора: «Так что же я ищу, отчего я мучаюсь, почему, зачем? — нет мне ответа».

Искомая гармония между человеком и природой внутри самого народного мира не наступила. Да и наступит ли когда-нибудь?..

Итак, мы пришли к выводу: проблемы, поднятые Астафьевым в середине прошлого века, по-прежнему актуальны. Мы делим их на два блока: экологические и нравственные проблемы. В чём решение? Судя по всему, экологические проблемы вытекают из нравственных.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Назовите произведения 1960–1980-х гг., которые связаны с понятием «деревенская проза». Какие из них вы прочитали?
• Что общего в биографии писателей, которых принято называть деревенщиками? Чем был продиктован их интерес к деревенской жизни, к судьбам крестьянства России?
• Какое место в произведениях Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина, В. П. Астафьева занимают лирические пейзажи? Выразительно прочитайте некоторые из них.
• Какой смысл содержат в себе слова «Россия, которую мы потеряли»?

2. Заключительное слово учителя

— В. Г. Распутин, размышляя о «деревенской прозе», заметил: «Никогда ещё литература с такой силой не говорила о судьбе человека и о судьбе земли, на которой живёт человек. Тревога эта доходит до отчаяния». И действительно, мрачные, поистине трагические интонации возникают в литературе, когда речь заходит об исчезновении сотен и тысяч малых родин, тех самых крохотных деревушек, с которых, по словам Н. М. Рубцова, когда-то начиналась Великая Русь и которые были повсеместно объявлены неперспективными.

VI. Домашнее задание
1. Знать содержание повестей В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой», «Пожар».
2. Творческое задание. Написать мини-сочинение «Как вы понимаете заключительные строки произведения “Царь-рыба”?».



Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!